Искаженная оценка информации
Материал из книги «Психологические эффекты в менеджменте и маркетинге. 100+ направлений повышения эффективности в управлении и сбыте».
Искаженная оценка информации [1]. Нам кажется, что чем большим количеством информации мы владеем, тем качественнее наши решения. Этот эффект справедлив для вычислительных центров, так как огромные массивы данных позволяют получить точные корреляции и исследовать выбросы значений. В результате вы действительно способны получить новую полезную информацию [2]. Но для принятия решений человеком большое количество информации может сыграть злую шутку.
Немецкий психолог Г. Гигеренцер провел любопытный эксперимент: он задал вопрос: «в каком городе больше жителей – в Сан-Диего или в Сан-Антонио?» сначала американским, а затем немецким студентам. 62% американцев выбрали правильный ответ – Сан-Диего. Немецкие студенты дали правильный ответ в 100% случаев. Причина: все немецкие студенты что-то слышали о Сан-Диего, но ничего не слышали про Сан-Антонио. У американских студентов для принятия решения было больше информации.
Если рассмотреть проблему избыточной информации с точки зрения математических корреляций, ответ прост – много информации хорошо только в том случае, если вы умеете ей правильно пользоваться [2]. В остальных случаях обилие информации лишь вредит (см. эффект большого выбора [3]). Наше ощущение превосходства при наличии большого количества информации – всего лишь психологическая уловка, не более чем иллюзия.
Приведу пример из своей практики. В 2007 году я пришел в компанию Schneider Electric. Передо мной руководство департамента поставило задачу – создать канал продвижения для малого бизнеса. С этой категорией покупателей компания Schneider Electric в России никогда не работала напрямую, поэтому этот сегмент рынка был нам совершенно неведом. Поэтому, когда возникла идея перенести сюда опыт компании на иностранных рынках, а там подобный опыт был, возникло сомнение – приживется ли? Компания заказала исследование рынка этого типа потребителей одной крупной российской фирме, специализирующейся на проведении маркетинговых исследований. В результате – затрачен миллион рублей, получен отчет более чем на сотню страниц, обилие данных, графиков, диаграмм и… непонятно, с какого боку подступиться к проблеме. Тогда я поступил просто – отложил в сторону данные и провел углубленный опрос 20 типичных (с точки зрения целевой аудитории) предпринимателей. Было выявлено с десяток противоречий и значительное количество «напряжений». Затраты – копейки. Как результат – программа работы, кардинально отличающаяся от моделей, принятых в Европе. Проект затем вошел в перечень «лучших практик» компании… Спросите: пригодились ли собранные в миллионном отчете данные? Да, 5…10% из них мы в последствии использовали для обоснования инвестиций в проект. Короткие исследования с получением минимально необходимого набора данных рекомендует проводить Л. Уильямс, партнер всемирно известной компании Frod design [4] в целях сокращения времени, бюджета и отсечения потока избыточной информации.
Кстати, задумывались ли вы, почему нас так сильно сбивает с толку избыточная информация? Лично я разделяю мнение Г. Альтшуллера [5]. Одна из важнейших причин – школьные и ВУЗовские образовательные программы. Вспомните задачки по математике, физике, гидравлике… список можно продолжать. В любой задаче содержится ровно столько данных, сколько нужно для ее решения. К сожалению, мы не приучены умело лавировать, как серфер по волнам, в море избыточной информации. Она нас сбивает с толку, нам кажется, что если у нас много данных, значит все они нужны для решения поставленной задачи. Заложенная с детства мина замедленного действия…
Р. Добелли в своей книге «Территория заблуждений» шутит, что если у тебя есть враг – предоставь ему информацию. В век интернета, в эпоху возможностей получить огромное количество информации в несколько кликов, многие действительно стали ошибочно полагать, что на ее основе может принимать более качественные решения. Поэтому, владея большим массивом информации, задайте себе вопрос – вы действительно умеете ее использовать? Если ответ отрицательный, то вы просто столкнулись с влиянием эффекта искаженной оценки информации. Научитесь избавляться от ненужных данных.
ЛИТЕРАТУРА:
© Антон Кожемяко.
Подробнее ознакомиться с нашими технологиями вы можете, записавшись на онлайн-практикум по построению системы продаж на рынке В2В, по развитию ресурсного мышления через освоение ТРИЗ и онлайн-практикум по развитию коммерческого персонала, работающего на В2В-рынке. Успехов!