Как использовать методы ТРИЗ для решения нетривиальных задач в продажах?
Руководители привыкли решать задачи управления продажами, полагаясь на собственный опыт, а в отсутствие однозначного решения советоваться с коллегами или прибегать к услугам консультантов. В особенно сложных ситуациях помогает системный анализ. Применяя подходы современной теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), можно разложить на составляющие практически любую проблему. В статье приводится сравнение различных методов современной ТРИЗ при решении управленческих вопросов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ТРИЗ, причинно-следственный анализ, функциональный анализ, схематизация, противоречие.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ВЕРХНЕГО УРОВНЯ
ТРИЗ требует письменно сформулировать задачу, прежде чем приступить к ее решению. Можно использовать для этого любой из существующих подходов. Предположим, что наша задача такова: в отделе продаж компании, реализующей стальной прокат (рынок b-2-b), возникают сложности с передачей компетенций новичкам от более опытных сотрудников. Руководитель отдела решил усилить наставничество, и оказалось, что если его поручить неопытным сотрудникам, то новички обучаются медленно, долго выходят на плановые показатели и совершают множество ошибок, которые потом приходится исправлять руководителю. Если же наставничеством занимаются опытные сотрудники, то процесс идет быстрее и существенно более качественно, но ценные специалисты тратят на это время, которое могли бы посвящать клиентам, в том числе крупным корпоративным клиентам категории А. Это время — очень дорогой ресурс. Перед нами задача, содержащая противоречие: наставничеством должны заниматься опытные сотрудники, чтобы относительно быстро привести новичков к выполнению плана продаж, но в то же время наставничеством должны заниматься менее опытные сотрудники, чтобы не отвлекать высококвалифицированных специалистов от работы с крупными клиентами.
В ТРИЗ это называется техническим противоречием. Проще всего представить его графически, как на рисунке «Техническое противоречие верхнего уровня». [2]
Справа и слева на рисунке указаны свойства или параметры системы, а вверху и внизу — ее состояния. Знак «+» говорит об улучшении свойства / параметра, знак «–» — об ухудшении. Получается своеобразный баланс: в каждом состоянии что-то становится лучше, а что-то хуже.
Одно свойство относится к новым сотрудникам (ученикам), другое — к опытным специалистам, если они задействованы в качестве наставников, но оба важны для KPI отдела продаж торговой компании.
Мы имеем дело с противоречием верхнего уровня, то есть таким противоречием, которое задано условиями задачи и требует детального анализа. Если попытаться разрешить его стандартными средствами ТРИЗ, то мы, безусловно, получим какое-то решение, но оно, вероятно, будет довольно слабым.
Попробуем задачу решить тремя различными способами.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОГО АНАЛИЗА
Работая с противоречием верхнего уровня, мы будем использовать так называемые инструменты первичной обработки задачи ТРИЗ. Для причинно-следственного анализа требуется сформулировать целевой нежелательный эффект, для чего определим рабочее техническое противоречие согласно модели технического противоречия, представленной на рисунке «Техническое противоречие верхнего уровня».
В действительности противоречий два:
— чтобы быстро обучить новичков эффективной работе, наставниками должны быть опытные сотрудники, но тогда они сокращают взаимодействие с крупными клиентами, что недопустимо;
— чтобы не отвлекать профессионалов от работы с крупными клиентами, наставниками должны быть менее опытные сотрудники, но тогда страдает качество обучения новичков и их результаты, что недопустимо.
Для бизнеса важнее, чтобы новые сотрудники быстрее выходили на плановые показатели и устойчиво работали, поэтому принимаем первое противоречие и определяем проблему, которую требуется устранить. Ее формулировка будет такой: «Наставничество отнимает у опытных сотрудников время, которое они могли бы потратить на работу с крупными клиентами».
Важно понимать: если бы мы приняли как рабочее второе противоречие, то проблемой стал бы долгий выход новых сотрудников на плановые показатели.
Далее мы начинаем строить причинно-следственную цепочку, представленную на рисунке «Причинно-следственный анализ».
Полученную цепочку можно не продолжать, поскольку решение совершенно очевидно: требуется разобрать программу наставничества на перечисленные блоки и их составляющие:
— внутренние процессы и правила;
— принципы работы системы продаж;
— устройство бизнеса клиентов с разбивкой по каналам продаж;
— построение эффективной коммуникации с центрами принятия решений на стороне клиента.
Далее потребуется определить, какие блоки новички могут освоить самостоятельно при обучении онлайн, какие могут взять на себя менее опытные сотрудники (например, некоторые нюансы работы и подготовки отчетов в CRM, ведение базы данных складского учета, общие подходы к коммуникации с клиентами, матрицу преимуществ и т.д.), а какие — самые квалифицированные специалисты (например, разработку стратегии сделки, нюансы эффективной коммуникации с центрами принятия решений).
Попробуем поставить дополнительные задачи с использованием оператора отрицания. Это предполагает, что мы отрицаем следствие, одновременно принимая его причину.
