Эффект оценки личности

Материал из книги «Психологические эффекты в менеджменте и маркетинге. 100+ направлений повышения эффективности в управлении и сбыте».

Эффект оценки личности [1]. Тот, кто считает, что вправе дать другому оценку, ставит себя психологически выше оцениваемого. Если вы являетесь руководителем и считаете, что это допустимо, то вы подвержены эффекту ореола [2]. Неважно, в каких рабочих или семейных отношениях состоят эти люди – результат будет одним и тем же. Оценка личности вызывает раздражение и обиду.

Психологически все люди равны. Люди отличаются по компетенциям, опыту, уровню знаний и вкладу в общее дело. Но в области человеческого достоинства привилегий не существует. Это не значит, что отсутствует иерархия подчинения и чувство справедливости, выраженное в оценке вклада и ценности сотрудника. Это означает, что наносить обиду личности нельзя вне зависимости от его статуса и положения в компании.

Поэтому, учитывая влияние эффекта оценки личности, следует исключить оценку личности из обратной связи сотруднику или коллеге. Сравните: «ты плохо написал отчет», и т.д.  и «в отчете содержится три ошибки. Если их оставить, то у заказчика возникнет недопонимание здесь и здесь…». Помните фактор эго [3]? При предоставлении  обратной связи следует отделять людей от проблем. В противном случае сработает эффект оценки личности – так мы ставим себя психологически выше. Кроме того, следует помнить, что указывая на недостатки, прежде нужно показать сильные стороны, чтобы человек обратил на них внимание и еще более усилил их в будущей работе — срабатывает эффект влияния гордости [2].

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач / Генрих Альтшуллер. – 3-е изд. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 402 с. – (Серия «искусство думать»).
  2. Сила воли. Как развить и укрепить / Келли Макгонигал; пер. с англ. Ксении Чистопольской. – 2-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 320 с.
  3. Переговоры без поражения. Гарвардский метод / Роджер Фишер, Уильям Юри, Брюс Паттон; пер. с англ. Татьяны Новиковой. – 3-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 272 с.

© Антон Кожемяко.

Подробнее ознакомиться с нашими технологиями вы можете, записавшись на онлайн-практикум по построению системы продаж на рынке В2В, по развитию ресурсного мышления через освоение ТРИЗ и онлайн-практикум по развитию коммерческого персонала, работающего на В2В-рынке. Успехов!