ТРИЗ для бизнеса: нюансы практического применения методологии

Изображение Freepik.com

Директор международной ассоциации ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) по развитию направления ТРИЗ в бизнесе и менеджменте, специалист теории решения изобретательских задач ТРИЗ 4 уровня Антон Кожемяко и основатель бизнеса ассоциации ТРИЗ Евгений Покало ответили на вопросы, касающиеся методики ТРИЗ, её отличий от других методов и привели примеры использования методики в бизнесе.

Вашему вниманию — ответы на вопросы и практический кейс.

В чём основное отличие ТРИЗ от других методик?

Антон Кожемяко: Основное отличие ТРИЗ это то, что методика хорошо работает с противоречиями. Есть много методов, которые позволяют делать неплохой анализ бизнес-процессов, различных ситуаций в менеджменте. Однако ТРИЗ позволяет посмотреть на ситуацию с двух сторон: со стороны одного и другого плюса, совместить сильнейшие стороны в одном интересном решении. Другими словами, разрешить противоречие. Это и есть сильнейшая сторона ТРИЗ в её сравнении с другими методиками.

Весомым преимуществом ТРИЗ является то, что она может легко встраиваться в другие методики, причём той частью, которая позволяет формулировать и разрешать противоречия.

Чем отличается ТРИЗ от Agile или Scrum подхода?

Евгений Покало: Эти методики не противоречат друг другу. Более того, в наших проектах мы активно используем инструменты Agile и Scrum. Всем известно, что Scrum – методология гибкого управления проектами, в которой конечный вариант решения проблемы нам неизвестен, поэтому для ТРИЗ такая задача подходит. Входя в проект, мы работаем с клиентами по методологии Scrum.

Антон Кожемяко: Мы создаём Scrum-доступ и расписываем все задачи. Но дело в том, что методики абсолютно разные: Scrum сопровождает проект, а ТРИЗ даёт инструменты, с помощью которых получаются готовые решения. Нужно понять эту разницу. Это разный инструментарий, но эти два вида систем очень хорошо уживаются друг с другом. Противопоставлять их однозначно не нужно.

Какие задачи можно решить при помощи ТРИЗ?

Антон Кожемяко: ТРИЗ зародилась для решения технических задач и прекрасно с ними справляется. Также методика успешно применяется для решения задач в бизнесе, менеджменте, организационно-управленческих сферах.

ТРИЗ заранее позволяет смоделировать негативные стороны, которые могут возникнуть при внедрении каких-либо изменений, найти методы для их устранения и сформировать сильное решение, которое будет удовлетворять всем требованиям бизнеса.

С помощью ТРИЗ решаются самые разноплановые задачи. Например, в нашей практике мы сталкивались с многими задачами, такими как:

1. Ускорение процессов разработки определённых программных продуктов в IT-компании.

2. Ускорение логистических процессов для промышленного предприятия.

3. Оптимизация бизнес-процессов закупок в строительной компании.

4. Решение задач по оптимизации проведения предполётных досмотров в аэропортах.

5. Другие креативные задачи, не имеющие одного конкретного решения.

С помощью ТРИЗ можно решить массу разноплановых задач, содержащих в себе довольно непростые организационно-управленческие моменты. К методике обращаются тогда, когда перепробованы уже все более простые методы, и они не дали никакого результата.

ТРИЗ решает проблему медленно. Но это – ускорение вашего бизнеса.

От чего зависит применимость ТРИЗ? Всем ли она нужна и как я могу понять, смогу ли я её применять или нет?

Евгений Покало: Всё зависит от задач, а отрасль не столь важна. Задачи должны быть направлены на создание чего-то нового, либо на оптимизацию уже каких-то существующих систем, процессов, механизмов.

Например, мы проводили уроки по ТРИЗ в компании, которая занимается производством датчиков. В обучении принимали участие две группы специалистов: системные администраторы и конструкторы.

