Место ТРИЗ в современной деловой среде. С чем связан рост интереса к ТРИЗ?

Как работает ТРИЗ и как работать с ТРИЗ.

Вы хотите применять ТРИЗ для бизнес-задач?
Отлично.
Разберемся с основными принципами, поймем в общих чертах, как работает ТРИЗ.
Кроме того, ТРИЗ — это командная технология решения сложных задач, поэтому важно правильно организовать кросс-функциональную команду, а также понять, как инструменты ТРИЗ
взаимодействуют с другими компетенциями проектной команды.

Источник изображения freepik.com

Теперь, когда вы рассмотрели инструменты работы с плохо формализованными задачами бизнеса, а именно — приведение задачи к форме административного противоречия и схематизацию, а может быть, попробовали применить их на практике и провели рефлексию полученного опыта, можно перейти к освоению логики работы ТРИЗ. Эта статья из первой главы книги посвящена общей логике работы системы. Мы возвращаемся к базовым принципам диалектики и далее будем двигаться от общего к частному, от простого к сложному — насколько это возможно.

В современном меняющемся мире знания стремительно устаревают, и с каждым годом это происходит все быстрее. Обычно о ТРИЗ говорят применительно к технике, но для начала приведу пример из менеджмента. Недавно я провел небольшое исследование и обнаружил: с 1960-х годов в мире сменилось как минимум шесть систем продаж на В2В-рынке, причем три последние — в течение семи последних лет!

В науке дела обстоят не лучше. Недаром в последнее время в обиход вошел термин «полураспад научных знаний». В результате изучения публикаций в журналах Physical Review, представляющих разные области физической науки, выяснилось, что половину публикаций перестают цитировать в среднем через 10 лет, а в ядерной физике — уже через 5 лет. Период полураспада книги (в смысле цитирований) составляет в физике около 13 лет, в экономике — 9,4 года, в математике — 9,1 года, а в истории и психологии — и вовсе около 7 лет. Охотно верю в эти цифры.

Если знания стремительно устаревают и скорость потери их актуальности стремительно растет, а доступ к информации упрощается, то это и есть факторы, провоцирующие интерес к ТРИЗ. Еще один важный момент — автоматизация рутинных операций. Любые вычисления сегодня автоматизированы, в мире созданы как простые программы, вроде ставшего классикой XLS, более специализированные вроде MATLAB, так и мощные программные комплексы с возможностью обработки данных на суперкомпьютерах. Если не удалось смоделировать процесс дифференциальными уравнениями — не беда, есть программы, работающие в логике численных методов. Они справятся с вычислениями огромных массивов данных.

В результате получается, что рутинные операции никому не придет в голову исполнять вручную, конкурентная гонка уходит в область нахождения сильных идей, с чем компьютеры пока не справляются (вот только не надо рассказывать про искусственный интеллект. ИИ — важнейшее достижение человечества, в результате его разработки мы получили способность программ к самообучению, но искусственный интеллект лишь увеличивает простор для творчества человеку, работая в рамках жестких алгоритмов, коих сегодня придумано пять). При этом, когда мы генерируем идеи, способные резко повысить эффективность нашей деятельности, так называемые сильные идеи, мы пользуемся знаниями, а они, повторюсь, стремительно устаревают.

Что в сухом остатке? Рутинные операции по большей части автоматизированы, знания продолжают играть ведущую роль в генерации идей, являясь их опорой (на пустом месте сильные идеи не образуются), но при этом знания быстро устаревают. Зато доступ к ним упрощается. Предполагается, что через десять лет стоимость хранения единицы информации будет ниже в сто раз!

То есть запрос на качественные, работоспособные идеи с течением времени только возрастет. Попробуем представить наши рассуждения в виде схемы:

Область применения ТРИЗ в современной деловой среде

Из схемы видно, что информационный фонд постоянно технологизируется посредством интернета, технологизируются и рутинные операции, из которых человек все более выдавливается, а его труд заменяется машиной. Но процессы, обведенные пунктирным кружочком, до сих пор находятся на неописуемо низком уровне, создавая мощное ограничение в развитии бизнеса и общества. На это постоянно указывал Г. С. Альтшуллер в своих работах — творчество должно стать управляемым процессом, и альтернативы этому нет! Ни алгоритмы, ни растущий информационный фонд с постоянно совершенствующимися методами обработки данных не могут заменить процесс генерации сильных, пригодных для внедрения идей. Креативные задачи бизнеса до сих пор решает человек, и других вариантов не предвидится.

Да, еще об искусственном интеллекте. Он заменит многие рутинные операции программирования и разработки типовых конструкций, расчеты которых подвергаются жесткой алгоритмизации. Но заменить процесс творчества ИИ долго еще будет не способен. Многие годы эта область будет всецело принадлежать человеку, правда, год от года творческие задачи станут смещаться во все более высокие слои, а нижестоящие — мигрировать в слой «рутинных операций». Это движение неоспоримо. Так вот, вопрос стоит так: нужно ли как-то технологизировать процесс решения креативных задач, творческий процесс, если его в полной мере нельзя подвергнуть автоматизации? Ответ очевиден — кто это сделает, тот получит неоспоримый выигрыш в конкурентной гонке, ибо процесс решения креативных задач является полноценным компонентом разработки и внедрения инноваций, несмотря на развитие алгоритмов машинного обучения (ИИ), рост производительности вычислительных систем и совершенствование алгоритмов автоматизации рутинных операций.

