ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТРИЗ В ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ
Антон Кожемяко, специалист ТРИЗ 4 уровня. Бизнес-ассоциация ТРИЗ
Доклад на международной конференции TRIZ-Summit 2019, Минск.
Аннотация
Автор предпринял попытку обобщить опыт применения ТРИЗ к решению организационно-управленческих задач, полученный в ряде проектов. В докладе рассматривается общий алгоритм применения инструментов ТРИЗ к организационно-управленческим задачам, а также представлен пример работы над проектом, поясняющий особенности применения ряда инструментов ТРИЗ к организационно-управленческим задачам.
Ключевые слова: алгоритм решения организационно-управленческих задач, организационно-управленческие задачи, организационная система, бизнес-система.
Abstract
The author attempted to summarize the experience of applying TRIZ to solving organizational and managerial problems obtained in a number of projects. The report discusses the general algorithm for applying TRIZ tools to organizational and managerial problems, and also presents an example of working on a project explaining the features of applying some TRIZ tools to organizational and managerial problems.
Keywords: algorithm for solving organizational and managerial problems, organizational and managerial problems, business system.
- Область применения ТРИЗ в организационных системах.
Подобно технике, организационные структуры бизнеса являются искусственно-естественными системами. И те, и другие системы проектируются и воплощаются в жизнь специалистами, которые учитывают как функциональные требования надсистемы, так и естественные законы, согласно которым системы будут устойчиво функционировать. В последнем пункте и есть различие. Технические системы, хоть и создаются искусственно, функционируют благодаря физическим законам, которые невозможно нарушить. Организационные системы (в первую очередь, бизнес-системы [6]), также создаются искусственно, но функционируют благодаря естественным закономерностям, которые и нарушать вполне допустимо (это хоть и чревато неприятными последствиями, но допускается, система может все равно оказаться работоспособной!). И эти законы неоднозначны – они зависят от социального слоя, образовательного ценза, возраста, культурного кода нации, эпохи, даже от сложившейся микро-культуры организации или общественных субкультур…
Основное отличие этих систем в том, что если в технических системах человек рассматривается как надсистема, то в организационных системах человек может находиться и в роли надсистемы, и в роли подсистем организации. Причем, в роли подсистем в организационных системах человек присутствует обязательно. Таким образом, решая организационно-управленческие задачи, всегда приходится иметь дело с так называемыми «мягкими» системами, то есть с системами, в которых преобразователь не действует по четко определенному закону: одни и те же ресурсы на входе могут дать кардинально разные результаты на выходе несмотря на то, что системы вроде бы идентичны.
Например, две компании действуют на одном и том же рынке, но имеют бюджеты на продвижение своей продукции, отличающиеся более, чем на два порядка. Означает ли это, что компания, имеющая в своем распоряжении маркетинговый бюджет в 100 раз превосходящий бюджет конкурента, получит в 100 раз больший охват? Или продаст продукции в 100 раз больше, чем ее прямой конкурент, действующий на той же территории и на том же рынке? Разумеется нет! В этом и состоит основная сложность анализа подобных систем.
Встает вопрос: если так велики различия в технических и организационных системах, то насколько целесообразно использовать ТРИЗ? Может быть, использовать другие технологии? Например, дизайн-мышление [3], имеющее в своем арсенале методы по работе с портретом клиентов (внешних клиентов – клиентов компании и внутренних клиентов – сотрудников организации)? А может быть стоит использовать СМД-методологию Г.П. Щедровицкого [1], разработанную специально для анализа и проектирования подобных систем? Или применять подходы бизнес-инжиниринга, основанные на нотациях описания бизнес-процессов, таких как IDEF0, BPMN и др.?
Автор доклада считает, что инструменты ТРИЗ при их грамотном применении несут в себе уникальные возможности по решению организационно-управленческих задач и имеют большой потенциал для применения в организационных системах, в том числе – в бизнес-системах.
