Инструменты первичной обработки задачи. «Фантастические твари» НЖЯ и где они обитают
Разложите на управляемые подзадачи любую, даже самую сложную и запутанную проблему!
Из этой статьи вы узнаете, как проводить «дефектовку» в задаче и выходить на ключевые проблемные точки. Задача перестает быть «проблемным месивом», решатель выходит на систему подзадач, с которыми работает далее в управляемом формате. Вы проанализируете эволюцию системы, сравните ее с аналогами, обнаружите причинно-следственные связи, оптимизируете структуры системы и процессы.
Материал из книги ТРИЗ. Решение бизнес-задач.
Если посмотреть и вспомнить рисунок ниже, трудно не заметить, что после схематизации мы получаем информацию двух типов: готовые решения, которые нужно воплощать в жизнь (они фиксируются и сохраняются, пока не придет время системной сборки), а также набор НЖЯ — с ними понадобится работать дальше.
Кроме того, мы можем получить вариант нахождения новой траектории решения задачи, как в примере с бизнесом строительной техники. В этом случае стоит прибегнуть к новому циклу схематизации, который даст пласт решений и НЖЯ. Таким образом, при обнаружении новой перспективной траектории решения задачи принципы работы не меняются, лишь добавляется новый цикл анализа с построением схем и коммуникации вокруг них.
В этой главе уделим внимание работе с выделенными НЖЯ, так как философия развития любой системы состоит в том, что мы имеем перед собой образ желаемого. (Вспомните формулу административного противоречия. Перед началом решения задачи всегда ставится цель, мы определяем, чего хотим достичь.) И этот образ нами пока не достигнут, поскольку существующая система имеет разрывы — в ней присутствуют точки несовпадения между тем, что есть сейчас, и тем, что мы пытаемся получить в итоге. Эти точки выражаются в виде определенных НЖЯ, устранив которые, мы получим желаемое.
С перспективной траекторией — то же самое. Нужно преодолеть серию разрывов, чтобы все заработало. Отсюда такое внимание ко всем этим нежелательным явлениям.
Надо сказать, что работа с НЖЯ имеет массу хитростей, поэтому и инструментарий по работе с ними огромен. Основная хитрость состоит вот в чем: даже если вы провели схематизацию и их обнаружили, вовсе не факт, что сможете дальше с ними работать. То, что мы видим, — как правило, вершина айсберга. А айсберг, как известно, на 90 % скрыт под водой (да и сам из нее состоит).
Вторая хитрость — система может быть описана с разных позиций, следовательно, и НЖЯ будут появляться разные. Какой язык описания системы выбрать? Нужно ли описывать систему разными инструментами? А может быть, разбить модель функционирующей системы на части и с каждой частью работать по-разному?
Вопросов много, давайте разбираться.
«Фантастические твари» НЖЯ и где они обитают
Это только на первый взгляд кажется, что НЖЯ очевидны. На самом деле все гораздо сложнее. Взгляните на схему ниже — какие НЖЯ вы можете из нее извлечь? Конечно, все зависит от качества предметных знаний, которыми обладает команда решателей. Чем они полнее и актуальнее, тем качественнее получится ответ на поставленный вопрос.
Попробуем дать список НЖЯ, с которыми мы сталкиваемся при внедрении подобных схем:
- модель результативности не учитывает личной мотивации сотрудника, что приводит к ошибкам;
- модель результативности не содержит измеримых показателей;
- модель результативности перенесена с другого рынка, не является оптимальной для рынка компании;
- трудно определить оптимальную детализацию модели результативности;
- результаты аттестации приходится перепроверять в практической деятельности;
- наставники «выгорают» и относятся к своим обязанностям как к дополнительной нагрузке;
- наставник, имевший в начале процесса достаточное время на обучение группы исполнителей, переключается на выполнение важного и срочного проекта для компании, в результате чего бросает группу на полпути, плодя недоучек;
- страх конкуренции приводит к саботажу наставника, когда обучаемый делает успехи;
- наставник выдает слишком эмоциональную обратную связь, в результате чего обучаемый напуган и растерян, теряет мотивацию к дальнейшему обучению;
- наставник перегружает обучаемых замечаниями;
- наставник дает задания, но не контролирует их выполнение;
- программа наставничества не согласована с программой обучения продукту;
- по результатам наставник обнаруживает ошибки в модели результативности, но они нигде не фиксируются;
- ошибки фиксируются наставником, но модель результативности не корректируется и т. д.