1. Сделать так, чтобы неопытные сотрудники могли качественно реализовать программу наставничества, даже не накопив достаточного багажа ошибок и удачной практики.
Решение: для ситуаций, в которых возникают типовые ошибки, можно предусмотреть диалоговые тренажеры в LMS-системе, что позволит автоматизировать подготовку сотрудников.
2. Сделать так, чтобы опытные сотрудники реализовали всю программу наставничества, если она не включает существенный блок теории и практики.
Решение: ничего нового в сравнении со сказанным выше.
3. Сделать так, чтобы программа наставничества не затрагивала существенную часть теории и практики, но при этом новые сотрудники получали все необходимые знания.
Решение: часть знаний новички должны получить самостоятельно или даже вне компании. Например, нанимая новый персонал, можно сделать приоритетом хантинг сотрудников у конкурентов со схожими процессами — это решение имеет существенные ограничения, хотя само по себе интересно.
Вывод: причинно-следственный анализ — продуктивный инструмент первичной обработки организационно-управленческих задач. При активном применении оператора отрицания дерево решений может оказаться достаточно разветвленным. Однако из-за отсутствия встроенных механизмов работы со структурой системы существует риск не учесть ее элементы и надсистемы, значимые в рамках рассматриваемой задачи. В ТРИЗ причинно-следственный анализ часто проводится после функционального анализа для уточнения причин возникновения определенной функции. Если он применяется отдельно, то можно упустить значительное поле решений.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА
Проведем функциональный анализ ранее описанной ситуации. Подробно его применение для решения организационно-управленческих задач описано, например, в книге «ТРИЗ. Решение бизнес-задач». Функциональный анализ позволяет проанализировать структуру системы — выделить ключевые элементы и изучить взаимосвязи между ними. Взаимосвязи в данном виде анализа представлены как функции, то есть как комплекс минимальных взаимодействий элементов. Минимальное взаимодействие двух элементов системы в данном виде анализа отображается как функциональное, где функция — действие элемента 1 на элемент 2, следствием которого является изменение параметров элемента 2.
В таблице «Компонентный анализ задачи» представлен компонентный анализ.
На рис «Функциональное моделирование» представлена функциональная модель задачи.
В таблице «Функциональная модель задачи» представлен иной способ отображения функциональной модели. Перечислим ее основные параметры:
- О — основная функция;
- В — вспомогательная функция ранга 1, …, n;
- Д — дополнительная функция;
- Вр — вредная функция;
- Н — недостаточная реализация функции;
- И — избыточная реализация функции;
- А — адекватное выполнение функции.
Анализ функциональной модели дает следующую систему задач.
1. Исключить транслирование содержания программы наставником.
Решение: онлайн-обучение; новый сотрудник сам планирует занятие с наставником, руководствуясь заранее известной программой.
2. Сделать так, чтобы наставник не тратил время на объяснение клиенту цели встречи.
Решение: поручить это новому сотруднику. Включить в программу наставничества блок, обучающий формулировать объяснения заданной структуры.
3. Обеспечить своевременное внесение изменений в программу, избавив опытных сотрудников от необходимости тратить на это время. В противном случае компания теряет ценный опыт наставника.
Это отдельная задача.
4. Наставник тратит основное время (F3.4), чтобы помочь сотруднику качественно реализовать функцию F3.1.
Решение 1: максимально интегрировать функцию F3.1 в F3.2. При подготовке к встрече и составлении отчета для наставника новый сотрудник пошагово планирует диалог с клиентом для создания ценности. Эти шаги формируют шаблон подготовки к встрече и отчета. В последующей беседе с новым сотрудником наставник отмечает, где новичок достиг успеха и где нужно приложить дополнительные усилия.
Решение 2: вести электронный журнал наставничества, позволяющий видеть аспекты создания ценности, в которых новый сотрудник достиг успеха или прогрессирует. Журнал наставничества необходимо соотнести с воронкой продаж и KPI отдела продаж.
5. Исключить элемент «наставник» при функционально-идеальном свертывании.
Правила свертывания элементов системы таковы:
А: носитель функции может быть свернут (удален из системы), если ранее удален объект функции;
В: носитель функции может быть свернут, если объект функции обрабатывает сам себя;
С: носитель функции может быть свернут, если иной объект системы будет выполнять его функцию наряду со своей собственной.
Решение: представлено в таблице «Исключение элемента «наставник»»
Обратную связь согласно п. 2 правила С несложно получить через взаимодействие с конкурентами в рамках предпринимательских сообществ: общественных организаций «Деловая Россия» и «Опора России», акселераторов, если намечается совместное участие, и т.д. Нужно включить в повестку обмен опытом.
Согласно п. 4 того же правила организовать ежемесячные встречи новых сотрудников для обмена опытом под наблюдением наставника. Время наставника при этом расходуется не на одного человека, а сразу на группу. Появляется вторичная задача — организовать качественную рефлексию опыта сотрудников.
