Мышление современного управленца. Зачем менеджерам быть креативными? Дань моде?

Изображение freepik.com

Сегодня, когда типовые задачи решают машины, тему мышления современного управленца вниманием не обойти. По сути, мышление – это основное, в чем человек выигрывает у машины. Машина отрабатывает алгоритмы, и делает это в миллионы раз быстрее нас, а человек мыслит. Мышление способно «бежать наперерез», машине подобное недоступно.

Впрочем, это очевидные вещи. Куда интереснее, как устроено мышление. Ведь прежде, чем что-то развивать, следует хотя бы в первом приближении понять, как это работает.

Здесь хотелось бы упомянуть модель, которая была разработана в Тольяттинской Академии Управления (ТАУ) последователями Г. П. Щедровицкого. В частности, А. Г. Реус выступает с тезисом о многослойной модели мышления руководителей и специалистов, с которым я совершенно согласен:

Схема мышления современного управленца по версии Тольяттинской Академии Управления.

Звездочка у головы индивида на схеме означает рефлексию, то есть процесс анализа деятельности. Так что же увидит управленец в своем мышлении, если проведет рефлексию своих подходов к выработке решений? Хороший управленец увидит там четкую трехслойную структуру мышления.

На нижнем слое находятся его ресурсы: предметные знания в области менеджмента, производственного процесса, потребностей клиентов и т. д. Эти знания крайне важны — невозможно управлять тем, в чем не имеете ни малейшего представления, с одной стороны, и невозможно управлять, если не понимаете, как это делается, с другой. Кстати, правильнее говорить не столько о знаниях, сколько о более комплексной категории — компетенциях. То есть управленец должен обладать предметными компетенциями двух типов — пониманием структуры и процессов в объекте управления и навыками владения инструментами управления, приемами менеджмента.

Самое интересное: большинство бизнес-школ искренне считают, что этого «джентльменского набора» менеджеру вполне достаточно. Однако при таком раскладе управленец может действовать только в типовых ситуациях. Нижний уровень — исключительно ресурсный.

В защиту ресурсного слоя скажу так: он совершенно необходим, и его нужно постоянно усиливать и обновлять! Без предметных знаний никакие креативные методики работать не будут. В защиту ресурсного слоя предметных языков сфер деятельности стоит сказать: он критически важен для управленца. Но повторюсь, одного его недостаточно.

Второй слой — технологизация применения ресурсов. Общеизвестный факт: знания сегодня стремительно устаревают, при этом без них второй слой не работает. Это как машина без колес — вроде все есть, чтобы ехать, но не на чем. Правда, на колесах без автомобиля тоже далеко не доберешься, нужна система, куда они будут установлены, нужен двигатель, необходима трансмиссия. С точки зрения работы управленца необходима система, куда, как в ячейки, можно поместить знания с ресурсного слоя и заставить их эффективно работать. Именно методы интуитивного поиска — они создают особую среду, которая «захватывает» нужные знания с ресурсного слоя и использует их для решения задач таким образом, что эффективность использования знаний резко повышается.

Примером, иллюстрирующим работу второго слоя мышления управленца, может быть история развития метательного оружия. Сначала человек придумал копье — довольно тяжелое орудие, которое получалось метнуть на небольшое расстояние. Это было, конечно, лучше, чем ничего, но все же далеко от идеала. Затем изобрели технологизирующую систему для метания — лук. Копье преобразовалось: оно стало существенно легче, превратившись в куда более компактную стрелу, и метать его стали намного дальше — в среднем до 200 метров. Потом изобретение пороха и огнестрельного оружия позволило человеку усовершенствовать технологизирующую систему для метания — она стала сложнее, но куда эффективнее! Современное снайперское вооружение позволяет точно поражать цель на расстоянии в несколько километров, а сам ресурс (метательное орудие) превратился в пулю массой от единиц до нескольких десятков граммов.

Можно сказать так: решение задач по аналогии, известное как кейс-метод, — это метание копья. Применение методов интуитивного поиска в команде решателей — уже технологизация наподобие арбалета. А использование методов системного направленного поиска — вроде использования современного оружия. Оно сложное и дорогое, но очень эффективное. Да, есть и свои минусы — чтобы научиться им как следует пользоваться, придется долго упражняться. Поэтому, прежде чем подойти вплотную к ТРИЗ и другим методам системного направленного поиска, мы рекомендуем вначале уделить немного времени и освоить более простые методы интуитивного поиска, позволяющие решить ряд задач менеджмента и сделать это довольно быстро.

Наконец, третий слой — что это за зверь? Это мастерской, навыковый уровень. Он и называется системным подходом, или системным мышлением. При длительном применении креативных методов решения задач формируется совершенно особое мышление, когда человек решает задачу в соответствии с основными принципами системного анализа проблемной ситуации…

Если вы долго практикуетесь в решении сложных творческих задач, такое мышление становится неотъемлемой частью вашей сущности. Это и есть системный подход к решению задач. Отсюда простая мысль: системному мышлению обучить невозможно. Так что, если провайдер предложил вам семинар или трехдневный тренинг по системному мышлению, гоните его в шею. Передача знаний возможна только на первом и втором слое, для перехода на третий нужна длительная практика в решении задач. Системное мышление ставится только в практической деятельности.

Итак, мышление управленца развивается в трех слоях. ТРИЗ находится на втором слое — технологизации мышления менеджера. Третий слой формируется постепенно, на нем вырабатываются навыки применения инструментов системного мышления, которые превращаются в интуитивное мыследействие.

При этом нижний, базовый, слой крайне подвижен и жизненно необходим, так как предметные знания являются ресурсами, за счет которых может быть решена задача бизнеса. Второй слой отвечает за эффективность их использования и оперирует инструментами технологизации мышления, которые можно и нужно осваивать.

Применение средств технологизации мышления — не дань моде, а насущная необходимость выживания и развития в современном  мире.

© Антон Кожемяко.