Почему лидеры рынка выбирают стратегические сессии от Бизнес-ассоциации ТРИЗ?

Как известно, Бизнес-ассоциация ТРИЗ (БАТРИЗ) занимается всем, что связано с технической ТРИЗ и Бизнес-ТРИЗ, а также проектами в сфере продаж сложных продуктов и решений.

Помимо «стандартных тем» для БАТРИЗ, в последние пару-тройку лет к нашим услугам все чаще прибегают компании, заинтересованные в проведении стратегических сессий. Причем, абсолютно всегда, к нам приходят заказчики, которые стратегические сессии уже проводили, а многие и неоднократно. Но, не удовлетворившись результатами проведенных сессий, заказчики обращались к нам.

Нам самим стало невероятно интересно, а почему так? Разобравшись в ситуации, выделили несколько причин.

Изображение Freepik.com

С чего всё начиналось?

Проведение стратегических сессий некогда являлось для нас целью. Мы начали конструирование программы, но в какой-то момент осознали, что банально не проходим, так как имеющимися на тот момент средствами мы собираем точно такую же программу, как у всех на рынке, и не можем дать заказчику дополнительной ценности. Образовался разрыв текущей деятельности. Необходимо было выйти в плоскость мышления и там отработать какие-то новые модели. 

Какие? Вы удивитесь… Но именно так я пришел к ТРИЗ. Чаще всего, к ТРИЗ приходят иными путями — кто-то изучал ее в школе, в институте, на производстве в корпоративном университете, кому-то рассказали коллеги… Мне же не повезло в этом плане, и в какой-то момент, уперевшись в разрывную ситуацию, я начал смотреть: а что есть? И наткнулся на ТРИЗ, стал ее изучать. Понял, что ее точно можно использовать, но освоить ТРИЗ было не так уж и просто. Путь к стратегическим сессиям растянулся более, чем на 10 лет.

Маркетинг задает определяющую позицию

Ситуация, вынуждающая нас вложить столько сил и времени в разработку методики проведения стратегических сессий — необходимость (именно необходимость, а не просто желание), дать уникальную ценность заказчику. Позиция заказчика — при прочих равных берем известных. Нам эта позиция была изначально понятна, и нас, как предпринимателей, она категорически не устраивала. 

Необходимо было овладеть ситуацией и выбить из-под конкурентов платформу, на которой большинство дружно расположилось, а заказчик уже изрядно привык смотреть на эту платформу, состоящую из «прочих равных». Ведущей в этой истории со стороны БАТРИЗ была позиция предпринимателя, а точнее — позиция маркетолога. При взгляде с этой позиции очевидно, что если привычное положение дел, сложившийся «статус кво» не разбит — заказов не жди или работай за копейки. А мы так не хотим — не интересно. Мы привыкли по-другому: даем высокую ценность, просим за это адекватное вознаграждение. В данной ситуации позиция методолога в ходе конструирования налетает на разрыв. Пришлось оттачивать владение ТРИЗ на высоком уровне, и мы это сделали, но как показал опыт — даже мощнейших, признанных во всем мире,  средств ТРИЗ оказалось недостаточно, мы продолжили поиски и эксперименты.

Быстро хорошо не бывает

Если коротко: разрыв оказался гораздо существеннее, чем мы думали в начале пути. 

Какие средства применяются ведущими стратегических сессий сегодня? В основном применяются средства фасилитации и интуитивного поиска — мозговые штурмы и их разновидности. Это все. Остальное решает личный опыт ведущего. Предложение на рынке по стратегическим сессиям — это почти всегда комбинаторика из этих средств + компетенции ведущего. 

Про субъективирующее звено, собственно, про опыт ведущего, всем все понятно — это невероятно важно, но тогда что остается остается технологии? Ситуация вырисовывается следующая: невероятно слабый инструментарий технологии проведения стратегических сессий на 80% замещается компетенциями ведущего. Иными словами — ведущий все, технология — близка к «ничто»… 

Итак, общий смысл понятен — продолжать конструировать классное нечто из средств фасилитации и методов интуитивного поиска, все равно что лепить из г…на пулю. Не то, что такие комбинации не имеют право на жизнь. Они вполне жизнеспособны и активно используются сотнями игроков на российском рынке. Вопрос в том, что так невозможно дать уникальной ценности заказчику, и если бы мы пошли по такому же пути, то стали такими же как все и сбоку бантик (в этом смысле позиция маркетолога была определяющей в стратегии рыночного позиционирования, и методолог не имел возможности игнорировать позицию маркетолога, что и предопределило наш путь «лучше долго, зато хорошо»).

