Инструменты ТРИЗ

В предыдущей статье «ТРИЗ, бизнес, медиация: ищем точки соприкосновения» мы рассуждали можно ли применять теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) в медиации — на этапе выработки решения. И пришли к выводу, что эта техника может стать полезным инструментом, если поставленная перед сторонами задача действительно сложна и требует подключения серьезных мыслительных процессов.

Сегодня Антон Кожемяко — специалист ТРИЗ 4 уровня, член правления Международной ассоциации бизнес-ТРИЗ (IBTA), эксперт по сложным продажам на рынке В2В — расскажет о том, какие инструменты ТРИЗ существуют и как они используются.

Инструменты ТРИЗ

Все инструменты, разработанные в современной ТРИЗ, укладываются в 5 больших блоков:

  • Формулировка и формализация задачи.
  • Первичная обработка задачи (инструменты первичной аналитики).
  • Моделирование противоречий.
  • Решательные механизмы (устранение противоречий).
  • Системная сборка и проверка полученных решений.

Как правило, именно в таком порядке инструменты и применяются в реальных проектах. Рассмотрим блоки инструментов ТРИЗ чуть более подробно.

Формулировка и формализация задачи

Этот этап включает в себя два инструмента. Первый — карта восприятия проблемы. В результате его применения определяется наиболее приоритетная задача. Инструмент используется, если стороны не могут договориться, какую из проблемных ситуаций следует разрешать в первую очередь.

Второй инструмент — описание инновационной ситуации. Здесь проблемную ситуацию формулируют для подготовки к дальнейшему решению с применением инструментов ТРИЗ.

Это очень важный момент, подготовить задачу к дальнейшему решению. Например, на входе была проблема: «конкуренция обострилась, компания вынуждена снижать прибыль». Это не задача, это проблемная ситуация. Чтобы перевести проблему в задачу, необходимо поставить цель и описать граничные условия. Например:

Исходная проблемная ситуация: конкуренция обострилась, компания-производитель шинной продукции для грузовой и спец. техники вынуждена снижать прибыль.

Переводим проблему в задачу, для чего описываем задачу в четырех пунктах:

  1. Проблема: обострение конкуренции в условиях превышения предложения над спросом по шинной продукции с апреля 2022.
  2. Что требуется (цель): удержание существующих клиентов – конечных потребителей (КП) с сохранением прибыльности сделок.
  3. Изучаемая система (ставим первую рамку): система по удержанию клиента, состоящая из:
    • Отдела продаж
    • Отдела обслуживания клиентов
    • Процессов и методов работы с клиентами, принятой в компании
    • Шинных центров
    • Процессов и методов работы с клиентами, принятой в шинных центрах

Надсистемы:

  • Центры принятия решения в компании клиента — КП
  • Автопарк КП
  • Инфраструктура КП
  • Конкуренты
  • Другие департаменты Компании
  • Источники финансирования
  1. Ограничения: недопустимо работать в минус и в ноль, нарушение принципов компании и законодательства РФ также недопустимо.

Описав систему, которую мы собираемся совершенствовать и ограничения, которые важно учесть в процессе работы над задачей, мы получили граничные условия, которые, наряду с целью, превращают исходную проблемную ситуацию в задачу.

Первичная обработка задачи

В современной ТРИЗ существует целый ряд инструментов, позволяющих посмотреть на задачу с самых разных ракурсов:

  • Системный оператор — применяется в качестве первичного аналитического инструмента для плохо формализованных задач. Используется для описания системы с целью ее дальнейшего изучения;
  • Причинно-конфликтный анализ (RCA) — представляет собой изучение причинно-следственных связей в системе и выход на блокирующие противоречия. Может применяться в качестве служебного инструмента совместно с другими инструментами, особенно с функциональным анализом бизнес-систем и анализом потоков. По итогу выстраивается система блокирующих противоречий;
  • MPV-анализ — позволяет определять противоречия в требованиях сторон, а также — задачи по улучшению изучаемой системы;
  • Бенч-маркинг и перенос свойств — речь идет о выборе наилучшей системы из предложенных альтернатив, либо об улучшении системы через перенос преимуществ альтернативных и конкурирующих систем;
  • Ценностно-конфликтный анализ (VCM-анализ) — позволяет определять блокирующие противоречия между существующими требованиями рынка или развивающимися рыночными трендами и требованиями бизнеса;
  • Функциональный анализ и тримминг для бизнес-систем — применяется для задач на оптимизацию бизнес-процессов, разработку и оптимизация бизнес-систем;
  • Анализ потоков — применяется, если требуется изучить и оптимизировать потоки в системе: материальные или информационные. Нужен, если требуется описывать потоки, а не создавать карты бизнес-процессов.

