Эффект веры

Материал из книги «Психологические эффекты в менеджменте и маркетинге. 100+ направлений повышения эффективности в управлении и сбыте».

Эффект веры [1]. Этот совершенно потрясающий и непостижимый эффект обсуждается в течение тысячелетий и, похоже, подтверждается опытом. Однако научно доказанным он не является, хотя эксперименты на подтверждение эффекта веры проводились. Тем не менее, он попал на страницы этой книги. Использовать его или нет – решайте сами. Автор книги твердо уверен, что этот принцип работает и его можно и нужно использовать! Более того, неиспользование принципа веры обедняет наш управленческий арсенал и сокращает возможности устойчивой мотивации сотрудников [2].

Суть эффекта веры состоит в том, что вы становитесь тем, кем себя воображаете. Или становитесь лучше, если в вас верят другие. Справедлива и такая трактовка: в какую точку зрения вы верите, таких людей вы и будете притягивать (помимо собственно эффекта веры, здесь срабатывает эффект психологического заражения [3] и эмпатии [4]. В человеке все взаимосвязано). Скорее всего, вы бессознательно будете попадать в ситуации, подтверждающие вашу точу зрения (возможно, срабатывает эффект интуиции [2] плюс что-то еще, чего мы до конца не знаем). Эффект веры положен в основу замечательного документального фильма Дрю Хэриота «Секрет». Посмотрите его обязательно! Можете до конца не смотреть, суть прояснится на первых примерах.

Помимо прочего, эффект веры заставляет компании тратить значительные усилия в подготовку и внедрение миссии и основополагающих принципов, а также делать все возможное, чтобы сотрудники компании искренне разделяли положения ее философии, что напрямую сказывается на развитии компании. Да, чуть не забыл – по поводу эксперимента на справедливость эффекта веры. В 60-х годах в США проводилось любопытное исследование под руководством психологов Р. Розентейла и Л. Якобсон. В одну из школ приехали психологи под видом проведения тестов. После их проведения, они совершенно случайным образом выбрали несколько фамилий учеников в классе и сообщили учителям, что эти дети являются самыми одаренными (эта выборка не имела ничего общего с результатами тестов). Когда ученые вернулись в школу и провели повторное исследование, они отметили заметное улучшение показателей этих детей по целому ряду предметов, кроме того, выяснилось, что улучшилось их поведение и социальное взаимодействие в классе. Тогда ученые предположили, что учителя как-то выделяют этих детей из общей массы. Поэтому через год эксперимент повторили в других школах, категорически запретив учителям как-либо выделять этих детей среди остальных. Через год ситуация повторилась. Отсюда был сделан вывод, что сама вера в человека меняет его в лучшую сторону.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Эмоциональный интеллект. Российская практика / Сергей Шабанов, Алена Алешина. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 429 с.
  2. Восьмой навык: От эффективности к величию / Стивен Р. Кови; Пер. с англ. – 4-е изд. – М.: Альпина Паблишерз , 2009. – 408 с.
  3. Сила воли. Как развить и укрепить / Келли Макгонигал; пер. с англ. Ксении Чистопольской. – 2-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 320 с.
  4. Искусство управленческой борьбы / Владимир Тарасов. – М.: Издательство «Добрая книга», 2009. – 432 с.

© Антон Кожемяко.

Подробнее ознакомиться с нашими технологиями вы можете, записавшись на онлайн-практикум по построению системы продаж на рынке В2В, по развитию ресурсного мышления через освоение ТРИЗ и онлайн-практикум по развитию коммерческого персонала, работающего на В2В-рынке. Успехов!