ТРИЗ и задачи ремонта оборудования

Сергей Коваленко, главный инженер завода группы компаний LD, г. Челябинск.

Как вы узнали про курс ТРИЗ «Бизнес-ассоциации ТРИЗ»?

На нашем заводе обучение было организовано руководителем учебного центра Юлией Смирновой.

Какую задачу вы решали в ходе обучения?

Чтобы наш завод не нес убытков в момент, когда оборудование аварийно простаивает. Но к этой формулировке мы долго шли. Аварийный ремонт — это всегда убытки для завода. В начале у нас была навязчивая идея что-то сделать с ремонтами, чтобы не было простоев. Планировали создать базу запасных частей оборудования, чтобы оперативно реагировать на поломки, но поняли, что это уже другая задача. 

ТРИЗ учит правильной формулировке задачи, и мы задались вопросом — что мы хотим, чтобы оборудование быстро ремонтировалось, или чтобы оно вообще не ломалось? Но потом поняли, что оборудование не может не ломаться, потому что каждое оборудование имеет свой ресурс. Что мы хотим в итоге? Чтобы ремонтная служба работала хорошо, или чтобы у нас надежно работало оборудование? В поисках ответа пришли к такой формулировке: мы хотим, чтобы наш завод не нес убытков в момент, когда оборудование аварийно простаивает.

Мы провели анализ и поняли, какое оборудование и почему ломается чаще, а также что именно в нем ломается. Мы пришли к выводу, что, если использовать более свежее оборудование в оригинальной комплектации и настройках, то проблем с простоем не будет возникать. В рассматриваемой нами линии получилось, что нужно купить новый станок и пресс, а в комплекте будут все инструменты, которые позволят ему исправно работать. Решение всей задачи по нашему предприятию оказалось простым – нужно купить более свежее оборудование, продублировать его и не нести убытков при эксплуатации.

Была ли решена задача? Какой экономический эффект был получен в результате внедрения?

Условие задачи подразумевает дублирующее оборудование. Если один станок сломается, выпуск продукции можно будет перекинуть на другое оборудование, а ремонтная служба в обычном режиме сможет устранить поломку. Благодаря таким дубликатам мы не будем терять деньги за простои на рабочей смене.

Данное решение мы пока не внедрили в созданные ранее производственные линии. Все еще в процессе. Мы учитываем данное решение при выстраивании новых линий. Мы ставим не четыре единицы рабочего оборудования, а пять, чтобы одна единица всегда была резервной. Однако старые линии мы еще не доукомплектовали.

Что касается экономического эффекта, то он будет заметен в будущем. Потери по заработной плате в связи с простоями оборудования составляют около пяти миллионов рублей в год — мы эти деньги теряем. Но, если бы не было резервных ночных смен, потери были бы в десятки раз больше. Наш завод постоянно расширяется. Количество задействованных ночных смен увеличивается, тем самым сокращая временные резервы. А подушка безопасности в виде дублирующего оборудования позволит нам в будущем избежать больших финансовых потерь из-за простоя оборудования.

Какие инструменты ТРИЗ вы использовали в процессе решения задачи и после прохождения курса?

ТРИЗ имеет положительный эффект на практике. Она может давать и сотни миллионов, если этим инструментом правильно пользоваться. Задач всегда хватает, но именно к особенно сложным применяешь инструменты ТРИЗ. После прохождения курса у нас осталась нерешенная задача с одной линейкой выпускаемой нами продукции. Однажды, в поиске решения мелкой подзадачи из комплекса проблем с этим продуктом у нас получилось комплексное решение, которое мы не могли найти несколько лет. Решение одной мелкой задачи привело к разрешению в дальнейшем всех противоречий! Я не знаю, совпадает это с изучением ТРИЗ или нет, но вопрос, который был поставлен перед нахождением решения, был составлен по технологии ТРИЗ: «Как сделать так, чтобы этого не делать?».

В данный момент в работе мы нередко используем морфологический анализ. У нас постоянно возникает необходимость найти нового начальника цеха, потому что кто-то не справляется, переходит в другой цех или идёт на повышение. Для поиска подходящего кандидата мы используем морфологический анализ. Мы выписываем инженерно-технических работников в строчку, а на противоположной сторонетаблицы навыки, которыми должен обладать будущий специалист. Он должен разбираться в металлорежущем инструменте, уметь работать со станками ЧПУ, администрировать, знать номенклатуру и прочее. Короче говоря, в одной плоскости мы выписываем свойства, а в другой фамилии специалистов. На пересечении этих критериев мы выставляем плюсы или минусы. Подходящие кандидатуры должны иметь максимальное количество плюсов. Такого кандидата мы берем на должность. Морфологический анализ позволяет быстро и объективно рассмотреть большое количество потенциальных работников.

Следующее – нужно правильно формулировать задачу, как я сказал ранее. ТРИЗ этому и учит. В 90% случаев правильная постановка задачи уже дает ответ, и не нужно пользоваться другими инструментами. Все на поверхности. Сначала мы детально прорабатываем постановку задачи, определяем сдерживающие факторы и далее работаем с ограничениями. ТРИЗ научила последовательно разбирать задачи, и это дает практическую пользу.

Что посоветуете нам улучшить в нашей работе?

ТРИЗ достаточно сложный предмет. На лекциях вроде бы все понятно, но когда мы пытались сделать домашнее задание, то получалась катастрофа — мы упирались в преграды. Заставить свой мозг решить задачу по такому же очевидному алгоритму очень сложно.

Мы договорились повторить обучение и создать курс для специалистов, которые имеют хоть малейшее представление о ТРИЗ. Сделаем для них углубленное обучение. Группы сотрудников, которые обучались ранее были скомпонованы из специалистов разных профилей, в них также были неактивные ученики. В будущем мы планируем собрать активную группу профессионалов с разной специализацией, чтобы в дальнейшем прочувствовать эффект от такого обучения. Наше обучение было не настолько эффективно, потому что мы верстали группы, не имея представления о ТРИЗ. В следующий раз будем внимательно подбирать группы.

Второе — формат домашнего обучения утопичный. Дома спросить не у кого. Мы договорились на будущее, что будем заниматься исключительно на рабочем месте без домашнего задания. Занятие будет 3 часа — час для теории, час для практики и час для самостоятельной работы. Пока мы проходим одну тему, мы закрепим результат — сдадим экзамен. Морфологический анализ, мозговой штурм и работа с противоречиями нами были поняты и запомнились. Другие вещи тоже были интересные, но они не осели в голове.

Что вам понравилось, что хотели бы отметить в обучении?

Надо отдать должное Антону — он преподаватель гибкого склада мышления. На занятиях мы поднимали темы из разных областей — экономики, гидравлики, штамповки, термообработки, и не было ни одного раза, чтобы Антон не сориентировался в ситуации и не знал ответа. 

© Сергей Коваленко, Диана Баркеева, Антон Кожемяко.

Подробнее ознакомиться с бизнес-ТРИЗ вы можете, пройдя онлайн-курс Бизнес-ТРИЗ с возможностью прохождения международной сертификации по стандартам IBTA (international business TRIZ association).