Что почитать по ТРИЗ?

Что почитать по ТРИЗ по материалам 12-ти уроков обучения ТРИЗ?

Предлагаю читателям моего блога и всем, кто интересуется ТРИЗ, краткий обзор литературы по ТРИЗ и другим методикам решения креативных задач. Слушатель моего курса найдет здесь рекомендации по источникам, которые стоит прочитать к каждому уроку. Надеюсь, вы владеете навыками скорочтения… Если нет — ничего страшного, почитаете потом, когда закончите курс.

 

Урок 1.

Статья Г.С. Альтшуллер, Р.Б. Шапиро «О психологии изобретательского творчества».

Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать.

 

А.А. Гин, А.В. Кудрявцев, В.Ю. Бубенцов, А. Серединский «ТРИЗ. Учебное пособие I уровня».

 

Эти источники перевернут ваше представление о творческой деятельности. В них заложены основные идеи, ставшие затем фундаментом ТРИЗ.

Книга «Учебное пособие I уровня» даст вам самые общие представления об основах ТРИЗ. Эту брошюру прочтите обязательно, как только начнете изучать ТРИЗ. Она небольшая и дает самое первое представление о методике.

 

Урок 2.

Тина Силиг. Разрыв шаблона.

Тим Огилви. Думай как дизайнер.

Эти книги очень к стати при изучении методов интуитивного поиска, основным из которых является мозговой штурм во всех своих разновидностях. Дизайн-мышление – это наиболее развитая технология поиска решений, в основе которой лежит мозговой штурм и групповая динамика, имеющая свои алгоритмы и ответвления.

 

Урок 3:

Н. А. Козырева. Алгоритм работы по методу «Морфологический анализ».

Одрин В.М., Картавов С.С. Морфологический анализ систем.

 

Особенно интересен Одрин В.М. – он дает качественные советы по снижению ограничений метода морфологического анализа. Очень рекомендую.

 

Урок 4:

М.И. Меерович «Технология творческого мышления».

 

М.А. Орлов «Нетрудная ТРИЗ».

 

Книга М.И. Мееровича простым языком раскрывает основные алгоритмы ТРИЗ. Очень понятное объяснение без методологических рывков, которые столь часто возникают в книгах по ТРИЗ. В книге есть любопытный раздел, прочитав который получите кое-какое представление о метафорических прыжках, без которых ТРИЗ все же немыслима.

«Нетрудная ТРИЗ» Михаила Орлова привлекательна замечательными примерами, в обилии содержащимися в книге. Я бы переименовал эту книгу в «Наглядную ТРИЗ».

 

Урок 5:

Ю. П. Саламатов «Как стать изобретателем». Книга доступна открыто в интернет-версии.

 

 

Один из лучших учебников по ТРИЗ (по сути, хороших учебников по ТРИЗ всего два и оба я вам рекомендую). Грамотная структура разделов, обилие задач по каждой теме делает книгу Юрия Саламатова прекрасным практическим пособием в изучении ТРИЗ. Я и сам изучал ТРИЗ в первую очередь по этой книге.

 

Урок 6:

Серия книг Ильяху Голдратта под общим названием «Цель», «Правила Голдратта».

 

Для первичной обработки задачи в ТРИЗ активно применяется метод причинно-следственного анализа, доведенный Илияху Голдраттом до совершенства. Книги Голдратта – лучший материал для изучения этого метода. Легко читаются, так как написаны в жанре бизнес-романа. Обязательно разберитесь, как строятся деревья будущей действительности – в ТРИЗ недостаточно развит аппарат синтеза, в ТОС же он неплохо проработан.

 

Урок 7.

Г. С. Альтшуллер «Найти идею. Введение в ТРИЗ».

 

В Росси это, пожалуй, самая популярная книга по ТРИЗ. Рекомендую ее, так как книга написана автором и разработчиком ТРИЗ Генрихом Альтшуллером. Живой язык гения… тем хороша эта книга. Как пособие в изучении ТРИЗ сильно проигрывает книге «Поиск новых идей. От озарения к технологии» коллектива авторов, где Г.С. Альтшуллер – один из соавторов, а также книге Юрия Саламатова «Как стать изобретателем».

 

Урок 8.

Г. С. Альтшуллер «Алгоритм изобретения».

 

О’Коннер «Искусство системного мышления».

 

Книга Г.С. Альтшуллера «Алгоритм изобретения» рассказывает об основных идеях ТРИЗ. Хорошо раскрывает АРИЗ-71 – инструмент, вполне применимый в практике решения креативных задач. «Искусство системного мышления» О’Коннера – ход в сторону для того, чтобы взглянуть на изучаемый материал под другим углом, взять более крупным планом, что ли. Есть немало интересных моментов по курсу РТВ (развитие творческого воображения) и по основам системного мышления.

 

Урок 9.

Г.И. Иванов «Противоречия».

А.В. Кудрявцев «методы интуитивного поиска технических решений».

 

Майкл Микалко «Взлом Креатива. Как увидеть то, что не видят другие».