Системным администраторам было нелегко – они даже не могли придумать пример задачи, потому что их рабочие процессы не связаны с изобретательскими задачами. В случае с конструкторами было всё наоборот: им было интересно, они быстро нашли задачу, которую необходимо было решить, и осознали её решение с помощью ТРИЗ. Они поняли, что методика для них, и её стоит применять.

Антон Кожемяко: Если человек находится исключительно в процессе, то есть занимается процессной работой, несёт исполнительскую ответственность за свой участок процесса, то ТРИЗ ему совершенно не нужна. Она становится «избыточной историей».

А вот тем, кому нужно эти процессы настраивать, улучшать, методика очень нужна.

Приведём примеры специальностей и сфер, которым пригодится ТРИЗ:

  • конструкторы;
  • инженеры-технологи;
  • руководители среднего звена в крупных компаниях;
  • руководители, собственники малого бизнеса;
  • на крупном производстве – от мастера до руководителя департамента.

ТОП-менеджменту в крупном бизнесе ТРИЗ не особо нужна, так как в этой сфере несколько другие стратегические задачи и они решаются другими методами. А вот в Мидл-менеджменте крупных компаний она необходима, потому что специалисты вынуждены внедрять в жизнь цели, которые ставит перед ними руководство. И они часто сталкиваются с задачами, которые обычными методами не решаются.

Евгений Покало: Например, работник, сидящий в банке на кассе: ТРИЗ будет ему неинтересна, так как в рамках его текущей деятельности не возникает задач, которые бы решала теория. Но зато теория будет необходима руководителю филиала этого банка, так как в его интересах обеспечение равномерного процесса обслуживания клиентов и решение (улучшение) других текущих процессов.

Могли бы Вы привести примеры создания реальной ценности, монетизации результатов применения ТРИЗ? Считали ли Вы совокупные затраты на внедрение и применение ТРИЗ в организации, примеры, порядок, цифры?

Антон Кожемяко: При входе в проект мы всегда просим заказчика провести нехитрый расчёт. Мы знаем, что в проект будут вовлечены 3-5 человек, если это не просто частная задача (а такие тоже могут быть), а именно проект. Например, по преобразованию какого-то бизнес-процесса, или по оптимизации логистических схем, серьезные задачи.
Такая задача будет решаться от 3 до 5 месяцев, а эти люди будут отвлечены от работы примерно на 6 часов в неделю. Это все, можно сказать, расходы по времени.

Приведём пример.

Мы работали с аэропортом. Была поставлена проблема – пропажа багажных тележек. Когда мы им показали всю «математику», они переглянулись и сказали, что в общем тележек пропадает примерно на полмиллиона в год. И для аэропорта это не те расходы, чтобы находить решение проблемы с помощью ТРИЗ. Тогда они переключились на оптимизацию предполётного досмотра, где действительно были серьезные проблемы и требовались решения.
Такие расчёты проводить несложно, это называется отдача на внедрение, и проводить их целесообразно в любом случае. Когда получают готовое решение, обязательно рассчитывается экономическая эффективность.

Подскажите доступные книги по ТРИЗ и другие информационные ресурсы с большим содержанием информации по нетехническому использованию ТРИЗ (менеджмент, продажи и т. п.), которые прямо сегодня можно почитать.

Антон Кожемяко: По ТРИЗ в мире выпущено более 800 книг на 10 языках. Но 99% этой литературы – это техническая ТРИЗ. А по нетехнической ТРИЗ очень мало книг. На русском языке я выпустил книгу в 2018 году, которая называется «ТРИЗ и решение бизнес-задач». Осенью 2019 года было выпущено второе издание книги, и кто знакомится с методикой, всегда в основном эту книгу читают.

Готовится к выходу еще одна книга «ТРИЗ: практическое руководство для бизнеса в схемах». Эта книга также будет переводиться в дальнейшем на английский язык.

Литературы по бизнес-ТРИЗ очень мало, в основном это англоязычные издания. По технической ТРИЗ в первую очередь необходимо читать литературу основателя методики Генриха Альтшуллера, это база. В начале изучения теории рекомендую Юрия Соломатова, а более современная ТРИЗ описана у Николая Шпаковского.

