Программа online-практикума ТРИЗ в версиях Эффективный и Высокоэффективный
Вводная часть.
- О Бизнес-ассоциации ТРИЗ
- О курсе
- Инструкция пользователя
ЧАСТЬ 1. «КЛАССИЧЕСКАЯ ТРИЗ»: ЯДРО ТРИЗ.
Занятие 1. Введение в ТРИЗ. Методы интуитивного поиска.
- Задачи современного мира. Возможности, угрозы, вызовы.
- Что такое технологизация мышления управленца и проектировщика?
- Что такое творчество? Что такое творческие задачи откуда они возникают? Нужны ли методы решения творческих задач в менеджменте?
- Классификация методов решения креативных задач.
- Краткая история ТРИЗ.
- Стратегии интуитивного поиска. Примеры.
- Мозговой штурм. Метод контрольных вопросов, SCAMPER.
- Классификация найденных идей и их последующий анализ.
- Метод контрольных вопросов.
- “Цветок лотоса”, метод SIL и другие методы интуитивного ненаправленного поиска.
- Метод фокальных объектов.
- Организация “парковки идей” c применением интеллект-карт (mind map).
- Использование доски задач на базе www.trello.com
- Домашнее задание.
Занятие 2. Методы системного ненаправленного поиска.
- Понятие минимальной функционирующей системы (МФС)
- Схематизация изобретательской ситуации как основа представления организационно-управленческих задач по Г.П. Щедровицкому.
- Основные понятия систем, важных для схематизации изобретательской ситуации при решении организационно-управленческих задач.
- Постановка частных задач с использованием схематизации.
- Методы системного ненаправленного поиска.
- Описание объектов в комплексе обстоятельств.
- Объект, атрибут, свойство.
- Морфологический анализ.
- Метод тотального синтеза.
- Домашнее задание.
Занятие 3. Фундаментальные понятия ТРИЗ. Техническое противоречие.
- Функции. Виды функций.
- Главная полезная функция.
- Рабочий орган, трансмиссия, двигатель и орган управления.
- Инструмент и изделие.
- Где искать противоречия? Основные источники их появления.
- Технические противоречия (ТП).
- “Сползание” противоречия.
- Экспресс-метод разрешения ТП: анализ технического противоречия с использованием наработок И. Голдратта (теории ограничений систем) для разрешения технических противоречий.
- Домашнее задание.
Занятие 4. Фундаментальные понятия ТРИЗ. Идеальный конечный результат и ресурсы.
- Понятие эффективности и идеальности.
- Идеальный конечный результат (оператор ИКР).
- Оперативная зона.
- Особенности выделения оперативной зоны в организационно-управленческих задачах.
- Ресурсы — понятие и классификация.
- Формулировка ИКР1, ИКР2 и ИКР3.
- Выбор ресурсов оперативной зоны и за ее пределами.
- Классификация ресурсов.
- Назначение требований к ресурсу.
- Шаг назад от ИКР. Почему этот подход может быть полезен?
- Домашнее задание.
Занятие 5. Приемы разрешения технических противоречий. Вепольный анализ. Стандарты на решение изобретательских задач.
- Информационный фонд ТРИЗ.
- Матрица Г.С. Альтшуллера для технических систем.
- Матрица Д. Мана для бизнес-систем.
- Приемы разрешения технических противоречий и ограничения по их применению.
- Особенности применения приемов разрешения технических противоречий для бизнес-систем.
- Понятие веполя.
- Виды связей в веполях.
- Построение вепольных моделей.
- Преобразование веполей.
- Поля в технических и социальных системах.
- Применение стандартов решения изобретательских задач для технических систем.
- Применение стандартов решения изобретательских задач для бизнес-систем.
- Домашнее задание.
Занятие 6. Физические противоречия. Эффекты. Алгоритмы решения изобретательских задач.
- Физические противоречия (ФП).
- Зачем нужна модель ФП для решения задач?
- ФП на микроуровне.
- Методы разрешения физических противоречий — общие правила.
- Определение способа разрешения физических противоречий по Г.И. Иванову и Н.Н. Хоменко.
- Разрешение ФП во времени и в пространстве.
- Алгоритмы решения изобретательских задач (АРИЗы).
- Ранние алгоритмы: АРИЗ-56, АРИЗ-59 и АРИЗ-71
- АРИЗ-85В — укороченная версия.
- Физические, химические, геометрические и психологические эффекты и их применение.
- Применение укороченной версии АРИЗ-85В для решения задач в технических системах и в бизнес-системах.
- Пример решения задач с помощью укороченной версии АРИЗ-85В.
- Домашнее задание.
ЧАСТЬ 2. СОВРЕМЕННАЯ ТРИЗ — АНАЛИТИЧЕСКАЯ НАДСТРОЙКА (TRIZ++).
Занятие 7. Инструменты первичной обработки задачи: анализ по S-кривой и системный оператор.
- Понятие MPV.
- MPV-PV-FP.
- Понятие эволюции систем.
- Анализ по S-образной кривой.
- Диалектическое развитие по спирали с позиции концепции S-образной кривой.
