ТРИЗ, бизнес, медиация: ищем точки соприкосновения

Разбираемся, когда ТРИЗ может пригодиться в медиации, и что это вообще такое.

Изображение Freepik.com

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая разрабатывалась в середине прошлого века для развития промышленности, полюбилась управленцам со всего мира. Это им регулярно приходится придумывать, как выйти из положения в ситуациях, которые на первый взгляд кажутся патовыми. Цель применения ТРИЗ – прийти к такому результату, чтобы нужное действие выполнялось системой самостоятельно и без негативных влияний. Бизнес применяет ТРИЗ весьма активно – этот механизм востребован, например, в Samsung, Procter&Gamble, General Electric. А могут ли использоваться приемы ТРИЗ в медиации, когда стороны ищут вариант решения спора?

Об этом редакция поговорила с Антоном Кожемяко – специалистом ТРИЗ 4 уровня, директором Международной Ассоциации ТРИЗ по развитию ТРИЗ для бизнеса и менеджмента, экспертом по сложным продажам на рынке В2В.

— Антон Петрович, ТРИЗ используется бизнесом сравнительно долгое время – и эффект от этого видят даже рядовой сотрудник компании, в которой применяют теорию, или конечный потребитель, получивший продукт с инновационными свойствами. О том, чтобы ТРИЗ использовали в медиации, пока широко не известно. Однако один из этапов проведения процедуры предполагает мозговой штурм, когда стороны сообща ищут выход из сложившейся ситуации. Споры бывают достаточно запутанными и на первый взгляд – нерешаемыми. Как вы считаете, можно ли в данном случае рекомендовать применение ТРИЗ?

— Мы переживаем революцию мышления. Сегодня успех в бизнесе — это массовое производство качественных идей и их внедрение в сжатые сроки. Массово производить идеи мы давно научились, а вот массово производить качественные идеи – это задача иного порядка сложности. При этом мир нуждается в качественных идеях, и необходима технология для их поточного производства! В медиации подобный стиль мышления также важен. Ведь конфликты, как правило, не образуются на пустом месте. Умение находить сильные идеи с целью устранения конфликтов – важный аспект в деятельности медиатора.

— Медиатор по общему правилу спор не решает, он лишь организует переговоры. Как полагаете, для использования ТРИЗ в медиации достаточно ли обладать специальными знаниями самому посреднику? Или нужно, чтобы инструментами ТРИЗ владели стороны?

— Даже в работе над крупным проектом с применением ТРИЗ достаточно, чтобы в команде был всего один ТРИЗ-эксперт. Остальные могут и не знать, как «ТРИЗ» расшифровывается — и при этом команда будет эффективно работать под руководством ТРИЗ-эксперта. Остальные участники группы должны быть специалистами в своих областях, это важно.

Так же и здесь: если медиатор понимает, как работает ТРИЗ, он может использовать теорию, даже не объясняя, какими инструментами пользуется.

— Любая ли сложная ситуация в бизнесе, любой ли спор в медиации может быть решен с помощью инструментария ТРИЗ? Или есть какие-то ограничения?

— Хотя ТРИЗ сегодня — важный элемент конкурентоспособности, и только за последнее время команда единомышленников (куда входит и наша организация «Бизнес-ассоциация ТРИЗ») инициировала проекты по внедрению ТРИЗ во множество крупных и средних российских компаний, возможности этого инструментария не безграничны.

ТРИЗ нецелесообразно применять для решения всех без исключения проблемных ситуаций в бизнесе или для разрешения всех спорных ситуаций в практике медиатора. У ТРИЗ есть и обратная сторона – существенные затраты времени на анализ проблемной ситуации. Поэтому применять инструменты теории имеет смысл только, если:

  • рассматриваемая проблемная ситуация имеет действительно важное значение для компании или сторон, пытающихся устранить конфликт;
  • решение данной задачи неочевидно. Как правило, речь идет о ситуации, с которой бизнес или конфликтующие стороны ранее не сталкивались, либо сталкивались, но известные решения невозможно применить в виду каких-то существенных ограничений.

По нашему опыту, подобных задач в компаниях 3-5% от общего потока проблемных ситуаций, требующих решения, однако это небольшое количество важных и «неподступных» задач, как правило, сдерживает прирост не менее 20% эффективности компаний.

— Можете ли вы кратко описать, какие инструменты ТРИЗ применяются для решения бизнес-задач, для возможного использования ТРИЗ в процедуре медиации?

— В целом работа над задачей состоит из пяти крупных блоков, в каждом из которых применяется целый набор инструментов:

  • формулировка и формализация задачи;
  • первичная обработка задачи;
  • модель конфликта;
  • решательные механизмы;
  • проверка полученных решений.

Смысл применения ТРИЗ – в обнаружении такого варианта, когда задача решается при минимуме затрат или при полном их отсутствии.

— Назовите, пожалуйста, примеры применения ТРИЗ из практики.

— Приведу несколько ситуаций, в которых предпринимателям помогли и устранить возникшие сложности, и получить дополнительный положительный эффект.

В одной из крупных компаний встала проблема введения в работу новых сотрудников: на каждого нового инженера требовалось 6 месяцев плюс время опытного наставника, который теряет эти часы для работы по текущим проектам и подготовки нового сотрудника. С помощью ТРИЗ были найдены и внедрены решения, позволяющие втрое сократить время на введение в работу новых инженеров. При этом в качестве процесса компания нисколько не потеряла.  

Вот еще один случай. У одного производителя регулярно возникали убытки из-за простоя оборудования, требующего аварийного ремонта. Специалисты ТРИЗ помогли понять, какое оборудование и почему ломается чаще, а также что именно в нем выходит из строя. На предприятии поняли, какие узлы нужно преобразовать и какие изменения произвести в настройках. Интересно, что ранее предприятие ставило другую задачу: как проводить внеплановые ремонты быстрее и с меньшими затратами? Результат – экономия в несколько десятков миллионов в год. И расскажу об отельном комплексе, персонал которой не справлялся с обслуживанием территории в несколько десятков Га. При этом было важно не увеличивать численность коллектива и не допускать переработок сотрудников. Инструментарий ТРИЗ позволил сделать ранее казавшееся невероятным: было высвобождено около 2000 человеко-часов без потери качества. Так что специалисты ТРИЗ не только решили задачу, но и помогли сэкономить несколько млн. рублей в год.

Статья опубликована в журнале «Медиатор.РФ», #5, 2022

© Антон Кожемяко.

Подробнее ознакомиться с бизнес-ТРИЗ вы можете, пройдя онлайн-курс Бизнес-ТРИЗ с возможностью прохождения международной сертификации по стандартам IBTA (international business TRIZ association).