Основное достоинство ТРИЗ в области бизнес-задач – возможность глубокого анализа организационных систем с последующим выявлением и разрешением множественных противоречий. Автор считает, что такому анализу нужно подвергать порядка 5% организационно-управленческих задач, не более. Известно, что более 90% задач решаются с применением шаблонных решений из практики менеджмента [1], из оставшихся 10% задач примерно половина решается на совещаниях или с применением мозговых штурмов [2]. И лишь небольшая доля «нерешаемых» задач – отличные кандидаты на применение ТРИЗ.
2. Проекты в организационных системах.
Второй аспект применения ТРИЗ при решении подобных задач – проекты. Проектами мы называем задачи, касающиеся целых направлений бизнеса, например: «повышение качества обслуживания пассажиров авиакомпании», «повышение объемов продаж полисов добровольного медицинского страхования физическим лицам в 5 раз» или «повышение доли активных счетов, открытых представителями малого бизнеса до 30% от общего количества открытых счетов» и т.д.
Проекты, требующие создания кросс-функциональной команды решателей и длящиеся 3-6 месяцев вплоть до создания плана внедрения преобразований являются наиболее перспективной областью применения инструментария ТРИЗ в организационных системах. Ведь помимо упомянутого выше свойства ТРИЗ докапываться до сути, инструментарий ТРИЗ обладает еще как минимум несколькими преимуществами, позволяющие успешно применять ее подобного рода проектах:
- ТРИЗ прекрасно организует коллективную мыследеятельность кросс-функциональной команды, созданной для работы по таким проектам;
- Инструменты ТРИЗ продемонстрировали отличное взаимодействие с практиками, утвердившимися в бизнес-среде в качестве стандарта: принципами СМК, подходами Agile [5], инструментами гибкого планирования SCRUM [5] (автор давно и успешно применяет SCRUM в качестве организации работы по проектам с применением ТРИЗ), стандартами моделирования бизнес-процессов IDEF0, BPMN и др. [8]. Инструменты ТРИЗ отлично сочетаются с инструментами подготовки технического задания, применяемого в IT-индустрии: IM (Impact Map) [4], CJM (Customer Journey Map), USM (User Story Map) и некоторыми другими моделями, применяемыми в современном менеджменте и управлении проектами.
- Инструменты ТРИЗ позволяют обрабатывать организационно-управленческие задачи «послойно» с применением алгоритма, разбивающего задачу на ряд простых действий. Это особенно важно с учетом упомянутого выше, потому что такие задачи ставятся в «мягких» системах. В результате страдает их формализация, поэтому такие задачи обычно ставятся расплывчато, например: «рост компании затормозился. Мы не дотягиваем по направлению «продажи онлайн для физических лиц». Или такой вариант: «мы понимаем, что запас эффективности работы нашего предприятия в составе группы компаний еще не исчерпан, нам нужна программа преобразований, чтобы повысить эффективность нашей работы. Мы сравнивали нашу производительность с компаниями (далее перечень) и не удовлетворены текущими показателями». И т.д.
- Применение ТРИЗ в проектах показало, что одно из важнейших достоинств методологии – точное «вычерчивание» области недостаточной компетенции команды. Этот критически важный фактор позволяет многократно экономить ресурсы в проектах, фокусируя их в нужной точке и не распылять, как в случае управления компанией без структурированной технологии мышления, коей является ТРИЗ (сказанное справедливо не только для решения организационно-управленческих задач, но и касательно применения ТРИЗ в технических проектах).
Резюмируя, стоит сказать, что проекты – это, похоже, основная область применения ТРИЗ в организационных системах. Это направление видится наиболее перспективным.
3. Общий алгоритм работы с организационно-управленческими задачами. Задачи и проекты.
При решении организационно-управленческих задач мы применяли самый различный инструментарий из арсенала ТРИЗ [6]. Некоторые инструменты из арсенала «железной» ТРИЗ применяются в организационно-управленческих задачах без какой-либо методологической достройки, а некоторые пришлось «подтачивать» под требования «мягких» систем, в первую очередь, под требования бизнес-систем [7].
