Эффект группового соглашательства
Материал из книги «Психологические эффекты в менеджменте и маркетинге. 100+ направлений повышения эффективности в управлении и сбыте».
Эффект группового соглашательства [1]. Суть эффекта заключается в том, что группа скорее предпочтет ладить и соглашаться друг с другом, нежели критически оценить альтернативные взгляды и идеи. Иными словами, для группы гораздо важнее создать эмоционально комфортную среду, чем найти наиболее рациональное решение.
Эффект группового соглашательства усиливается за счет эффекта социального доказательства, поэтому люди так склонны присоединяться к большинству группы. Об эффекте группового мышления, усиленного влиянием эффекта социального доказательства, следует особо помнить, организуя обсуждение критически важных решений.
Крайним проявлением эффекта группового соглашательства является конформизм (от лат. conformis — подобный, сообразный) – форма социального поведения, при котором индивидуум не противопоставляет себя обществу, стараясь максимально соответствовать его нормам. С одной стороны такое качество полезно для социализации, но с другой это плохо для решения поставленных задач. Сильные, прорывные решения не находят поддержки благодаря действию группового соглашательства.
Один из приемов, созданных на основе понимания эффекта группового соглашательства – назначение «адвоката дьявола» или нонконформиста, противостоящего большинству, для поддержки альтернативных точек зрения.
ЛИТЕРАТУРА:
- Психология убеждения. 50 доказанных способов быть убедительным / Ноа Гольштейн, Стив Мартин и Роберт Чалдини; пер. с англ. Галины Федотовой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 224 с.
© Антон Кожемяко.
Подробнее ознакомиться с нашими технологиями вы можете, записавшись на онлайн-практикум по построению системы продаж на рынке В2В, по развитию ресурсного мышления через освоение ТРИЗ и онлайн-практикум по развитию коммерческого персонала, работающего на В2В-рынке. Успехов!