Необходимо организовать удобную выдачу статистики из CRM-системы таким образом, чтобы новые сотрудники могли видеть:
1) динамику развития клиента (проекта), которым занимаются более опытные коллеги;
2) сводный отчет, в котором видна динамика развития клиентов (проектов), которые ведут несколько сотрудников, — это позволяет отслеживать наиболее эффективные действия, приводящие к прогрессу сделки, в сравнении.
СОПОСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОГО АНАЛИЗА
В рассмотренном примере функциональный анализ позволил поставить существенно больше частных задач и, следовательно, найти больше решений, чем причинно-следственный анализ, хотя сравнение по этому параметру не представляется корректным. В ходе причинно-следственного анализа при работе над рядом проектов были построены гораздо более подробные причинно-следственные цепочки, содержащие от 40 до 100 и более промежуточных и корневых нежелательных эффектов. С их помощью удалось предложить много интересных решений.
Функциональный анализ является мощным инструментом решения организационно-управленческих задач. К его преимуществам стоит отнести значительную глубину анализа и получение системы качественных частных задач, позволяющих получать решения с высокой степенью детализации и готовности к применению, достаточно очищенные от информационного шума, а следовательно, более сильные.
К недостаткам функционального анализа относится высокая трудоемкость, особенно при решении задач, которые предполагают наличие множества факторов, влияющих на каждый из элементов системы и усложняющих определение функций.
Мы считаем применение функционального анализа очень перспективным при работе с небольшими организованными социальными системами (в частности, бизнес-системами) или отдельными участками более сложных организованных систем, если трудоемкий анализ оправдан с точки зрения влияния на конечный результат.
ПРИМЕНЕНИЕ СХЕМАТИЗАЦИИ
Попытаемся решить исходную задачу посредством схематизации. Построим схему задачи в соответствии с системными категориями (по Г.П. Щедровицкому):
1) элементы системы — субъекты и объекты;
2) слои;
3) виды взаимосвязей между элементами:
— связи;
— процессы;
— функции;
4) обобщенные объекты (места);
5) наполнение мест;
6) рамка и границы функционирующей системы.
Схема задачи представлена на рисунке
По результатам построения и анализа схемы задачи ставятся:
1) в точках контакта системы и надсистемы;
2) по слоям;
3) внутри агрегированных элементов;
4) по процессам, функциям и связям, не исследованным в п. 1–3;
5) на стыке «обобщенный объект / наполнение».
Все они приведены в таблице «Задачи, поставленные в ходе анализа системы», а в таблице ниже — матрица решений.
Итак, схематизация позволила получить богатую палитру решений, которые после небольшой доработки можно применять комплексно.
ВЫВОДЫ
Функциональный анализ и схематизация позволяют провести наиболее глубокий анализ организационно-управленческой задачи и найти достаточно качественные предварительные решения. В дальнейшем их необходимо скорректировать и сделать более жизнеспособными, т.е. перевести в разряд окончательных. Чаще всего мы применяем для этого систему технических противоречий.
Схематизация позволяет рассмотреть взаимодействие элементов системы с нескольких важных ракурсов, недоступных при функциональном анализе, в особенности это касается управленческих слоев и отношений «обобщенный объект / наполнение». Вследствие этого удается подобрать большее количество интересных решений.
При анализе слоев было найдено 12 решений (2.1.1–2.5.3), при рассмотрении отношения «обобщенный объект / наполнение» — одно из наиболее ценных и ранее неочевидных решений (5.1).
Таким образом, схематизация может рассматриваться как перспективный инструмент всестороннего анализа организационно-управленческой задачи.
Мы надеемся, что приведенный материал будет полезен руководителям отделов продаж при решении задач повышенной сложности, для которых не подходят более простые методы, — это не более 3–5% случаев, но именно их успешное решение позволяет компании выйти на новый уровень. К сожалению, сложные задачи часто замалчивают, их решение сдвигается на неопределенный срок. Что еще хуже, нерешенная задача рискует стать «белой обезьяной», что скажется на эффективности не лучшим образом. Следовательно, в современных условиях владение инструментами и подходами ТРИЗ совершенно необходимо управленцам, требования к компетенциям которых растут тем больше, чем больший вклад они вносят в поддержание конкурентоспособности компании.
ЛИТЕРАТУРА:
- Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии. — Кишенев: Картя Молдаванскэ, 1989
- Кожемяко А. Немного о системном мышлении руководителя отдела продаж. Применяем системный анализ // Управление продажами. — 2018. — №3. — С. 162–182.
- Кожемяко А. ТРИЗ. Решение бизнес-задач. — М.: Университет «Синергия», 2019
- Кожемяко А. Эра умных продаж на рынке b-2-b. Как провести аудит коммерческой службы своими силами и оторваться от конкурентов.
- Фейгенсон Н. Усовершенствованный функциональный подход в ТРИЗ.
Статья размещена в журнале «УПРАВЛЕНИЕ ПРОДАЖАМИ» №01(104) 2020 г. Издательство «Гребенников» 01 (104) 2020.