- Перенос свойств.
- Постановка стратегического блока задач по S-кривой.
- Системный оператор и его применение.
- Изучение систем с помощью системного оператора.
- Принцип возврата систем из прошлого.
- Пример использования системного оператора для решения организационно-управленческой задачи.
- Постановка задач с помощью системного оператора.
- Домашнее задание.
Занятие 8. Инструменты первичной обработки задачи: причинно-следственный анализ и потоковый анализ.
- Причинно-следственный анализ (ПСА).
- Причинно-следственные цепочки (ПСЦ) изнутри-наружу и снаружи-вовнутрь.
- ПСЦ от целевых нежелательных эффектов (НЭ) и ПСЦ по предварительно выявленным НЭ.
- Целевые, промежуточные и ключевые задачи.
- Правила проведения ПСА.
- Оператор отрицания и его применение для постановки задач при проведении ПСА.
- Основные виды анализа процессов.
- Описание бизнес-процессов.
- Анализ потоков.
- Типовые дефекты (НЭ) потоков.
- Приемы повышения эффективности полезных потоков и снижения негативного влияния вредных потоков.
- Домашнее задание.
Занятие 9. Инструменты первичной обработки задачи: MPV-анализ и сравнительный анализ систем (бенч-маркинг).
- Возврат к схеме изобретательской ситуации и определение стейкхолдеров.
- Все ли субъекты — стейкхолдеры?
- Рыночные ограничения параметров MPV/FP.
- Предел терпимости и предел целесообразности.
- Противоречия внутри требований стейкхолдеров и противоречия между требованиями стейкхолдеров.
- Определение конкурирующих систем.
- Определение максимума.
- Присвоение нуля в кодированных значениях. Последствия обнуления.
- Натуральные и кодированные параметры сравнения.
- Выделение принципа действия конкурирующей системы и перенос свойств.
- Сравнение с возможностью изменения системы и сравнение без возможности изменения системы.
- Совместное применение бенч-маркинга и S-образной кривой.
- Перенос решения.
- Перенос принципа.
- Выделение противоречий по результатам переноса свойств.
- Домашнее задание.
Занятие 10. Инструменты первичной обработки задачи: функциональный анализ и свертывание систем.
- Виды функций и степень проявления полезный функций.
- Класс опасности вредных функций.
- Функциональный анализ и его компоненты: компонентный анализ, структурный анализ, ранжирование функций и функциональное моделирование.
- Совместное применение функционального и причинно-следственного анализа.
- Определение и разрушение “вредной машины”.
- Графическое функциональное моделирование.
- Табличное функциональное моделирование.
- Постановка задач по функциональной модели. Типовые задачи.
- Функционально-идеальное свертывание
- Правила свертывания.
- Тримминг.
- Расчет тримминг-фактора.
- Домашнее задание
Занятие 11. Функционально-ориентированный поиск. Синектика. Моделирование маленькими человечками. Оператор РВС.
- Зачем нужен функционально-ориентированный поиск (ФОП)?
- Учимся у лидирующих отраслей.
- ФОП по объекту и ФОП по действию.
- Формулирование противоречий и поиск их разрешения в лидирующих отраслях.
- Работа с мыслительными образами: синектика.
- Ментальный рывок: перевод знакомого в незнакомое и наоборот.
- Анализ мыслительных образов через 4 вида аналогий.
- Усовершенствование личностной аналогии Г.С. Альтшуллером: моделирование маленькими человечками (ММЧ).
- Мыслительный оператор РВС.
- Домашнее задание.
Занятие 12. Законы и линии развития систем.
- Законы развития технических систем (ЗРТС).
- Зачем нам знать ЗРТС?
- Что такое линии развития систем?
- Принципы прогнозирования развития систем по линиям развития систем.
- Построение лучевых диаграмм по линиям развития систем.
- Линии развития технических систем и их примеры в версии Н. Шпаковского.
- Линии развития бизнес-систем в версии В. Сушкова.
- Идеальное и фактическое дерево эволюции.
- Построение деревьев эволюции.
- Примеры новых линий развития систем.
- Домашнее задание.
ЧАСТЬ 3. ПЕРЕХОД К ВНЕДРЕНИЮ ПОЛУЧЕННЫХ РЕШЕНИЙ.
Занятие 13. Системная сборка и проверка полученных решений. Подготовка программы преобразований.
- Последовательность применения инструментов ТРИЗ.
- Алгоритм применения инструментов ТРИЗ по версии БА ТРИЗ.
- Алгоритм применения инструментов ТРИЗ по версии Н. Саунина.
- Типовые связки инструментов при решении технических задач.
- Типовые связки инструментов при решении организационно-управленческих задач.
- Алгоритм предварительной проверки полученных решений.
- Проверка потенциала решений, прошедших предварительную проверку.
- Анализ “парковки идей”.
- Переход от “парковки идей” к плану внедрения преобразований.
- ТРИЗ и методы управления проектами.
- Домашнее задание.
Купить курс «Эффективный».
Купить курс «Высокоэффективный».