Формирование индивидуальной траектории развития студентов с помощью ТРИЗ

Ирина Сергеевна Полушина, проректор по развитию бизнес-коммуникаций ЧОУ ВО «МИДиС», г. Челябинск.

Как вы узнали про курс ТРИЗ «Бизнес-ассоциации ТРИЗ»?

Команда «Бизнес-ассоциации ТРИЗ» проводила занятие на базе нашего института, после чего появилось желание обучаться на курсе.

Какую задачу вы решали в ходе обучения?

Формирование индивидуальной образовательной траектории для студентов МИДиС. Мы решали задачу командой из трёх человек – я, Людмила Александрова и Ольга Баталина.

Сейчас мы работаем в разных сферах — Людмила в Москве, я проректором, а Ольга преподавателем в МИДиС. С этого года в нашем институте внедрена проектная деятельность в образовательный процесс. Именно в рамках образовательного процесса все методы, которые мы рассматривали на курсе являются базой для организации работы проектных команд. Все проекты, в свою очередь, идут от представителей бизнеса.

Сейчас мы продолжаем работать в рамках индивидуальной образовательной траектории. Понимание влияющих факторов, элементов индивидуальной образовательной траектории, MPV-анализ позволяет увидеть, что должно быть в обучении для студентов, чтобы они были востребованы как профессионалы на рынке труда.

Была ли решена задача? Какой экономический эффект был получен в результате внедрения?

ТРИЗ помогла нам глубоко проанализировать процессы индивидуальной образовательной траектории. Результаты:

         1.  Построение образовательной траектории именно в рамках учебного процесса, чтобы наши студенты были максимально востребованы работодателями и смогли строить свою карьеру, зарабатывать деньги в процессе обучения, не дожидаясь получения диплома о высшем или среднем образовании.

      2.  Организация проектной деятельности студентов института и колледжа в решении задач, которые перед ними ставит бизнес.

Подробнее, как реализуется полученный проект в работе со студентами расскажет старший преподаватель колледжа Ольга Стефановна Баталина:

«Все наши проекты мы выстраиваем с реальными работодателями. У студентов в таком случае начинается большая проектная работа. Работодатель делает заявку на проект, формирует техническое задание, ребята погружаются в проектные задачи, анализируют опыт, предлагают решения по улучшению. Здесь они взаимодействуют друг с другом, работают в командах. Участники команд — и менеджеры, и управленцы, и экономисты, и программисты, чтобы была возможность охватить все сферы деятельности.

Мы с преподавателем по бухучёту вели пары в совместном проекте, а через два года это ввели в обязательном порядке — экономика и бухучёт, мы пошли на опережение.

Как раз с этим потоком мы разрабатываем проект. Студенты сейчас создают свое виртуальное предприятие – подбирают организационно-правовую форму, организационную структуру управления, проводят анализ конкурентоспособности вместе с действующими предпринимателями, анализируют свой проект со стороны потребителя. Ребята рассматривают основные фонды — какие идут на хознужды, на какие насчитывается амортизация, фонд оплаты труда; они изучают бухучёт, рассматривают оборотные активы, финансовые показатели, точку безубыточности, рентабельность. И это все на двух предметах – экономики организации и бухучету. В конце курса студенты защищают свой проект перед комиссией.

На нашей кафедре экономики и управления есть следующие специальности — бухгалтеры, банковское дело и коммерция, все они сдают экзамен по стандартам  WorldSkills и там защищают свои проекты. В обязательном порядке в нашем колледже студенты с первого курса составляют бизнес-план, а в конце учебного года защищают его на достаточно хорошем уровне. И это возраст 10-го класса!

Сейчас мы проводим Марафон финансовой грамотности — приглашаем работодателей, они делятся опытом по инвестированию, проводят мастер-классы по кредитованию, Альфа-банк проводит игры. Специалисты из Центрального Банка РФ проводят мастер-классы по определению подлинности и платежеспособности банкнот, специалист Комитета по инвестициям консультирует по финансовой поддержке как юрлиц, так и физлиц и т.д. В завершении Марафона будет круглый стол. 

Ребята развиваются. В рамках этого же марафона Южноуральская торгово-промышленная палата проводила у нас вебинар по финансовым инструментам в предпринимательской деятельности. Ребята прослушали, они получат сертификаты, на занятиях мы все услышанное обсуждаем и анализируем. Мы показываем возможные направления движения по формированию индивидуальной образовательной траектории. У ребят к выпуску будет уже большое портфолио. Мы готовим их к реальной работе».

Что для себя усвоили после прохождения обучения?

На любой процесс организации нужно смотреть с разных позиций, глубоко копаться и использовать разные методы анализа, чтобы прийти к какому-то действительно грамотному решению; любой метод позволяет посмотреть по-иному на привычные вещи, на процессы в которых находимся.

Что вам понравилось, что хотели бы отметить в обучении?

Высочайший уровень профессионализма Антона и Евгения. На протяжении курса была постоянная обратная связь, было предоставление всей информации, грамотное выстраивание методики обучения в рамках занятия, контроль выполнения домашних заданий, разбор наших кейсов. Атмосфера доброжелательности, на курсе собрались компетентные специалисты из разных сфер деятельности. У нас была возможность сколлаборироваться с представителями разного бизнеса, мы до сих пор взаимодействуем и сотрудничаем — наши ребята идут к ним на практику.

Также, у меня была идея, мы ее обговаривали, — создать отдельное обучение или встречи для выпускников разных курсов. Собрать бы всех слушателей с базовым уровнем знаний ТРИЗ и создать короткий курс по дальнейшему решению текущих задач. Хочется взаимодействия с Антоном и Евгением в таком формате.

Желаем команде «Бизнес-ассоциации ТРИЗ» дальнейшего развития, процветания, успехов, внимательных слушателей, которые смогут по максимуму использовать информацию курса!

© Ирина Сергеевна Полушина, Ольга Стефановна Баталина, Диана Баркеева, Антон Кожемяко.

Подробнее ознакомиться с бизнес-ТРИЗ вы можете, пройдя онлайн-курс курс Бизнес-ТРИЗ с возможностью прохождения международной сертификации по стандартам IBTA (international business TRIZ association).