ТРИЗ и увеличение прибыльности предприятия

Даниил Правкин, СПАО «Ингосстрах», тренер-методолог, главный специалист сектора методологии отдела обучения, Корпоративный университет.

Как Вы узнали про курс ТРИЗ «Бизнес-ассоциации ТРИЗ»?

Я давно интересовался ТРИЗ, поэтому решил пройти обучение в “Бизнес-ассоциации ТРИЗ”.

Какую задачу Вы решали в ходе обучения?

Для решения на курсе я взял задачу из реальной практики: увеличение прибыльности предприятия моего хорошего друга. Бизнес моего друга — это предприятие смешанного типа — сеть кафетериев с возможностью забрать еду на вынос (кофе, хлеб, кондитерские изделия). Часть этой сети приносит прибыль, а часть работает в минус. В первую очередь нам нужно было повысить эффективность убыточных заведений, и чтобы эти решения можно было масштабировать на всю сеть.

Во время решения задачи мы исследовали ключевые потребительские ценности, на что потребитель ориентируется и какие есть дополнительные задачи. Нам нужно было решить следующие задачи:

1. Поиск новых средств доставки, так как современные сервисы доставки нам предлагали невыгодные условия.

2. Поиск ресурсов. Зачастую заказы аннулируются из-за того, что человек заказывает 6 позиций, а в наличии только 5, хотя человек согласился бы на 5 позиций. В этой задаче мы предложили ряд вариантов решения. 

3. Поиск вариантов быстрого сбыта продукции. Предприятие использует только натуральные ингредиенты без добавления консервантов и “химии”. Процесс приготовления такой продукции гораздо сложней, и она не так долго хранится, с этим сопряжены большие проблемы. Предприятия-конкуренты имеют более стабильную прибыль, так как они используют разные разрешенные добавки. В нашем случае преимущества становятся проблемой. С ними можно работать, а с помощью инструментов ТРИЗ находить сильные решения.

Мне импонирует данная концепция собственника бизнеса — использование только натуральных ингредиентов в производстве. Как оказалось, не только мне. Клиенты приходят разные от бабушек до бизнесменов. И что меня удивило, бабушки говорили, что они лучше раз в неделю купят у нас хороший хлеб и выпечку, чем в другом магазине с добавками. Клиент понимает, зачем к нам идет. 

Какой экономический эффект был получен в результате внедрения, лучше в измеримых показателях?

Пока я не могу сказать, что проект выполнен на 100 %, наверное, только на 50 %. У нас есть локальный результат. Работа продолжается. Самое главное, что решение задачи сдвинулось с мертвой точки. Собственник бизнеса считал, что все уже сделано, нельзя ничего существенно изменить в данной ситуации. Он нанимал разных консультантов и проводил маркетинговые исследования. Когда я ему рассказал о ТРИЗ, у него возникли сомнения насчет эффективности данной методики, но в процессе решения задачи это мнение поменялось на противоположное. Он увидел новые возможности и новые решения, часть из которых уже воплощается, а часть ждет своей реализации.

Вопрос с доставкой мы еще прорабатываем, ищем варианты. Мы больше работали над тем, как без каких-то существенных вложений в рекламу, промоакции, не ухудшая качество продукции, оставаясь на том же высоком уровне, увеличить средний чек. Мы нашли ряд решений с помощью ТРИЗ. Начали проводить различные кампании внутри предприятия, связанные с акциями, бонусами, за счет этого нам удалось повысить средний чек.

Какие инструменты ТРИЗ использовали в процессе решения задачи?

Идеальный конечный результат, вепольный анализ, схематизация, административное и техническое противоречия. Решение этой задачи продолжается. У креативной задачи может быть множество вариантов решений. Мы не стали останавливаться на одном решении — чем больше у нас будет решений, тем больше наша вариативность. Наше ограничение – это минимальные финансовые затраты. На курсе я такие решения нашел и предоставил собственнику бизнеса. Он был удивлен, что такие решения существуют!

Что для себя усвоили после прохождения обучения?

ТРИЗ дает возможность изучать конкретную область, где находятся самые сильные решения, не думать в разные стороны с неизвестным результатом, а пошагово разбирать определенную ситуацию. За счет пристального внимания к конкретной области задачи можно найти самые прорывные решения.

Я влюблен в ТРИЗ, на курсе усилил свою любовь и продолжаю развиваться в этом направлении. Применяю инструменты ежедневно в своей работе, обучаю инструментам ТРИЗ. Понял, что нужно больше развивать свою экспертизу.

Что посоветуете нам улучшить в нашей работе?

Хотел бы посоветовать улучшить качество обратной связи для участников. Я не про глубину проработки, а про эмоциональный план. Возможно, не все готовы слушать про свои задачи только плохое. Обратная связь должна быть всегда сбалансированной, если мы говорим пять каких-то плохих моментов, то, как минимум, должно быть пять хороших моментов. Я бы с этим поработал. Либо брать какие-то ключевые фокусы в обратной связи. Человек на самом деле так устроен, что он фокусироваться одновременно даже на двух вещах не может, и если он что-то делает неправильно, мы должны сфокусировать человека на самом важном моменте в этом вопросе и сказать ему про это. Потом сказать каких-то пять моментов, что у него очень хорошо получаются. В следующую фиксацию сказать другую вещь. Я бы поработал больше над балансом обратной связи, над балансом между положительными моментами и моментами роста.

Что Вам понравилось, что хотели бы отметить в обучении?

Мне понравилась глубина проработки каждого вопроса, новые техники работы с инструментами, например, техники разрешения противоречий, более глубокое изучение идеальности и идеального конечного результата, хорошая проработка материалов, практическая применимость инструментов, доступность материала, асинхронность обучения на курсе — смотришь видео и выполняешь домашнее задание, когда тебе удобно.

Хотели бы сотрудничать в дальнейшем?

Да, мы продолжаем сотрудничать. Мы предлагаем варианты взаимодействия, и я всегда своевременно получаю отклик. Мне нравится сотрудничать с Вашей компанией. Когда я обращаюсь к вам по любым вопросам, то всегда получаю подсказки и консультации абсолютно бесплатно, своевременно. Какие-то материалы, если мне необходимо, мне всегда помогут, разъяснят. Поскольку я сам преподаю ТРИЗ, мне это очень полезно. Я всем рекомендую курсы БА ТРИЗ, кто хочет серьезно изучать ТРИЗ, применять эти инструменты в жизни. Предлагаю Вашу компанию, потому что по уровню клиентского сервиса и отзывчивости Вы на очень высоком уровне.

© Даниил Правкин, Диана Баркеева, Антон Кожемяко.

Зарегистрироваться на онлайн-практикум ТРИЗ «Бизнес-ассоциации ТРИЗ» Вы можете здесь.