Гнев нуждается в подпитке

Материал из книги «Психологические эффекты в менеджменте и маркетинге. 100+ направлений повышения эффективности в управлении и сбыте».

 

Гнев нуждается в подпитке [1]. Если гнев оппонента зашкаливает, следует помнить, что по своей природе гнев – эмоция высокоэнергетическая. Человек просто физически не может ее поддерживать длительное время без подпитки.

Практически любая радикальная группировка использует в качестве мотиватора эффект подпитки гнева. Их власть держится на постоянной подпитке гнева толпы, с одной стороны, и замещение страха раздражением [1] – с другой (выход из подобной организации строго карается, нередко — смертью. Этот страх лишь усиливает гнев, делает его бесконтрольным). Эти же самые эффекты – движущая сила любых революций. Радикалы отлично усвоили простое правило: невозможно подпитывать гнев без самооправдания, осуждения других людей и обвинения их во всех бедах. Неприятно осознавать то, что и правительства некоторых стран не гнушаются подобными приемчиками.

Гнев подпитывают: попытки перебить, советы вроде «успокойся» и упреки «что ты себе позволяешь?», повышение тона в ответ, агрессивные жесты, оправдания, попытка занизить значимость проблемы «да ничего страшного не случилось», сухой официальный тон, сарказм вроде «а сам то, на себя посмотри». То есть, по сути, гнев подогревает ответный гнев, насмешки и непонимание.

Гнев снижает: возможность выговориться, понимание и вербализация чувств, спокойный тон и жесты (срабатывает эффект психологического заражения [3]), согласие. Найдите, с чем можно согласиться, сказав «да», констатация факта неприятной ситуации без ее оценки (она ведь произошла, это факт), признание значимости проблемы (человек же не по пустяку так расстроился!), сочувствие. То есть – не перебивать, дать выговориться, признать значимость повода и проявить сочувствие.

Не поленюсь еще раз повторить: гнев требует обязательной подпитки, это необходимое требование «жизни» данной эмоции.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Эмоциональный интеллект. Российская практика / Сергей Шабанов, Алена Алешина. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 429 с.
  2. Сила воли. Как развить и укрепить / Келли Макгонигал; пер. с англ. Ксении Чистопольской. – 2-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 320 с.

 

© Антон Кожемяко

 

Подробнее ознакомиться с нашими технологиями вы можете, записавшись на онлайн-практикум по построению системы продаж на рынке В2В, по развитию ресурсного мышления через освоение ТРИЗ и онлайн-практикум по развитию коммерческого персонала, работающего на В2В-рынке. Успехов!