Решайте задачи творчески! Методы интуитивного поиска в вопросах и ответах

Изображение freepik.com

– Что такое методы интуитивного поиска?

Методы интуитивного поиска заключаются в нахождении новых идей независимо от практической деятельности и конкретных проблем, с которыми сталкивается исследователь путем активации работы подсознания с обходом ментальных шаблонов. Происходит последовательное выдвижение и дальнейшая проверка различных идей и гипотез. Методы интуитивного поиска следует применять к относительно несложным креативным задачам, массово возникающим в современном бизнесе.

Креативная – задача, которая имеет множество решений, при этом какое из них правильное – непонятно. Креативная – та задача, которую невозможно решить полностью алгоритмизированными методами. И самое главное – в креативной задаче нет ясных критериев правильности, можно говорить исключительно об эффективности того или иного решения. Подобные методы применяют для того, чтобы найти нестандартные идеи, способные опередить конкурентов и делать это «на потоке».

– Всем ли руководителям нужно владеть методами решения креативных задач?

Такие методы нужны руководителям среднего звена в крупных компаниях и топам малого и среднего бизнеса. Обычно это не про стратегию, именно поэтому я говорю о линейных менеджерах. Это скорее о решении частных задач, массово возникающих при совершенствовании бизнес-процессов, разработке рекламных мероприятий, создании новых продуктов и услуг. На самом деле, это больше о тактике в бизнесе. Хотя стратегические задачи нам тоже решать приходилось. Просто стратегией приходится заниматься время от времени, а тактическим развитием – постоянно.

– Может ли руководитель сам освоить такие методы?

Может, если захочет. Но потребуется разобраться в нюансах и тонкостях применения таких методов. Здесь нужна постоянная практика на рабочих задачах. Более того, методы интуитивного поиска – это не инструмент одного человека. Это прежде всего технология, реализуемая в команде, в которой собраны люди с разными экспертными компетенциями. Если человек будет сам подобными методами пытаться решить задачу, это будет слишком сложно, у него с большой долей вероятности, не хватит широты мышления, но главное – скорее всего, ему просто не хватит экспертности, знаний.

Если руководитель освоил подобные методы, он может внутри компании осуществлять методологическое сопровождение: собрать рабочую группу и вместе с ней ставить задачи, решать их, проверять результаты, внедрять полученные решения.

Методы креативного поиска, являясь технологиями мышления, всегда опираются на экспертные знания. Важно быть экспертом в области поиска решения. Если человек не знает, куда копать, не разбирается в деталях продукта, решение не будет эффективным, да и не решением это будет вовсе – просто фантазии.

– Возможно ли внедрить в компании методы интуитивного поиска без внешнего специалиста?

Если внутри компании работают обученные специалисты, то конечно, это возможно. Если внутри их нет, то ничего будет посложнее. Придется сначала научиться их применять, а потом уже транслировать в компании. На это просто уйдет время. Кроме того, не стоит забывать про эффект «варяга». Многие вещи внешнему специалисту сделать проще и быстрее, чем выращивать все с нуля в недрах компании.

– В каких компаниях подобные методики будут работать? Ведь не все готовы внедрять изменения.

Нам нужно менять парадигму мышления, учиться думать и действовать стратегически, если мы хотим избежать краха экономики. Сейчас у нас, наверное, только 2% компаний обладают той управленческой культурой, которая способна внедрять изменения, конкурировать на большом рынке и, в конечном итоге, не просто выживать, но и успешно развиваться. Желание сегодня получить прибыль любой ценой, отжать, выбрать максимум эффективности приводит к тому, что ресурсы компании, как финансовые, так и человеческие, быстро будут исчерпаны.

Некоторые руководители не понимают, не принимают сотрудников, которые умнее и опытнее их самих. Подбирают специально тех, кто слабее. Это, к сожалению, та культура, в которой мы до сих пор живем. И креативные методы к подобной культуре даже близко подойти не смогут. К счастью, руководителей с таким подходом становится все меньше, но их еще все-таки много.

Некоторые руководители не понимают, зачем делегировать: «Я буду не нужен». Это начальник, не понимающий, что такое система и как она работает. Конечно, такой руководитель не способен вести компанию в конкурентном мире. И очень скоро этот руководитель будет искать работу, потому что его вытеснит более гибкий и системный специалист, если, конечно, ему не придется искать работу по другой причине – бизнес, созданный на подобных принципах, потерпел фиаско. Если не хотите быть такими руководителями — развивайте свои управленческие компетенции.

Часто бывает так, что находятся решения, к которым компания не готова. Мы видели специалистов, которые обучились методам креативного поиска, стали предлагать интересные решения, но внедрить эти решения им никто не дал, точнее, не позволила культура, сложившаяся на предприятии. Так что, такое тоже бывает.

Однако, мы не видели людей, способных качественно решать творческие задачи, эффективно коммуницировать с коллегами, которые остаются не у дел. Сотрудники, повышающие свои компетенции, в том числе, в области технологизации мышления всегда находят хорошую работу или создают, у конечном итоге, успешный бизнес. Они выигрывают в любом случае. Хотелось бы конечно, чтобы выигрывали и компании. Но тут, говорится, it depends on…

© Антон Кожемяко.