НЖЯ из рисунка » Схема организации регулярного наставничества коммерческого персонала» можно «изъять» гораздо больше. Вероятно, некоторые из приведенных не актуальны для вашей компании, а может, часть из них вы уже устранили, развивая программу наставничества? Наверняка есть и другие НЖЯ, очень важные, но пока не обнаруженные.
Как видите, НЖЯ — не такая уж очевидная сущность. Чтобы их обнаружить, нужно немало потрудиться. И для этого в ТРИЗ существует целый раздел методов, называемых инструментами первичной обработки задачи.
Немного об этих инструментах. Их название прижилось еще до того, как схематизацию стали применять совместно с инструментарием ТРИЗ. Это неудивительно. Задачи бизнеса, как мы уже успели убедиться, обычно плохо формализованы, а ТРИЗ для задач бизнеса — молодой раздел, где многое предстоит сделать. По сути, мы идем по едва проторенной тропинке, где и заблудиться нетрудно, и местность еще не изведана. Конечно, нам бы инструментом первичной обработки задачи схематизацию назвать, но не станем этого делать, чтобы не нарушать укоренившийся в ТРИЗ порядок.
Поэтому здесь и далее инструментами первичной обработки задачи будем называть те, которые на рис «Порядок работы с бизнес-задачей с помощью ТРИЗ. Сборочная схема» обозначены как второй цикл работы с задачей. Поставить схематизацию в один ряд с инструментами первичной обработки задачи мы не можем, она выполняет функции черновой обработки плохо формализованной задачи бизнеса и предшествует применению указанной группы инструментов.
Поэтому здесь и далее инструментами первичной обработки задачи будем называть те, которые на рис «Порядок работы с бизнес-задачей с помощью ТРИЗ. Сборочная схема» обозначены как второй цикл работы с задачей. Поставить схематизацию в один ряд с инструментами первичной обработки задачи мы не можем, она выполняет функции черновой обработки плохо формализованной задачи бизнеса и предшествует применению указанной группы инструментов.
- эволюционные модели, куда относятся анализ по S-кривой, системный оператор, деревья эволюции, метод пересекающихся тенденций;
- структурные модели, описывающие состав системы и связи ее элементов, куда относятся, например, тот же системный оператор, сравнительный анализ, функциональный анализ;
- процессные модели, куда относятся анализ потоков, метод Коллера;
- модели, изучающие причинно-следственные связи в системе: деревья целей, причинно-следственный анализ, FAST-анализ и др.
Жирным шрифтом отмечены те инструменты, которые мы часто применяем в практике и о которых хотелось бы рассказать подробнее.
Итак, инструменты первичной обработки задачи нужны для того, чтобы в результате более детального анализа задачи бизнеса выловить скрытые НЖЯ и впоследствии определить ключевые НЖЯ, с которыми будем работать в дальнейшем. Причем их устранение разрушит и все остальные НЖЯ как минимум на 80%. Как тут не вспомнить правило Паретто: 20% усилий дают 80% результата? Оно и здесь работает.
И последнее. Некоторые инструменты первичной обработки задачи позволяют определить не только скрытые от взора решателей НЖЯ, но и вычислить перспективную траекторию решения задачи, что дает возможность усилить результат применения схематизации буквально по всем фронтам. Особенно в этом преуспели три инструмента: анализ по S-кривой, деревья эволюции и сравнительный анализ.
Анализ по S-кривой вообще стоит отдельно от всех методов из второго цикла обработки задачи. Определение перспективных траекторий — его призвание. Но и здесь без определения НЖЯ не обходится. Так что будем отлавливать за хвост этих «фантастических тварей», постепенно погружаясь в задачу.
© Антон Кожемяко.
Подробнее ознакомиться с бизнес-ТРИЗ вы можете, пройдя онлайн-курс курс Бизнес-ТРИЗ с возможностью прохождения международной сертификации по стандартам IBTA (international business TRIZ association).