ТРИЗ глазами ведущего Клуба практиков ТРИЗ

Сергей Хованов, специалист ТРИЗ уровня 2, руководитель Клуба практиков ТРИЗ г. Белгород.

Как Вы поняли, что ТРИЗ — эффективный инструмент?

Как и многие, кто на текущий момент увлечен и применяет ТРИЗ, узнают о ТРИЗ случайно. Я работал в Москве в банке из ТОП-10 в управлении стратегии и инноваций. Мы реализовывали краудсорсинговые проекты и осуществляли поддержку инициатив. Необходимо было воплощать идеи сотрудников и клиентов, поданных в рамках краудсорсинговых проектов, в жизнь. Однако большинство проектов приостанавливалось из-за того, что коллеги из профильных подразделений сталкивались с трудностями при реализации нового и не знали, что конкретно делать в нестандартных ситуациях. Мне в тот момент казалось, что где-то глубоко скрыты упущенные возможности. Я начал искать инструменты, способные помочь коллегам преобразовывать идеи в проекты и реализовывать их. 

В 2014 году я случайно попал на онлайн-курс Анатолия Гина «Воспитание креативности в семье».  Прослушав курс, и не зная про ТРИЗ ранее, я понял, что у ТРИЗ есть много возможностей. И с конца 2014 года я начал активно погружаться в ТРИЗ — искать различные источники, читать книги, посещать тематические мероприятия и постепенно становиться частью сообщества ТРИЗ. Я организовал несколько встреч Мастеров ТРИЗ с руководством банка, но в тот момент мы не нашли точек соприкосновения по решению наших задач.

В 2015 я перевелся на дистанционный формат работы, вернувшись в родной город Белгород. Так как я стал чаще видеться и общаться со своими детьми, то стал следовать рекомендациям из курса Анатолия Гина и обучать детей ТРИЗ. В этом же году стал региональным представителем конкурса «Кубок ТРИЗ Саммита», куда приглашал учеников из школы, в которой учатся мои дети. Я стал организовывать небольшие встречи, которые вызвали интерес и среди учителей. Параллельно я продолжал изучать ТРИЗ. 

В 2016 году я защитился на 1 уровень по ТРИЗ. Меня стали приглашать в Белгороде на форумы и конференции, где я делился потенциалом и возможностями ТРИЗ. В 2017 году на платформе «Открытое образование» я окончил курс Мастера ТРИЗ Сибирякова В.Г. В 2018 году я был приглашен в качестве помощника Мастера ТРИЗ Кудрявцева А.В. на форум «Инженеры будущего», который длился 5 дней по 8 часов, и на котором я одновременно был слушателем и выступающим. Вдохновившись участием на форуме, я согласился читать базовый курс по ТРИЗ в Высшей школе управления НИУ БелГУ. В этом же году стартовал проект Евгения Кустова под названием Тризофикация, который раскрыл новые грани и возможности ТРИЗ. Так с каждым годом я постепенно накапливал материал, который со временем систематизировал и который использую, как в работе, так и в образовательной деятельности.

Как Вы познакомились с Антоном Кожемяко?

Мы с ним познакомились на ТРИЗ-Саммите в Минске в 2019 году, на котором я выступал с докладом о ТРИЗ. На конференцию я взял с собой книгу ТРИЗ решение бизнес-задач и попросил автограф у Антона. А на конференции в Москве, в ноябре этого же года, мы договорились о создании Клуба практиков ТРИЗ в Белгороде. 19 декабря 2019 года состоялось первое занятие. Мы успели провести еще 3 оффлайн-встречи до пандемии, после которых получили хороший отклик от участников. На наше мероприятие приходило много слушателей, хотя тема ТРИЗ не самая популярная. Стоит отметить, что среди участников были, как правило, руководители и их заместители, которые на последующие встречи уже приходили вместе со своими сотрудниками. Например, компания Складинжиниринг с руководителем Дмитрием Легочкиным, достойный пример одной из таких компаний. Считаю, что это самая лучшая оценка ценности ТРИЗ для бизнеса.

Поделитесь удачным опытом решения задач с помощью ТРИЗ.

Истории успеха порой получаются банальными, при этом в одном ответе не изложить всю логику рассуждений и этапов решения, однако в этом и есть сила ТРИЗ. Когда ретроспективно смотришь на полученное решение, то со стороны может показаться, что изначально всё было понятно, хотя это не так.

Если рассказывать какой-то кейс, то нужно это делать в контексте задачедателя, и это тема для отдельного интервью. Для каждого задачедателя успех оценивается по-разному. За удачным опытом я всех читателей приглашаю на Клубы практиков ТРИЗ в своих городах, а также на онлайн-встречи, которые стали популярны в последнее время. На таких встречах участники делятся своими «нерешаемыми» задачами, а после завершения мероприятия понимают, с помощью каких инструментов ТРИЗ можно подойти к решению задачи. Если кратко, то это я и считаю удачным опытом.

Как Вы считаете, инструменты ТРИЗ подходят для решения организационных задач?

Изначально ТРИЗ применялась для решения технических задач. Хотя системный подход в ТРИЗ касается любой искусственно созданной системы, которая направлена на реализацию какой-либо функции, будь то футбольная команда, баскетбольная команда или бизнес-команда. Например, в футболе команда, которая собрана на время проведения матча, в ТРИЗ может рассматриваться, как система, в которой есть такие элементы, как защитник, нападающий, вратарь и есть функции, ради которых система была создана. Аналогию можно провести и в других сферах деятельности человека. Таким образом, если что-то можно описать как систему, то к ней полноценно можно применять инструменты ТРИЗ, но в силу того, что ТРИЗ изначально имеет техническую основу для решения задач, то для решения организационных задач необходимо уметь выделять контекст и правильно подбирать инструменты.

Мы должны выделить систему в пространстве наших задач и наших компетенций. Если мы смогли определить систему и ограничить ее рамки, значит сможем применять подходы, которые есть в инструментах ТРИЗ. При решении организационных задач нужно творчески подходить к решению задачи и суметь выделить систему, определить компоненты, функции и привести организационную сущность к конкретной структуре, чтобы далее применять инструменты ТРИЗ.

Какие инструменты наиболее эффективны в организационно-управленческих задачах?

В первую очередь нужно правильно сформулировать задачу, а самые эффективные из базовых аналитических инструментов — это административное противоречие, причинно-следственный анализ, ресурсный подход, ИКР, системный оператор.

Что бы Вы хотели пожелать людям, которые изучают ТРИЗ?

Не бросать изучать ТРИЗ — это первое, что хочется пожелать. Изучить ТРИЗ невозможно ни за одно занятие, ни за год и ни за два года. Можно только проникнуться глубиной смыслов и возможностей, прочувствовать силу инструментов, и тогда может проснуться понимание как все-таки ТРИЗ работает.

В ТРИЗ заложено философское ядро. Работа с противоречиями — это одна из уникальных возможностей теории (технологии). ТРИЗ — это не про решение задач напрямую или методом проб и ошибок, в ТРИЗ главную роль играет мыслительный процесс, который на начальном этапе работы с задачей, прежде всего борется с инерцией мышления, стереотипами и нашим жизненным опытом. ТРИЗ про сильное и нестандартное мышление и, если хотите творить, просто влюбитесь в ТРИЗ.

© Сергей Хованов, Диана Баркеева, Антон Кожемяко.

Подробнее ознакомиться с бизнес-ТРИЗ вы можете, пройдя онлайн-курс курс Бизнес-ТРИЗ с возможностью прохождения международной сертификации по стандартам IBTA (international business TRIZ association).