ТРИЗ в решении задач образования

Людмила Александрова, к.ф.н., доцент, заместитель директора Института онлайн-образования Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва.

Как вы узнали про курс ТРИЗ «Бизнес-ассоциации ТРИЗ»?

Про ТРИЗ я знала с 2014 года, проходила обучение в Москве у Александра Гина, потом у Сергея Фаера. А с Антоном Кожемяко познакомились в Челябинске, на мероприятиях, посвященных ТРИЗ в МИДиС (г. Челябинск). После узнала про Курс изучения ТРИЗ у Антона, но полноценно пройти обучение получилось только со второго раза в прошлом году.

Какую задачу вы решали в ходе обучения?

Организация персонализированного обучения для студентов и построение их индивидуальных образовательных траекторий.

Была ли решена задача с использованием инструментов ТРИЗ, если да, то какие результаты были получены?

На курсе задача была разобрана очень детально, но решить окончательно ее еще не удалось. Еще нет четких представлений о том, как сделать траекторию индивидуальной, при этом она всегда выстраивается с учетом ограниченных ресурсов образовательной организации.

По этой теме летом 2020 года я защитила магистерскую диссертацию, хотя я уже кандидат наук. В диссертации есть целый параграф, посвященный методам ТРИЗ — «Использование методов ТРИЗ для проектирования индивидуальных образовательных траекторий». Также в работе описан опыт студентов МИДиС, которые обучаются по индивидуальной образовательной траектории, они сейчас учатся на втором курсе, частично пользуются теми наработками, которые были сделаны в прошлом году на курсе ТРИЗ. 

Один из главных вопросов, который разбирали на курсе — снижение образовательных рисков благодаря индивидуальной образовательной тректории. Благодаря траекториям студенты могут поменять образовательный профиль, снижается процент отчислений, повышается вовлеченность ребят в проекты.

Какие инструменты ТРИЗ вы использовали в процессе решения задачи?

С помощью морфологического анализа смогли посмотреть на структуру индивидуальной образовательной траектории и ее основные элементы. Использовали MPV-анализ для анализа всех основных этапов жизненного цикла индивидуальный образовательный территории. Была построена S-образная кривая и различные графики того, каким образом индивидуальная образовательная траектория может развиваться, так как она индивидуальная, в ней нет единого сценария.

Были найдены противоречия, но главное из них — с одной стороны образовательная траектория должна быть индивидуальной, а с другой стороны она всегда ограничена, и построить ее для каждого студента частного, а тем более федерального вуза, очень сложно. Любой университет как предлагает широкие возможности для обучающегося, так и ограничивает студента своими образовательными программами и учебными планами.

Проходя обучение на курсе было сделано много полезных выводов. Мы предложили вариант построения индивидуальной образовательной траектории и собрали ту команду людей, которая может эту индивидуальную траекторию в университете реализовывать.

Что посоветуете нам улучшить в нашей работе?

Хотелось бы видеть банки кейсов для погружения в задачи по разным направлениям, например, образовательные, управленческие, строительные, медицинские и так далее. Это не критика, а предложение по улучшению:) Данный курс базовый, но пройдя его, получаешь комплекс знаний об инструментах ТРИЗ. У меня есть книги по решению задач с помощью ТРИЗ, там в основном темы по физике и биологии, а на курсе Антона Кожемяко решаешь свои прикладные и профессиональные задачи.

Что вам понравилось, что хотели бы отметить в обучении?

Ребята всегда подбирают интересные группы, там никогда нет незаинтересованных людей (балласта). Во-первых, высокий уровень слушателей курса — это всегда менеджеры, топ-менеджеры, руководители, проректора, руководители компаний. Работа с такими людьми очень мотивирует, и ты не можешь отставать, поэтому активно включаешься в работу.

Во-вторых, здорово, что ребята всегда ведут запись — есть возможность позже посмотреть или пересмотреть урок. От них всегда есть обратная связь, они отвечают на вопросы, работают с каждым слушателем.

И в-третьих, хочется отметить методику преподавания — Антон в этом мастер, как он работает с аудиторией, как он может в «прямом эфире» спроектировать занятие, если необходимо, дать меньше теории, больше практики или, наоборот, углубиться в решение вопроса теоретически. Антон всегда очень гибко работает на занятиях. Agile-преподавание в действии! И на занятиях очень классная атмосфера.

Что для себя усвоили после прохождения обучения?

Я поняла, что постоянная тренировка своего мозга — это обязательно. ТРИЗ — это фитнес для мозга. Процесс решения задачи, не как в школе, когда ты понимаешь, что ты это не сможешь применить в жизни, а именно рабочие инструменты, которые применимы к реальным задачам. ТРИЗ помогает настроить себя на решение нестандартных, креативных задач. Вот это как раз необходимо мозгу для того, чтобы быть в состоянии работоспособности.

Хотели бы сотрудничать в дальнейшем?

Да, я уже говорила об этом с Евгением и Антоном. Мне интересно сотрудничество с ними. Я сейчас занимаюсь онлайн-образованием, там есть очень много вопросов, которые можно было бы решить с помощью ТРИЗ, к тому же сейчас я работаю в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации, именно для экономистов и финансистов, для тех направлений подготовки, которые здесь являются профильными — крайне необходимо использовать ТРИЗ. Пока сложно в связи с эпидемиологической обстановкой это сделать, но очень бы хотелось, чтобы ребята включились в совместную работу.

На сегодняшний день даже есть один совместный проект — онлайн-курс «Стратегический менеджмент», специалисты «Бизнес-ассоциации ТРИЗ» выступают в качестве экспертов, надеюсь, это только начало.

© Людмила Александрова, Диана Баркеева, Антон Кожемяко.

Подробнее ознакомиться с бизнес-ТРИЗ вы можете, пройдя онлайн-курс Бизнес-ТРИЗ с возможностью прохождения международной сертификации по стандартам IBTA (international business TRIZ association).