Модели противоречий

Область применения ТРИЗ — это именно сложные задачи, в которых есть противоречия. Традиционно выделяют два типа противоречий:

  • Техническое — самая распространенная модель конфликта в современной бизнес-ТРИЗ. Применяется в 95%  случаев.  Главное назначение – «очистка» сути конфликта от «белого шума», подготовка конфликта к последующему разрешению.  Пожалуй, это самый важный инструмент бизнес-ТРИЗ. В результате формулируется окончательная модель конфликта. Решатель готов к применению инструментов, позволяющих найти решение обозначенного противоречия;
  • Физическое — применяется при разрешении наиболее «трудных» противоречий через определение идеального конечного результата и мобилизации ресурсов системы на этапе предъявления противоречивых требований. Может использоваться как альтернатива техническому противоречию, но я не рекомендую этот способ: преждевременный переход к модели физического противоречия снижает количество полезного инструментария, который можно применить для устранения противоречия.

Решательные механизмы

Теперь перейдем к инструментам, которые максимально приближают нас к решению сложной задачи (если один из них не дает результата, тестируется другой инструмент):

  • Анализ технического противоречия — применяется для устранения технических противоречий. Наименее трудоемкий метод;
  • Матрица Даррелла Манна и приемы разрешения противоречий по Валерию Сушкову — это приемы устранения технических противоречий для бизнес-систем. Используются для устранения технических противоречий как методы средней трудоемкости;
  • Мыслительный оператор «Идеальный конечный результат» и мобилизация ресурсов системы. Классический и факторный подход к определению ресурсов. Наиболее трудоемкий метод для устранения технических противоречий, применяется в самых затруднительных случаях;
  • Разнесение противоречивых свойств «время/пространство» — применяется для устранения физических противоречий в бизнес-системах;
  • Объектно-полевой анализ и Стандарты на решение бизнес-задач по Валерию Сушкову. Используются для устранения конфликта в любых формах: технических, физических противоречий в бизнес-системах, а также конфликтов, моделирование которых в виде противоречий не производилось. Наиболее универсальный подход.

Системная сборка и проверка полученных решений

На этом этапе из всех полученных вариантов выбирается идеальное решение. Инструменты применяют такие:

  • АВС-фильтрование — грубый фильтр для первичной отбраковки наиболее неудачных решений, не прошедших по ограничениям. По итогу отсеиваются наиболее неудачные решения;
  • Многокритериальная матрица решений. Полученные решения проверяются по нескольким критериям, важным с точки зрения цели проекта и установленных KPIs. В результате решения ранжируются по привлекательности с точки зрения внедрения.  Идет переход к программе преобразований;
  • Ландшафт идей — применяется, если стоят задачи красиво и убедительно представить результаты проекта. В результате готовится диаграмма, наглядно показывающая привлекательность полученных решений.

Аккуратно выбирая инструменты и последовательно продвигаясь между блоками 1…5, Вы, с большой долей вероятности, найдете такое решение, которое позволит получить эффект и затратить существенно меньше ресурсов, чем мы могли бы вложить в решение проблемы без такого глубокого анализа. С этой точки зрения ТРИЗ — это метод, позволяющий сначала сформулировать, а потом разложить любую задачу практически до атомарного уровня и, что позволит вам овладеть ситуацией.

Статья опубликована в журнале «Медиатор РФ», #6, 2023 г.

© Антон Кожемяко.

Подробнее ознакомиться с бизнес-ТРИЗ вы можете, пройдя онлайн-курс Бизнес-ТРИЗ с возможностью прохождения международной сертификации по стандартам IBTA (international business TRIZ association).