Факты о проблемах образования в СССР. Сделаны ли выводы в современной России?
Факты о проблемах образования в СССР. Сделаны ли выводы в современной России?
Попались на глаза интересные данные из «рабочей книги развития творческой личности», 1990 г. Не удержался — написал.
Сейчас много говорят о высоком качестве образования в СССР и никчемности сегодняшних подходов. Да, доля правды есть — качество образования, если не брать отдельные школы и ВУЗы, в «среднем по больнице» оставляет желать лучшего.
И все же — вот некоторые любопытные выдержки. К стати, выдержки эти косвенно подтверждают недостаток в первую очередь гуманитарного образования в СССР, техническое образование — это все был наш конёк, с этим не поспоришь.
1. Из беседы с нач. упр. преподавания общественных наук В. Купцовым, 1988 г.: … я сам в этом году присутствовал на выпускных экзаменах в одном из московских ВУЗов и слышал ответы выпускников: один пребывал в уверенности, что самая большая страна в мире — Монголия, другая сообщила, что в СССР проживает 30 млн. человек.
2. В. Северцев — статья в газете «Правда», август 1988 г. Особенно тревожны изъяны в педагогическом образовании. Большинство выпускников ряда ВУЗов (в статье ВУЗы названы) не справляются с требованиями не только ВУЗовской, но и школьной программы… В 1975 г. с заданиями на проверку общеобразовательных знаний справились 65% первокурсников, в 1986 г. — только 25%.
3. Из доклада секретаря ЦК КПСС Е. К. Лигачева «О ходе перестройки в высшей школе и задачах партии по ее осуществлению», февраль 1988 г.:
В начале учебного года в ряде ВУЗов и техникумов проведена государственная проверка общеобразовательной подготовки первокурсников, поступивших из школ и ПТУ. Охват — 27 тыс. чел. Картина безрадостная — с контрольными заданиями не справились 25% студентов ВУЗов и 45% учащихся техникумов. в отдельных ВУЗах цифра доходит до 70%.
В общем, всегда было не так гладко в образовании. И идея всеобщего образования тоже давала немалый сбой — балбесов всегда хватало. Но в целом, идея жила. Ведь, по-моему, все это несравнимо с сегодняшним масштабом происходящего. То что в конце 80-х воспринималось как «безрадостная картина» для сегодняшнего образования — лишь цветочки. Не просто же так сегодня серьезно ставится вопрос стратификации — с избранными работаем как следует, а большинство пусть телебонькается, как умеет. Не знаю, насколько правильна такая постановка вопроса. У этой медали две стороны. Опасность в том, что так мы получим такое расслоение в обществе, что непонятно, как развиваться дальше с таким отрывом меньшинства от большинства. Но, с другой стороны — если человек не стремится развиваться, то палкой его гнать, что ли? Вопрос сложный.
© Антон Кожемяко.