Смотрим на работу с задачей с высоты вертолетчика

Материал из книги ТРИЗ: практическое руководство для бизнеса в схемах.

freepik.com

Двигаясь по задаче, иногда стоит делать остановки и сверять свои действия с предложенной схемой. Мы даем развернутую схему, но это вовсе не значит, что нужно пройти все ее пункты, как в настольной игре. Данная схема – ориентир, чтобы не сбиться с пути. Используйте ее при необходимости.

Общая схема

Перед вами упрощенная схема применения ТРИЗ для решения бизнес-задач. Она нужна для того, чтобы сверять свои действия с высоты вертолетчика. Это самая общая схема в книге. Далее все пункты в схеме мы расшифруем, сейчас важно понять общую логику.

В данной книге не описано подробно, как работает ТРИЗ, у нас с вами другая задача — дать короткую пошаговую инструкцию по обработке задачи. Если вам нужны более детальные выкладки и рассуждения, чтобы понять логику применения ТРИЗ в бизнес-задачах, то рекомендую ознакомиться с моей предыдущей книгой – ТРИЗ. Решение бизнес-задач. К слову, в следующем году планируется переиздание этой книги с рядом уточнений и дополнений.

Для начала введем два важных понятия: продукт и результат. Продукт – это то, что можно передать на следующий этап работы с задачей. Результат – это изменение нашего представления об изучаемой системе, уточнение значимых деталей, изменение понимания взаимосвязей между элементами изучаемой системы.

Итак, работа над задачей состоит из 5 блоков.

1. Формулировка и формализация задачи, пункты 1–5.

• Процесс: коммуникация в команде решателей, рассчитанная на понимание условия задачи. А. Эйнштейн говорил: если бы мне дали час на решение задачи, то 50 минут я потратил бы на уточнение условия и лишь 10 минут на решение.

• Результат: понимание устройства системы: вы поймете, какие элементы входят в состав системы и как в системе организованы связи между элементами. Кроме того, вы поймете, по каким траекториям (п. 5) следует далее преобразовывать систему.

• Продукт: набор кирпичиков, из которых состоит проблемная ситуация, – нежелательных эффектов (п. 4). Пока это даже не кирпичики, а большие блоки.

2. Первичная обработка задачи, пункты 6–10. Это далеко не все инструменты первичной обработки задачи, которые мы используем в ТРИЗ, однако наиболее употребительные из них.

• Процесс: проводим анализ причинно-следственных связей, параметров и структуры системы. Определяем принципы.

• Результат: глубокое понимание связей в системе. Теперь изучаемая система для вас как хороший знакомый. Так Д. Менделеев отзывался о химических элементах…

• Продукт: ключевые нежелательные эффекты, вторичные задачи, идеи решения. Некоторые идеи могли появиться и на предыдущем этапе, но на этом этапе идей появляется гораздо больше.

Что такое идея? В греческом языке ἰδέα — вид, форма, прообраз. В широком смысле — мысленный прообраз какого-либо действия, предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты. Словом, идея – это уже прообраз мероприятия, годного к внедрению. Этим идея отличается от траектории – направления решения задачи. Пример идеи: использовать интерактивные очки на операции сборки для трансляции сборочных единиц и инструкций в режиме дополненной реальности. Пример траектории: применить дополненную реальность для ускорения технологических процессов.

3. Модель конфликта, п. 11.

• Процесс: определяем параметры, входящие друг с другом в противоречие. Выделяем вторичные нежелательные эффекты, связанные с противодействием системы. Строим модели конфликта (противоречия).

• Результат: обостряем задачу до предела, видим узловые точки задачи, отсекаем все лишнее — белый шум.

• Продукт: система противоречий.

4. Решательные механизмы, п. 12–13.

На самом деле их больше. В этой книге рассмотрим два решательных механизма, наиболее применимых в организационно-управленческих задачах.

• Процесс: пользуясь алгоритмами разрешения противоречий, находим идеи решения задачи.

• Результат и продукт здесь совпадают: это идеи решения задачи и вторичные задачи.

Вторичные задачи возникают, если найденные решения требуют дальнейшего анализа (тогда воз вращаемся к п. 1 или 2) либо наталкиваются на существенное сопротивление системы, тогда переходим к п. 3 и разрешаем новые противоречия.

5. Проверка полученных решений, п. 15.

• Процесс: анализируем полученные решения, сопоставляем их с целями решателей и ключевых стейкхолдеров. Выносим вердикт: найдены ли решения, годные для внедрения? Если ответ утвердительный, то переходим к планированию расчетов и экспериментов, то есть начинаем внедрение. Если нет, возвращаемся к п. 2–3.

• Результат: понимание дальнейших шагов: переходим к планированию внедрения либо ставим новые (вторичные) задачи.

• Продукт: решения и вторичные задачи.

Теперь немного о парковке (п. 14). Парковкой мы называем место, куда складируются идеи, найденные в процессе работы над задачей. Идеи могут появляться на самых разных стадиях обработки задачи, начиная с п. 3 и до п. 15 включительно. Да-да, в процессе анализа найденных решений идеи тоже появляются, и немало… Их важно вовремя запарковать, чтобы не потерять. Идеи – это наши бриллианты.

Итак, если с общей схемой работы над задачей более-менее разобрались, двигаемся дальше. Читайте материалы книги в следующих статьях.

ТРИЗ хоть и расшифровывается «Теория решения изобретательских задач», но освоить ее можно исключительно на практике.

© Антон Кожемяко.

Подробнее ознакомиться с бизнес-ТРИЗ вы можете, пройдя онлайн-курс Бизнес-ТРИЗ с возможностью прохождения международной сертификации по стандартам IBTA (international business TRIZ association).