Эффект облагораживания
Материал из книги «Психологические эффекты в менеджменте и маркетинге. 100+ направлений повышения эффективности в управлении и сбыте».
Эффект облагораживания [1]. Суть эффекта состоит в том, что, если побудить человека стать частью чего-то значимого, мы пробуждаем в нем источник силы, позволяющий выходить далеко за рамки повседневности (раскрыть таланты). Данный эффект напрямую влияет на мотивацию, работоспособность и эмоциональный настрой человека. Действие эффекта распространяется через категорию «смысл», являющуюся важнейшей категорией духовной природы человека [2]. Энергия людей многократно выше, если они чувствуют себя частью коллектива, создающего нечто важное для общества, государства и мира в целом.
Эффект облагораживания проще объяснить с помощью притчи. Однажды священник, шагая по дороге, увидел группу рабочих. Они суетились, ворчали, вокруг них был беспорядок. Священник спросил, чем они заняты, и старший ответил: «Мы делаем кирпичи, святой отец. Быстро, как только можем. Нам нужно мешать песок с глиной. Нужно много кирпичей». Священник пожелал им плодотворной работы и продолжил свой путь.
Через некоторое время он увидел еще одну группу строителей. Они тоже делали кирпичи, но их рабочее место выглядело опрятнее, а они – гораздо собраннее. Действия их были более слаженными. Священник поприветствовал их и спросил, что они делают. Мастер улыбнулся и ответил: «Святой отец, мы помогаем строить стены. Мы делаем кирпичи для бригады строителей, что возводят стены вон того здания». Священник благословил их и удалился.
Вскоре он услышал радостные голоса и смех. За поворотом он увидел третью команду строителей. Их рабочее место выглядело безупречно. Готовые кирпичи были качественны и сложены в аккуратные блоки. Люди работали в едином ритме. Увидев священника, они прервали работу и поприветствовали его. «И вам доброе утро! – ответил священник. А чем вы заняты?» — «Мы строим храм. Когда он будет готов, люди окрестных мест и их потомки много лет будут приходить сюда и молиться Богу».
ЛИТЕРАТУРА:
- Искусство управлять. 46 ключевых принципов и инструментов руководителя / Крис Макгофф; пер. с англ. Артема Ткачева. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 276 с. – ил.
- Восьмой навык: От эффективности к величию / Стивен Р. Кови; Пер. с англ. – 4-е изд. – М.: Альпина Паблишерз , 2009. – 408 с.
© Антон Кожемяко.
Подробнее ознакомиться с нашими технологиями вы можете, записавшись на онлайн-практикум по построению системы продаж на рынке В2В, по развитию ресурсного мышления через освоение ТРИЗ и онлайн-практикум по развитию коммерческого персонала, работающего на В2В-рынке. Успехов!