Какие недостатки есть при решении задач с помощью ТРИЗ?

Антон Кожемяко: 
ТРИЗ – это не абсолютная методика, поэтому можно выделить такие её недостатки:

1. Задачи решаются в течение длительного времени и требуют приличных ресурсов.
2. Требуется время на её освоение, так как методика сложная.

Если перед вами возникла задача, попробуйте её решить самыми простыми методами. Сначала самостоятельно, на основании своего опыта. Если не получилось, попробуйте провести совещание, возможно вы найдёте решение в режиме обсуждения. Не получилось? Попробуйте провести «мозговой штурм». И уж если после этого вы не находите никаких нормальных решений, тогда стоит использовать ТРИЗ.

ТРИЗ подходит примерно для 5% стоящих перед вами задач. Но они являются задачами повышенной сложности и выступают мощными сдерживающими факторами для развития вашего бизнеса. Поэтому ТРИЗ так востребована и распространена в мире, несмотря на её сложность и затратность.

Как осознать необходимость применения именно ТРИЗ или то, что другие методики не подойдут или будут неэффективны? Какие ключевые показатели (звоночки), что нужно идти именно в эту сторону?

Антон Кожемяко: Звоночков можно выделить два:

Первый – это то, что задача не решается никакими способами, не формируется нормальное решение, после чего её записывают в категорию «неразрешимых». Эта задача – точно для ТРИЗ.
Второй – это когда вы чувствуете, что при попытке улучшить какой-то параметр, другой – ухудшается. Другими словами, налицо противоречие.
Если задача не решается, она должна быть важной для компании. Если такого параметра у задачи нет, просто забудьте о ней и переходите к следующей.

Далее применялся «Ценностно-конфликтный анализ», были выписаны основные требования пассажиров, а также выявлены причины, по которым пассажиры не переходят в пустые зоны. Определены подсистемы, ответственные за выполнение требований пассажиров, а также проведено полное сопоставление с требованиями аэропорта.
На таблице видно, что на некоторых участках требования аэропорта и пассажиров сталкиваются (требования бизнеса с требованиями клиентов).

Противоречия необходимо разрешать. Если вы даёте слишком много своим клиентам, от этого теряет ваш бизнес, и это плохо. Если вы пытаетесь взять всё себе, вы получаете негативную реакцию клиента. Чтобы сбалансировать эти ситуации необходимо разрешать противоречия.

В ситуации с аэропортом противоречия были собраны, смоделированы, и с помощью методов ТРИЗ разрешены, после чего была сформирована целая программа внедрения.
Аэропорт на данный момент уже внедрил часть этих решений, в результате провёл определённую перепланировку здания, оптимизировав зоны главного зала.
Аэропорту удалось снизить разброс, который образовался в промежутке от красной до серой зоны, в результате чего дисбаланс неравномерного распределения пассажиров уменьшился в три раза.

Сегодня ТРИЗ внедрена практически во все крупные корпорации мира. На данный момент процесс идёт только по нарастающей: всё больше компаний в Европе, Азии, России склоняются к использованию ТРИЗ. Сейчас в Европе под развитие ряда технологий (в том числе ТРИЗ), Европейский Союз выделяет достаточно серьезный грант (предварительная сумма была озвучена в €700 тыс., второй грант – около €1 млн.).

Не только бизнес Европы, Азии, России сегодня проявляет интерес к развитию методики, но и университетское мировое сообщество, выделяя на это гранты. Поэтому с уверенностью можно сказать, что ТРИЗ – это мощная дисциплина, признанная в мире, и не нуждающаяся ни в какой рекламе.

Подробнее ознакомиться с бизнес-ТРИЗ вы можете, пройдя онлайн-курс Бизнес-ТРИЗ с возможностью прохождения международной сертификации по стандартам IBTA (international business TRIZ association).