В статье Г.И. Иванова найдете описание проблемных ситуаций, встречающихся в природе и нашей с вами жизни, а также их разрешение. Методы разрешения физических противоречий автор показывает на многочисленных примерах.

Книга «Взлом креатива» — это лучшее, что я когда-либо встречал из области методов интуитивного поиска. Множество интересных находок американских, немецких, японских методологов и многообразие исторических примеров делают книгу увлекательной и крайне полезной. Рекомендую читать в тот момент, когда уже получен опыт применения ТРИЗ и постепенно нарабатываются навыки фиксации и анализа мыслительных образов.

Если хотите подробнее разобраться с методами мозгового штурма и синектики, найти источник «без воды», позволяющий после ознакомления с основными положениями теории сразу приступить к практике, обязательно прочтите книгу А.В. Кудрявцева «Методы интуитивного поиска технических решений». Книга чуть более 100 страниц, где все сжато и исключительно по делу. Читать книгу о применении методов интуитивного поиска, написанную экспертом по ТРИЗ — удовольствие!

 

Урок 10.

Г.С. Альтшуллер, Литвин и др. «Поиск новых идей. От озарения к технологии».

Данная книга – еще одно прекрасное пособие по изучению ТРИЗ наряду с книгой Ю.П. Саламатова «Как стать изобретателем». Учебник. ТРИЗ аккуратно разложена по полочкам, разобрана по разделам. В конце каждого раздела авторы приводят достаточное количество задач из информационного фонда ТРИЗ для самостоятельного решения. Еще одно достоинство книги и, к стати, почему рекомендую изучить ее после 10 урока – в этой книге достаточно полно рассмотрен функционально-стоимостной анализ (ФСА). В других книгах по ТРИЗ методологически грамотного описания функционального анализа я пока не встречал. Отлично разобран АРИЗ и вепольный анализ.

 

Методические указания С.И Кухаренко, Ю.В. Прохоров «Управление организационно-техническим уровнем предприятия».

Очень рекомендую методические указания С.И Кухаренко и Ю.В. Прохорова, изданные в Южноуральском Государственном Университете (ЮУрГУ). Если сможете отыскать, конечно… Очень полезные рекомендации по проведению функционального анализа, с примерами, исключительно толково написано.

 

Урок 11.

Н.А. Шпаковский «Практика целевого изобретательства».

 

Книги Николая Шпаковского очень практичны. В них нет никаких отвлечений, только рабочие технологии. «Практика целевого изобретательства» — как я думаю, лучшая книга по практическому применению АРИЗ.

 

Урок 12:

Н. А. Шпаковский «Анализ технической информации и генерация новых идей».

 

Еще один интересный труд Николая Шпаковского. Впрочем, аналогов я еще не встречал. Если вы заинтересовались прогнозированием по законам развития систем, а именно этому вопросу посвящено занятие №12, то эту книгу вы обязательно должны иметь на полке. По прогнозированию с использованием ЗРТС есть и другие работы, но деревья эволюции и линии развития нормально раскрыты только здесь.

 

Обязательно разыщите в интернет эту методичку:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего профессионального образования «УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СБОРНИК МЕТОДОВ ПОИСКА  НОВЫХ ИДЕЙ И РЕШЕНИЙ   УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ,

Составитель В. В. Ефимов, Ульяновск УлГТУ 2011.

Отличная шпаргалка по методам системного анализа, часть из которых является методами предварительной обработки задачи, а часть — решательными механизмами. Отличная «шпаргалка» для практика ТРИЗ!

Особенности применения ТРИЗ для бизнес-задач подробно разобраны в новой книге Антона Кожемяко «ТРИЗ. Решение бизнес-задач«. 

 

И напоследок…

Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин «Рабочая книга по теории развития творческой личности».

Г.С. Альтшуллер, И.М верткин «Как стать гением».

 

Даниил Гранин «Эта странная жизнь».

 

Ричард Фейнман «Вы конечно шутите. Мистер Фейнман»

 

… и другие, подобные источники.

 

Приведу цитату из «Рабочей книги по теории развития творческой личности»: «ТРИЗ дает человеку мощное оружие, делает человека сильнее. Возникает вопрос – не будет ли ТРИЗ использована во вред людям? Каждое умственное оружие должно существовать только с надежным моральным кодексом». Это с одной стороны. С другой мы часто наблюдаем у людей, обучившихся ТРИЗ, а поскольку мы постоянно практикуемся на учебных задачах и проектах участников, то и на практике у слушателей кое-что начинает получаться. Возникает состояние эйфории, определенной исключительности. И, чтобы оценить, что это лишь начало и есть «гиганты» посолиднее, к которым нужно стремиться – то вот вам достойные примеры настоящего пути. Гордость в сторону – и работать! 

Подробнее о ТРТЛ (теории развития творческой личности) вы моежете ознакомиться, прочитав книгу «Как стать гением».

Успехов в освоении ТРИЗ! ТРИЗ — это не просто методология, это путь, формирующий определенный стиль мышления.

 

 © Антон Кожемяко.