Общий подход к применению инструментов ТРИЗ для решения подобных задач видится так [9]. На рис. 1 представлена упрощенная схема применения ТРИЗ для решения бизнес-задач. Для описания групп инструментов введем два важных понятия: продукт и результат [1]. Эти термины широко применяются в современном менеджменте именно в таком контексте. Продукт — это то, что можно передать на следующий этап работы с задачей. Результат — это уточненное понимание системы или процесса.
Чаще всего, такая схема применяется не столько для решения ситуационных задач, сколько при выполнении проектов в организационных системах:
Итак, работа над задачей состоит из пяти блоков (рис. 1):
- Формулировка и формализация задачи;
- Первичная обработка задачи;
- Выделение списка ключевых противоречий;
- Решательные механизмы;
- Проверка полученных решений.
Раскроем эти механизмы немного подробнее.
- Формулировка и формализация задачи (шаги 1–5 на рис. 1).
Процесс: коммуникация в команде специалистов, ищущих решение, рассчитанная на понимание условия задачи.
Результат: понимание устройства системы — какие элементы входят в состав системы и как организованы связи между ними, по каким траекториям (шаг 5) следует далее преобразовывать систему.
Продукт: набор нежелательных эффектов, из которых состоит проблемная ситуация (шаг 4) и траекторий дальнейшей работы с задачей (шаг 5).
2. Первичная обработка задачи (шаги 6–10).
На рис. 1 представлены далеко не все инструменты, которые мы используем в ТРИЗ, а только наиболее часто употребляемые.
Процесс: проводим анализ причинно-следственных связей, параметров и структуры системы, определяем принципы ее работы.
Результат: глубокое понимание связей в системе. Теперь изучаемая система для вас представляется «хорошим знакомым».
Продукт: ключевые нежелательные эффекты, вторичные задачи, идеи решения. Некоторые идеи могли появиться и на предыдущем этапе, но на этом шаге их возникает гораздо больше.
3. Выделение списка ключевых противоречий (шаг 11).
Процесс: определяем параметры, входящие друг с другом в противоречие. Выделяем вторичные нежелательные эффекты, связанные с противодействием системы. Строим противоречия.
Результат: обострение задачи до предела, что позволяет увидеть узловые точки задачи, отсечь все лишнее — «белый шум», который всегда в большом количестве сопровождает организационно-управленческие задачи.
Продукт: перечень противоречий.
4. Решательные механизмы (шаги 12–13).
Таких механизмов существует несколько, наиболее часто мы применяем два из них (шаги 12 и 13).
Процесс: пользуясь алгоритмами разрешения противоречий, находим идеи для решения задачи.
Результат и продукт здесь совпадают: идеи решения задачи и задачи третьего порядка. Такие задачи возникают, если найденные решения требуют дальнейшего анализа (тогда возвращаемся к шаги 3, 7-10) либо наталкиваются на существенное сопротивление системы (тогда переходим к шагу 11 и разрешаем новые противоречия).
5. Проверка полученных решений (шаг 15).
Процесс: анализируем полученные решения, сопоставляем их с целями заказчиков и ключевых стейкхолдеров. Выносим вердикт: найдены ли решения, пригодные для внедрения? Если ответ утвердительный, то переходим к проверке по соотношению пользы к затратам. Если польза несопоставимо больше затрат на решение данной задачи (что бывает, конечно, не всегда), тогда переходим к планированию, начинаем внедрение, если нет — возвращаемся к началу алгоритма и выделяем дополнительные задачи.
Результат: понимание дальнейших шагов: переходим к планированию внедрения либо ставим новые задачи.
Продукт: решения и вторичные задачи. Теперь немного о «парковке» (шаг 14). «Парковкой» мы называем место, куда «складируются» идеи, найденные в процессе работы над задачей (конечно, парковка – это не наше изобретение, Г.С. Альтшуллер предлагал найденные решения маркировать как «ГИ» — гениальна идея). Идеи могут появляться на самых разных стадиях обработки задачи, начиная с шага 3 и до шага 15 включительно. Их важно вовремя «запарковать» и разделить на категории, чтобы не потерять и впоследствии перевести их в план действий по реализации идей, полученных в ходе реализации проекта.
