Программа online-практикума ТРИЗ в версиях Эффективный и Высокоэффективный

Вводная часть.

  • О Бизнес-ассоциации ТРИЗ
  • О курсе
  • Инструкция пользователя

ЧАСТЬ 1. «КЛАССИЧЕСКАЯ ТРИЗ»: ЯДРО ТРИЗ.

Занятие 1. Введение в ТРИЗ. Методы интуитивного поиска.

  • Задачи современного мира. Возможности, угрозы, вызовы.
  • Что такое технологизация мышления управленца и проектировщика?
  • Что такое творчество? Что такое творческие задачи откуда они возникают? Нужны ли методы решения творческих задач в менеджменте?
  • Классификация методов решения креативных задач.
  • Краткая история ТРИЗ.
  • Стратегии интуитивного поиска. Примеры.
  • Мозговой штурм. Метод контрольных вопросов, SCAMPER.
  • Классификация найденных идей и их последующий анализ.
  • Метод контрольных вопросов.
  • “Цветок лотоса”, метод SIL и другие методы интуитивного ненаправленного поиска.
  • Метод фокальных объектов.
  • Организация “парковки идей” c применением интеллект-карт (mind map).
  • Использование доски задач на базе www.trello.com  
  • Домашнее задание.

 Занятие 2. Методы системного ненаправленного поиска.

  • Понятие минимальной функционирующей системы (МФС)
  • Схематизация изобретательской ситуации как основа представления организационно-управленческих задач по Г.П. Щедровицкому.
  • Основные понятия систем, важных для схематизации изобретательской ситуации при решении организационно-управленческих задач.
  • Постановка частных задач с использованием схематизации.
  • Методы системного ненаправленного поиска.
  • Описание объектов в комплексе обстоятельств.
  • Объект, атрибут, свойство.
  • Морфологический анализ.
  • Метод тотального синтеза.
  • Домашнее задание.

 Занятие 3. Фундаментальные понятия  ТРИЗ. Техническое противоречие.

  • Функции. Виды функций.
  • Главная  полезная функция.
  • Рабочий орган, трансмиссия, двигатель и орган управления.
  • Инструмент и изделие.
  • Где искать противоречия? Основные источники их появления.
  • Технические противоречия (ТП). 
  • “Сползание” противоречия.
  • Экспресс-метод разрешения ТП: анализ технического противоречия с использованием наработок И. Голдратта (теории ограничений систем) для разрешения технических противоречий.
  • Домашнее задание.

 Занятие 4. Фундаментальные понятия  ТРИЗ. Идеальный конечный результат и ресурсы.

  • Понятие эффективности и идеальности.
  • Идеальный конечный результат  (оператор ИКР).
  • Оперативная зона.
  • Особенности выделения оперативной зоны в организационно-управленческих задачах.
  • Ресурсы — понятие и классификация.
  • Формулировка ИКР1, ИКР2 и ИКР3.
  • Выбор ресурсов оперативной зоны и за ее пределами.
  • Классификация ресурсов.
  • Назначение требований к ресурсу.
  • Шаг назад от ИКР. Почему этот подход может быть полезен?
  • Домашнее задание.

 Занятие 5. Приемы разрешения технических противоречий. Вепольный анализ. Стандарты на решение изобретательских задач. 

  • Информационный фонд ТРИЗ.
  • Матрица Г.С. Альтшуллера для технических систем.
  • Матрица Д. Мана для бизнес-систем.
  • Приемы разрешения технических противоречий и ограничения по их применению.
  • Особенности применения приемов разрешения технических противоречий для бизнес-систем.
  • Понятие веполя. 
  • Виды связей в веполях.
  • Построение вепольных моделей.
  • Преобразование веполей.
  • Поля в технических и социальных системах.
  • Применение стандартов решения изобретательских задач для технических систем.
  • Применение стандартов решения изобретательских задач для бизнес-систем.
  • Домашнее задание.

Занятие 6. Физические противоречия. Эффекты. Алгоритмы решения изобретательских задач.

  • Физические противоречия (ФП).
  • Зачем нужна модель ФП для решения задач?
  • ФП на микроуровне.
  • Методы разрешения физических противоречий — общие правила.
  • Определение способа разрешения физических противоречий по Г.И. Иванову и Н.Н. Хоменко.
  • Разрешение ФП во времени и в пространстве.
  • Алгоритмы решения изобретательских задач (АРИЗы).
  • Ранние алгоритмы: АРИЗ-56, АРИЗ-59 и АРИЗ-71
  • АРИЗ-85В — укороченная версия.
  • Физические, химические, геометрические и психологические эффекты и их применение.
  • Применение укороченной версии АРИЗ-85В для решения задач в технических системах и в бизнес-системах.
  • Пример решения задач с помощью укороченной версии АРИЗ-85В.
  • Домашнее задание.

ЧАСТЬ 2. СОВРЕМЕННАЯ ТРИЗ — АНАЛИТИЧЕСКАЯ НАДСТРОЙКА (TRIZ++).

Занятие 7. Инструменты первичной обработки задачи: анализ по S-кривой и системный оператор.