Процесс, обведенный кружочком на схеме, — полноценный элемент разработки конкурентоспособных решений, который должен мощно ускориться, так как в сегодняшней схеме организации деятельности он является основным тормозом развития. И если не получается его полностью автоматизировать, тогда придется прибегнуть к организационной технологизации творческого процесса. А что есть из систем, которые могут справиться с этой задачей?

Во-первых, так называемые методы интуитивного поиска — мозговой штурм и его производные: направленный мозговой штурм, обратный мозговой штурм, мозговая осада, метод контрольных вопросов, метод SIL, цветок лотоса, метод фокальных объектов, метод Леонардо да Винчи, а также синектика, наиболее продвинутый метод из данной группы (рекомендую книгу М. Микалко «Взлом креатива», автор дает хороший обзор методов интуитивного поиска). Суть этих методов состоит в том, что мы активируем наше воображение и способны генерировать идеи решения задач бизнеса в таких областях, в которых сами бы вряд ли додумались.

Известна история, когда на завод Генри Форда забрели двое инженеров из пищевой промышленности, которые мотались по предприятиям в поиске работы. Когда Форд узнал, что эти парни — инженеры, он в шутку предложил им решить задачу машинного получения автомобильного стекла, с которой инженеры Форда справиться не могли. Стекло обрабатывалось вручную, что делало автомобиль существенно дороже, чем хотелось бы автомагнату. Кончилось тем, что эти парни оттолкнулись от производства сосисок и предложили наладить процесс производства стекла аналогичным образом — раскатывать его на валках. Форд был настолько поражен, что решил часть специалистов принимать из других сфер, свежего взгляда ради.

Правдива ли история или это лишь вымысел, но смысл перечисленных методов прост — увести ваш мозг в сторону, в которую он сам ходить не привык, и натолкнуть на генерацию свежих идей, то есть разорвать привычный шаблон мышления. Как те инженеры, которые «сходили» за решением задачи производства автомобильного стекла к своим коллегам из пищевой отрасли.

У этих методов есть достоинства и недостатки. Достоинство — их можно быстро освоить, с их помощью можно за полчаса генерации придумать кучу идей. Существенный минус — это «прыжок через пропасть». Все подобные методы пытаются скакнуть от условия задачи сразу к решению, что далеко не всегда приводит к качественным результатам. Проблемы методов интуитивного поиска хорошо описаны в работах Г. С. Альтшуллера, думаю, повторяться не стоит.

Помимо простоты и скорости освоения, у этих методов есть еще одно важное свойство, в особенности это касается мозгового штурма. Их принципы помогают, если задачу бизнеса решает команда. В этом случае мозговой штурм устанавливает определенные правила взаимодействия решателей, а ТРИЗ задает направления последовательной генерации решения. Так что при правильном использовании методы интуитивного поиска — отличные помощники команде, применяющей ТРИЗ!

Во-вторых, из арсенала методов технологизации решения задач бизнеса мы имеем варианты системного анализа: ТРИЗ Г. С. Альтшуллера, ТОС И. Голдратта и СМД-методология Г. П. Щедровицкого. Неоспоримый плюс данных подходов — последовательная обработка поставленной задачи с помощью инструментов, основанных на понимании устройства систем с учетом естественных законов их развития.

Короче говоря, если мы применяем методы системного анализа задачи, то больше не пытаемся перепрыгнуть пропасть, а последовательно строим мост от одного края пропасти (условия задачи) к другому — искомому решению. Разница между методами интуитивного поиска решения задач и методами системного анализа примерно такая же, как отличие в попытках перепрыгнуть расщелину и перейти ее по мосту.

Некоторые подходы СМД-методологии были рассмотрены в главе 1, где мы разбирались с анализом плохо формализованных задач бизнеса. Это, пожалуй, основное приложение метода при решении бизнес-задач, и его значимость очень трудно переоценить. Правда, существует еще и промежуточная коммуникация при решении задач, когда полезно прибегнуть к схематизации, но это уже частные случаи.

К ТОС мы еще не раз вернемся — в этой системе есть интересные и очень полезные наработки, ряд из них мы настоятельно рекомендуем применять при решении задач бизнеса. Что же касается ТРИЗ, то с ней нам предстоит познакомиться весьма основательно, наберитесь терпения. ТРИЗ — дама строптивая, к ней постепенный подход нужен.

Итак, для решения бизнес-задач есть смысл последовательно применять подходы СМД-методологии Г. П. Щедровицкого, ТРИЗ с добавлением инструментов ТОС, а также взять на вооружение некоторые принципы, заложенные в методах интуитивного поиска с целью организации коммуникации между командой решателей.

© Антон Кожемяко.

Подробнее ознакомиться с бизнес-ТРИЗ вы можете, пройдя онлайн-курс курс Бизнес-ТРИЗ с возможностью прохождения международной сертификации по стандартам IBTA (international business TRIZ association).