На рис. 1 приведена общая схема применения инструментов ТРИЗ в проектах, реализуемых в организационных системах. Конечно, на практике не обязательно применяются все инструменты, изображенные на данной схеме. Инструменты используются выборочно. Так, в приведенном ниже примере, инструменты первичной обработки задачи вообще не использовались, зато была применена декомпозиция вторичных задач, полученных в результате анализа схемы на рис. 2. Процесс решения задач во многом остается творческим процессом и, к сожалению, до сих пор во многом зависит от навыков решателя. ТРИЗ во многом все еще остается искусством…
4. Пример работы над проектом (дан с сокращениями).
Дана система, состоящая из: отдел продаж промышленного предприятия, изготавливающего технологическую оснастку из жаропрочных сталей, представленный руководителем отдела продаж, сотрудниками отдела продаж и сложившейся системой продаж.
Суть проблемы: руководитель отдела продаж (РОП) внедряет новую систему продаж, имеющую преимущества по отношению к предыдущей с точки зрения глубины проработки клиентов и, как следствие, позволяющую увеличить среднюю сумму контракта и конверсию, однако менеджеры сопротивляются и не спешат сходить с «проторенных рельсов».
Требуется: сделать так, чтобы менеджеры применяли только инструменты новой системы продаж в своей деятельности (так задача звучала в первоначальной постановке, что в процессе анализа схемы оказалось не совсем верной постановкой цели – см. ход решения).
Схема изобретательской ситуации:
Постановка задач по результатам анализа схемы изобретательской ситуации:
Далее мы разбили подзадачи на элементарные действия, которые необходимо осуществить по проекту.
При необходимости укажем инструменты, которыми следует в дальнейшем обрабатывать данную задачу. Так же сформируем нежелательные эффекты и противоречия, если таковые возникают по ходе реализации проекта.
* жирным шрифтом в таблице отмечены задачи, требующие дальнейшей аналитической работы.
И того выделено 28 задач на исполнение, из которых 26 можно ставить на исполнение, если удалить выделенные нежелательные эффекты (6 шт.) и разрешить противоречия, сформированные на данном этапе в черновом варианте (7 шт.), после чего можно окончательно формулировать задачи на исполнение по SMART и осуществлять планирование, например, применяя технологию SCRUM. То есть, переходить к «менеджерской» части проекта.
Еще 2 задачи требуют дальнейшего анализа, например, с использованием нотаций описания бизнес-процессов.
Выделим противоречия в графическом виде, с которыми мы столкнулись (8 противоречий возникло на этапе формулирования задач на исполнение, еще 7 являются вторичными нежелательными эффектами, возникающими при попытке выполнения поставленных задач (переноса средства устранения в систему). Задачи на исполнение, не содержащие противоречий, в таблицу не вошли, они будут зафиксированы на доске задач и пойдут в работу.
Если разрешение противоречия очевидно, запишем его справа в таблицу. Если нет, то подвергнем выделенные ТП дальнейшей аналитике.
Задачи 1.2.1 и 2.1.3 будут подвергнуты дальнейшей аналитике, как указывалось выше, после чего к ним могут также могут быть применены инструменты ТРИЗ.
Система технических противоречий:
Если противоречие разрешается «в лоб», то в графе «разрешение/дальнейшие действия» записываем решение. Если нет – то фиксируем дальнейшие действия по данному ТП.
Итак, удалось найти решения 8 противоречий из 13 «в лоб». Оставшиеся 5 противоречий будем разрешать с применением решательных инструментов ТРИЗ.
Ниже приведем пример разрешения двух противоречий с применением анализа противоречий (шаг 12 на рис.1), и элементов АРИЗ (шаг 13 на рис.1).
Разрешение противоречия 2.2.1 (решаем через анализ ТП):
Ветвь «как сделать так, чтобы сотрудники были дифференцированы по технологии продаж, но при этом мы имели только одну схему подготовки сотрудников» просматривается как перспективная.
