Мышление современного управленца. Зачем менеджерам ТРИЗ? Дань моде?

Источник изображения freepik.com

Материал из книги «ТРИЗ решение бизнес-задач».

Если говорить о применении ТРИЗ к задачам бизнеса, тему мышления современного управленца вниманием не обойти.

В тот самый момент, когда я пишу эту книгу, в Челябинске реализуется интересный проект — постановка особого вида деятельностного обучения для будущих менеджеров. Для этого проводятся особые формы коллективного мыследействия — проектно-аналитические сессии, на которых опытные представители бизнеса (мастера) консультируют студентов при разработке проектов на заданные темы. Проект реализуется в Международном институте дизайна и сервиса (МИДиС), темы крутятся вокруг создания комфортной городской среды. Между проектно-аналитическими сессиями выполняется работа со студентами по обучению предметным знаниям и технологиям решения бизнес-задач. Раз в неделю я провожу мастерскую тьюторов (тьюторы — выделенная по ряду критериев страта из числа студентов), и мы практикуем инструменты системного анализа в их проектах. Так оттачивается владение инструментами.

Ну как тут не вспомнить знаменитого физика Р. Фейнмана? Он говорил, что любой уважающий себя ученый обязательно должен работать со студентами. Студенты подкидывают исследователю свежий взгляд на вещи, меняют фокус его восприятия в самую неожиданную сторону. Поэтому, несмотря на высокую загрузку в проектах, один раз в неделю я нахожу время на такую работу, и еще неизвестно, кто кого обучает. Польза точно взаимна.

Технология деятельностного обучения, на которой все это работает, была разработана в Тольяттинской академии управления (ТАУ) последователями Г. П. Щедровицкого, ими же контролируется при внедрении в практику МИДиС. «Посадка» технологии на уровне института контролируется лично А. Г. Реусом, одним из лучших практиков применения СМД-методологии Г. П. Щедровицкого в России, имеющим большой практический опыт государственного управления и реформирования промышленности на уровне отраслей.

А. Г. Реус выступает с тезисом о многослойной модели мышления руководителей и специалистов, с которым я совершенно согласен:

Схема мышления современного управленца

Звездочка на схеме означает рефлексию, то есть процесс анализа деятельности (или мыследеятельности; мыследеятельность, деятельность в мышлении — особый вид деятельности). Так что же увидит управленец в своем мышлении, если проведет рефлексию своих подходов к выработке решений? Четкую трехслойную структуру мышления.

На нижнем слое находятся его ресурсы: предметные знания в области менеджмента, производственного процесса, потребностей клиентов и т. д. Эти знания крайне важны — невозможно управлять тем, в чем не имеете ни малейшего представления, с одной стороны, и невозможно управлять, если не понимаете, как это делается, с другой. Кстати, правильнее говорить не столько о знаниях, сколько о более комплексной категории — компетенциях. То есть управленец должен обладать предметными компетенциями двух типов — пониманием структуры и процессов в объекте управления и навыками владения инструментами управления, приемами менеджмента.

Самое интересное: большинство бизнес-школ искренне считают, что этого «джентльменского набора» менеджеру вполне достаточно. Однако при таком раскладе управленец может действовать только в типовых ситуациях. Нижний уровень — исключительно ресурсный.

В защиту ресурсного слоя скажу так: он совершенно необходим, и его нужно постоянно усиливать и обновлять! Без предметных знаний ТРИЗ не работает. Мы еще поговорим об этом, так как о возможностях ТРИЗ существует масса самых разных баек и домыслов. Что же касается ресурсного слоя, он критически важен для управленца, но повторюсь, одного его недостаточно.

Второй слой — технологизация применения ресурсов. Как указывалось выше, знания сегодня стремительно устаревают, но без них второй слой не работает. Это как машина без колес — вроде все есть, чтобы ехать, но не на чем. Правда, на колесах без автомобиля тоже далеко не доберешься, нужна система, куда они будут установлены. С точки зрения работы управленца необходима система, куда, как в ячейки, можно поместить знания с ресурсного слоя и заставить их эффективно работать. Именно так и устроена ТРИЗ и другие методы системного анализа — они создают особую среду, которая «захватывает» нужные знания с ресурсного слоя и использует их для решения задач таким образом, что эффективность использования знаний резко повышается.