  • Понятие MPV.
  • MPV-PV-FP.
  • Понятие эволюции систем.
  • Анализ по S-образной кривой.
  • Диалектическое развитие по спирали с позиции концепции S-образной кривой.
  • Перенос свойств.
  • Постановка стратегического блока задач по S-кривой.
  • Системный оператор и его применение.
  • Изучение систем с помощью системного оператора.
  • Принцип возврата систем из прошлого.
  • Пример использования системного оператора для решения организационно-управленческой задачи.
  • Постановка задач с помощью системного оператора.
  • Домашнее задание.

Занятие 8. Инструменты первичной обработки задачи: причинно-следственный анализ и потоковый анализ.

  • Причинно-следственный  анализ (ПСА).
  • Причинно-следственные цепочки (ПСЦ) изнутри-наружу  и снаружи-вовнутрь.
  • ПСЦ от целевых нежелательных эффектов (НЭ) и ПСЦ по предварительно выявленным НЭ.
  • Целевые, промежуточные и ключевые задачи.
  • Правила проведения ПСА.
  • Оператор отрицания и его применение для постановки задач при проведении ПСА.
  • Основные виды анализа процессов.
  • Описание бизнес-процессов.
  • Анализ потоков.
  • Типовые дефекты (НЭ) потоков.
  • Приемы повышения эффективности полезных потоков и снижения негативного влияния вредных потоков.
  • Домашнее задание.

Занятие 9. Инструменты первичной обработки задачи: MPV-анализ и сравнительный анализ систем (бенч-маркинг).

  • Возврат к схеме изобретательской ситуации и определение стейкхолдеров.
  • Все ли субъекты — стейкхолдеры?
  • Рыночные ограничения параметров MPV/FP.
  • Предел терпимости и предел целесообразности.
  • Противоречия внутри требований стейкхолдеров и противоречия между требованиями стейкхолдеров.
  • Определение конкурирующих систем.
  • Определение максимума.
  • Присвоение нуля в кодированных значениях. Последствия обнуления.
  • Натуральные и кодированные параметры сравнения.
  • Выделение принципа действия конкурирующей системы и перенос свойств.
  • Сравнение с возможностью изменения системы и сравнение без возможности изменения системы.
  • Совместное применение бенч-маркинга и S-образной кривой.
  • Перенос решения.
  • Перенос принципа.
  • Выделение противоречий по результатам переноса свойств.
  • Домашнее задание.

Занятие 10. Инструменты первичной обработки задачи: функциональный анализ и свертывание систем.

  • Виды функций и степень проявления полезный функций.
  • Класс опасности вредных функций.
  • Функциональный анализ и его компоненты: компонентный анализ, структурный анализ, ранжирование функций и функциональное моделирование.
  • Совместное применение функционального и причинно-следственного анализа.
  • Определение и разрушение “вредной машины”.
  • Графическое функциональное моделирование.
  • Табличное функциональное моделирование.
  • Постановка задач по функциональной модели. Типовые задачи.
  • Функционально-идеальное свертывание
  • Правила свертывания.
  • Тримминг.
  • Расчет тримминг-фактора.
  • Домашнее задание 

Занятие 11. Функционально-ориентированный поиск. Синектика. Моделирование маленькими человечками. Оператор РВС.

  • Зачем нужен функционально-ориентированный поиск (ФОП)?
  • Учимся у лидирующих отраслей.
  • ФОП по объекту и ФОП по действию.
  • Формулирование противоречий и поиск их разрешения в лидирующих отраслях.
  • Работа с мыслительными образами: синектика.
  • Ментальный рывок: перевод знакомого в незнакомое и наоборот.
  • Анализ мыслительных образов через 4 вида аналогий.
  • Усовершенствование личностной аналогии Г.С. Альтшуллером: моделирование маленькими человечками (ММЧ).
  • Мыслительный оператор РВС.
  • Домашнее задание.

Занятие 12. Законы и линии развития систем.

  • Законы развития технических систем (ЗРТС).
  • Зачем нам знать ЗРТС?
  • Что такое линии развития систем?
  • Принципы прогнозирования развития систем по линиям развития систем. 
  • Построение лучевых диаграмм по линиям развития систем.
  • Линии развития технических систем и их примеры в версии Н. Шпаковского.
  • Линии развития бизнес-систем в версии В. Сушкова.
  • Идеальное и фактическое дерево эволюции.
  • Построение деревьев эволюции.
  • Примеры новых линий развития систем.
  • Домашнее задание.

ЧАСТЬ 3. ПЕРЕХОД К ВНЕДРЕНИЮ ПОЛУЧЕННЫХ РЕШЕНИЙ.

Занятие 13. Системная сборка и проверка полученных решений. Подготовка программы преобразований.  

  • Последовательность применения инструментов ТРИЗ.
  • Алгоритм применения инструментов ТРИЗ по версии БА ТРИЗ. 
  • Алгоритм применения инструментов ТРИЗ по версии Н. Саунина.
  • Типовые связки инструментов при решении технических задач.
  • Типовые связки инструментов при решении организационно-управленческих задач.
  • Алгоритм предварительной проверки полученных решений.
  • Проверка потенциала решений, прошедших предварительную проверку.
  • Анализ “парковки идей”.
  • Переход от “парковки идей” к плану внедрения преобразований.
  • ТРИЗ и методы управления проектами.
  • Домашнее задание.

Купить курс «Эффективный».

Купить курс «Высокоэффективный».