Решение: на время стажировки сотрудник должен обучаться по программе работы с клиентами категории С, а затем, при обнаружении потенциала, он может быть переведен на работу с клиентами категории А и В после проведения дополнительного обучения. При этом мы получаем единую систему обучения сотрудников отдела продаж, но дифференциация по схемам продаж сохраняется.
Сверхэффект: постепенное проявление потенциала сотрудника, дополнительная мотивация через усложнение задач с ростом дохода, снижение количества неудачных кадровых решений.
Разрешение противоречия 3.1.3 (используем элементы АРИЗ):
Правило ИКР: Х-элемент сам обеспечивает безошибочную идентификацию сомнений клиента (предмет обработки), существенно влияющих на исход сделки.
Ресурсы:
В результате подстановки ресурсов в формулу ИКР получаем следующее:
- При приближении к заключению контракта в случае работы с крупными сделками руководитель отдела продаж (РОП) берет сделку под личный контроль;
- Если клиент не работал с нами ранее, при этом намечается крупная сделка, заносим информацию о личных качествах контрагента в паспорт контакта – тип личности по топологии DISC (или использовать модель эннеатипов по топологии Адизеса-Маданес), интересы, особенности поведения. Для инструктажа менеджеров подробно прорабатываются кейсы, демонстрируются примеры.
- Если сделка крупная, то на стадии признания потребности подробно изучаем требования лиц, принимающих решения по этой сделке. Особое внимание обращаем на этот пункт, если сделка значительно крупнее тех, что совершались с этим клиентом ранее или клиент перешел от конкурента. В дальнейшем при продвижении сделки фиксируем отклонения от названных требований, выявленные отклонения и будут надежными индикаторами сомнений.
- Если личное общение с центром принятия решения прерывается на какое-то время по объективным причинам (сделка переходит на стадию, где работа осуществляется с другими центрами принятия решения (ЦПР), периодически проводить личное общение с ЦПР под различными предлогами. Периодичность контактов – не реже 1 раза в месяц.
- Поддерживать информацию с лицами, влияющими на решение и фиксировать отклонения от актуальной на данный момент траектории. В случае выявления существенных отклонений выходить на контакт с ЦПР.
- Использовать опыт аналогичных сделок – на расширенном ежемесячном совещании отдела продаж при проведении ретроспективного анализа обязательно прорабатывать вопрос идентификации сомнений, возникших в наиболее существенных сделках.
В результате последовательного применения инструментов сформулированы и разрешены основные противоречия, получен внушительный перечень преобразований, который компания внедрила в течение года. Сопротивление в отделе продаж было снято, компания повысила значительно эффективность как во внутренних процессах, так и в процессе работы с клиентами. Конверсия крупных сделок в контракт практически удвоилась.
Благодарности
Автор благодарит команду Бизнес-ассоциации ТРИЗ за помощь в подготовке доклада.
ЛИТЕРАТУРА
- Реус А.Г., Зинченко А.П. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления / Хрестоматия по работам Г.П. Щедровицкого, М.: Альпина Паблишер, 2012.
- Т. Силиг. Разрыв шаблона. Как находить и воплощать прорывные идеи. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.
- Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров / Ж. Лидтка, Т. Огилви. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.
- Г. Аджич. Impact Mapping. Как повысить эффективность программных продуктов и проектов по их разработке. М.: Альпина Паблишер, 2017.
- Scrum. Революционный метод управления проектами / Джефф Сазерленд; пер. с англ. М. Гескиной – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.
- А. Кожемяко. ТРИЗ. Решение бизнес-задач – М.: Университет «Синергия», 2017.
- V. Soushkov. TRIZ and Systematic Business Model Innovation, 2010. Bergamo University Press. ISBN: 978-88-9633359-4.
- Нотации моделирования бизнес-процессов Business Studio
- А. Кожемяко. Немного о системном мышлении руководителя отдела продаж. Применяем системный анализ. Управление продажами, 03(98), 2018 г.