Примером, иллюстрирующим работу второго слоя мышления управленца, может быть история развития метательного оружия. Сначала человек придумал копье — довольно тяжелое орудие, которое получалось метнуть на небольшое расстояние. Это было, конечно, лучше, чем ничего, но все же далеко от идеала. Затем изобрели технологизирующую систему для метания — лук. Копье преобразовалось: оно стало существенно легче, превратившись в куда более компактную стрелу, и метать его стали намного дальше — в среднем до 200 метров. Потом изобретение пороха и огнестрельного оружия позволило человеку усовершенствовать технологизирующую систему для метания — она стала сложнее, но куда эффективнее! Современное снайперское вооружение позволяет точно поражать цель на расстоянии в несколько километров, а сам ресурс (метательное орудие) превратился в пулю массой от единиц до нескольких десятков граммов.

Можно сказать так: решение задач по аналогии, известное как кейс-метод, — это метание копья. Применение методов интуитивного поиска в команде решателей — уже технологизация наподобие лука. А использование системного анализа — вроде использования современного оружия. Оно сложное и дорогое, но очень эффективное. Да, есть и свои минусы — чтобы научиться им как следует пользоваться, придется долго упражняться. Но это издержки, которые неизбежно возникают при переходе к слою технологизации в решении задач бизнеса.

Наконец, третий слой — что это за явление? Мастерской, навыковый уровень. Он и называется системным подходом, или системным мышлением. Г. С. Альтшуллер многократно подчеркивал в своих работах, что при длительном применении ТРИЗ формируется особое, АРИЗовское мышление (от аббревиатуры АРИЗ — алгоритм решения изобретательской задачи), когда человек решает задачу в соответствии с основными принципами ТРИЗ: первичный анализ задачи, выявление противоречий, их анализ и последовательное разрешение согласно закону стремления к идеальности…

Если вы долго практикуете ТРИЗ, такое мышление становится неотъемлемой частью вашей сущности. Это и есть системный подход к решению задач. Отсюда простая мысль: системному мышлению обучить невозможно. Так что если провайдер предложил вам семинар или трехдневный тренинг по системному мышлению, гоните его в шею. Передача знаний возможна только на первом и втором слое, для перехода на третий нужна длительная практика в решении задач. Системное мышление ставится только в практической деятельности.

Единственное, что можно сделать на третьем слое, чтобы ускорить развитие системного мышления, — организовать периодическую рефлексию деятельности, например, если раз в месяц проводить встречу с коллегами и мастером — человеком, владеющим системным мышлением и постоянно его развивающим. И мы такие встречи проводим: в «Клубе практиков ТРИЗ» встречаемся со своими выпускниками и специалистами, желающими изучить ТРИЗ, решаем задачи или их фрагменты из практической деятельности участников. Заодно формируется и база данных решений подобных задач.

Итак, мышление управленца развивается в трех слоях. ТРИЗ находится на втором слое — технологизации мышления менеджера. Третий слой формируется постепенно, на нем вырабатываются навыки применения инструментов системного мышления, которые превращаются в интуитивное мыследействие.

Схема управления современного управленца

При этом первый слой крайне подвижен и жизненно необходим, так как предметные знания являются ресурсами, за счет которых может быть решена задача бизнеса. Второй слой отвечает за эффективность их использования и оперирует инструментами технологизации мышления.

В этом и состоит основная задача ТРИЗ в бизнесе: ускорение решения задач за счет оптимального использования имеющихся ресурсов — предметных знаний, в том числе описательных языков сфер деятельности управленца, охватывающих область общего менеджмента и предмета управления.

Применение технологизации мышления — не дань моде, а насущная необходимость в конкурентной борьбе.

© Антон Кожемяко.

Подробнее ознакомиться с бизнес-ТРИЗ вы можете, пройдя онлайн-курс курс Бизнес-ТРИЗ с возможностью прохождения международной сертификации по стандартам IBTA (international business TRIZ association).