Адекватные средства = устойчивый и хороший результат

Средства ТРИЗ, СМД-методологии и средства IT-проектирования — оказались сверхмощным сплавом возможностей.

Преодоление разрыва производилось в течение десяти с лишним лет. В результате появилась методика проведения стратегических сессий, состоящая из следующих средств:

  • Во-первых, в программу стратегической сессии введены средства системо-мысле-деятельностной методологии (СМД) с целью определения целей и разрывов деятельности организации.
  • Во-вторых, благодаря опыту сотрудничества с компанией Byndyusoft, мы научились связывать деятельность, выполняемую акторами заказчика, с его целями — начали активно использовать Impact mapping.
  • В третьих, по результатам проведения Impact mapping, определяются проблемные ситуации, которые впоследствии разбираются по 4 категориям:
  1. Решение проблемной ситуации очевидно команде.
  2. Решение проблемной ситуации требует устранения противоречий (используются решательные техники ТРИЗ).
  3. Решение проблемной ситуации требует дополнительного анализа (применяются аналитические инструменты ТРИЗ и решательные техники ТРИЗ).
  4. Решение проблемной ситуации требует дополнительного изучения (ставится исследовательская задача).

Далее производится конфигурирование решения и проверка полученных рекомендаций, после чего осуществляется переход к программе внедрения.

Заключение

В результате длительной и кропотливой работы удалось создать работающий алгоритм проведения стратегических сессий, дающий устойчивый результат, устраивающий заказчика. Основой проведения таких сессий являются современные и мощные средства, позволяющие с высокой степенью вероятности охватить весь периметр решаемой проблемы стратегического развития заказчика и разобрать ее в глубину с нужной степенью детализации, что гарантирует выход на работоспособные решения, позволяющие преодолеть обозначенную проблему заказчика с учетом имеющихся у заказчика ресурсов. Методика рулит! Вот главный слоган подхода, предлагаемого БАТРИЗ.

Важны ли компетенции ведущего? Несомненно. Однако зависимость от его компетенций и личностных качеств (субъективизация стратегической сессии) существенно снизилась. И если раньше компетенции ведущего нужно было «проращивать» в сторону бизнеса (отсюда вопрос заказчика «а вы проводили стратегические сессии для металлургов, банкиров, логистов и т.д.» становится несущественным). Вопрос о харизме ведущего, о его «высокоранговости» и проч., отходит даже не на второй, а на десятый план. Методика рулит!

При этом есть и минусы:

  • Если ранее стратегические сессии проводились в одну встречу (встреча по “стратегированию” длилась от 3 часов до двух дней, но без перерыва), то теперь стратегическая встреча проводится в несколько трехчасовых сессий (от 3 до 5 встреч с разбежкой в одну неделю).
  • На встречах идет сложная методологическая работа с постоянным выходом в плоскость мышления. Это тяжело. Подход работает 100%, но люди прилично устают. Такой стиль работы напрягает персонал компаний.
  • Компетенции ведущего нужно как следует прокачивать в сторону применения Бизнес-ТРИЗ и СМД-методологии. А на это нужно время. 
  • Не всем ведущим и руководителям-участникам нравится, что их харизма не является основным инструментом проведения стратегической сессии. Многим нравится держаться на публике, они кайфуют от этого. Здесь же харизма становится делом десятой важности, на первый план выходит видение и специальные компетенции: умение выходить в рефлексивную позицию, умение проводить конфигурирование смыслов и их опрокидывание на рабочую ситуацию, умение выходить в плоскость мысле-коммуникации и мышления, а также умение не задерживаясь в плоскости мышления, быстро возвращаться в плоскость деятельности. И конечно, требуются умения обращаться со специализированным инструментарием. Это непросто. Нужно формировать специальный навык.

В общем, если подход Вас заинтересовал, обращайтесь. Мы всегда рады продуктивному взаимовыгодному сотрудничеству!

© Антон Кожемяко.