ТРИЗ в моей творческой и деловой жизни.
ТРИЗ в моей творческой и деловой жизни.
Антон Кожемяко
Специалист ТРИЗ 4-го уровня.
Эксперт по продажам сложных решений,
Бизнес-ассоциация ТРИЗ.
Позвольте дать Вам возможность высказаться на страницах очередного номера нашего интернет-издания «Вестник инкубатора наших талантов» №2-2017 в связи с тем, что:
- Вы располагаете личным опытом продаж на промышленных рынках — более 15 лет, являетесь специалистом ТРИЗ 4-го уровня, а также экспертом по продажам сложных решений;
- Вашему перу принадлежат уже 4 книги и многочисленные публикации в федеральных журналах в области менеджмента, маркетинга, продаж и применения инструментов ТРИЗ и СМД-подхода в задачах бизнеса.
1. Какие этапы профессионального становления Вы прошли за свои уже почти 40 лет?
Я действительно прошел многие стандартные этапы профессионального становления. Учился я в обыкновенной средней школе подмосковного поселка. В 1994 году поступил в МГТУ — Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ), окончил его.
С 4-го курса начал работать в представительстве французской компании Legrand. Вот так началось мое знакомство с продажами и карьерный рост. Стоит сказать, что карьерный рост меня не сильно интересовал, куда больше мотивировали задачи. Карьеру в компании Legrand было несложно построить, однако я ушел из компании в небольшую российскую конторку, хотелось прочувствовать процесс «на земле», что ли.
Потом перешел на фирму Schneider Electric – там у меня был интересный проект. Когда его закончил, вошел в группу по созданию корпоративного университета. Там впервые я и почувствовал вкус к исследовательской деятельности: нащупал некие начатки методологической связи между техническими характеристиками продукта и потребностями клиентов, а также было интересно развить эту тему. Снова отказался от карьеры в пользу задач. Уволился и всецело погрузился в исследовательскую и консалтинговую работу, чем занимаюсь до сих пор. И мне это нравится!
2. Довелось ли Вам на разных этапах этого пути встретить своего (своих) наставника?
О да! Если спросите меня, за что я благодарен судьбе, то на первых местах будут наставники. Хорошие наставники окружали меня всегда…
Первым моим наставником был отец. Человек с интереснейшей судьбой. Даже хочу написать о нем книгу. Он — участник ядерных испытаний на Новой Земле, принимал участие в установке хрущевской «кузькиной матери» на Кубе, автор многих изобретений, в раннем детстве пережил немецкую оккупацию. Многогранная личность. Он научил меня не прогибаться под обстоятельства и одновременно терпеть временные неудобства при движении к цели. А еще — не бояться совершать ошибки, а затем — честно анализировать причины ошибок и неудач. Я счастлив, что наша связь продолжается.
Когда был подростком, хорошим наставником был мой тренер по каратэ. Он научил меня «пахать и держать удар». Правда, это было в лихие девяностые, его путь закончился, увы, длительным тюремным сроком. Все же мне повезло не быть замешанным в его делах, хотя как о человеке – самые теплые воспоминания…
Особые, теплые чувства испытываю и к моему первому руководителю – заместителю главы представительства Legrand в России. Это был человек с огромным опытом, наставник по духу. В бизнесе он научил меня смотреть широко и думать вглубь, вести дела качественно и честно. От него я понял то, что Диксон и Адамсон в своих исследованиях обнаружили лишь в 2010 г.: клиент ценит поставщика, который может научить его чему-то новому в его же собственном бизнесе. В те годы и так работать… Шикарная школа! Преисполнен благодарности до сих пор. Были и другие наставники, но на более короткий период.
Наставники в ТРИЗ тоже есть, но это — отдельный разговор.
3. Вы имеете реальный опыт работы во многих отраслях и в разном качестве. Как Вам давалась эта деловая мобильность?
Частично я уже рассказал, как формировалась моя мобильность – мне были важны интересные, амбициозные задачи, а не карьерный рост. У меня одно высшее образование, и я не планирую получать другие.
Но я постоянно учусь – на форумах в интернете, никогда не расстаюсь с книгой. Участвую в семинарах. К книге я «прикладываюсь» по нескольку раз в день, так отдыхаю от работы.
Отдельного внимания заслуживает преподавательская деятельность – она является мощным фактором обучения. Главное – не тараторить годами одно и то же, а постоянно проверять новые гипотезы. А их – навалом, стоит лишь внимательно посмотреть по сторонам, да послушать внимательно участников собственных семинаров…
Отдельная тема – написание книг. Если хочешь получше разобраться в теме – пиши о ней. Сначала будет наивно и «рвано» (я, например, свою первую книгу считаю совсем наивной), но постепенно мышление приобретет плавность и глубину. Эффективно лишь перманентное обучение, знания быстро устаревают.
4. Как и когда Вы вышли на это направление — «ТРИЗ в бизнесе»?
Впервые о ТРИЗ я услышал от Александра Булавина на встрече с бизнесом. Александр был владельцем тренинговой компании «Арсенал», которая затем вошла в состав Университета «Синергия». Но потом надолго забыл про это направление.
Второе знакомство с ТРИЗ началось, когда я начал искать системы решения креативных задач (кстати, я вряд ли вспомню обстоятельства, подтолкнувшие меня к этому поиску). Решил разобраться. Купил книгу основателя ТРИЗ — Г.С. Альтшуллера «Найти идею». Дочитал до середины и понял, что штука эта — интересная, но я ее самостоятельно не осилю. Пошел учиться на «Креативную неделю» к В.Ю. Бубенцову и В.И. Тимохову. Стало чуть понятнее. Затем брал частные уроки у В.Ю. Бубенцова. Потом учился на курсе ТРИЗ у А.В. Кудрявцева в МОИТТ, после чего картинка более-менее собралась.
Надо сказать, что идея в применении ТРИЗ для задач бизнеса зародилась у меня сразу же, уже на первых этапах, когда читал книгу Г.С. Альтшуллера. Меня как консультанта заинтересовала именно эта тема.
Что же стало причиной более глубокого погружения в ТРИЗ? Во-первых – мотивирующая задача разобраться в этой системе. Во-вторых, я понял, что если смогу научиться качественно ее применять в задачах бизнеса, то оставлю позади многих своих друзей-конкурентов. Так и получается, к стати :-). Так что мной двигало две вещи – интерес и внутренний драйв, а также чисто практические соображения бизнеса.
5. Как, на Ваш взгляд, воспринимают «ТРИЗ в бизнесе» ваши слушатели и читатели?
У нас на сайте накопилась целая серия учебных кейсов применения ТРИЗ для задач бизнеса. Кейсы эти – реальные примеры решения задач. Уже в нашей практике появились компании, которые выходят в лидеры в своих сегментах благодаря, в том числе, и применению ТРИЗ. Но ТРИЗ – это далеко не для всех, это вам не легкая прогулочка. Немало людей сходит с дистанции уже в процессе обучения, а применяют потом – единицы.
У меня даже слайд такой есть – надо много думать и пахать. Пахать и думать. Кто не боится все это делать – тому ТРИЗ помогает. Но тут вы спросите: так ТРИЗ – это просто каша из топора? Нет. Это мощная система, технологизирующая наше мышление. Она работает совершенно реально. Это не балласт мышления, а мощный и полезный его ингридиент. Но именно связующий ингридиент, а не все для мышления. Еще Г.С. Альтшуллер говорил, что ТРИЗ – это для мышления, а не вместо его. Но порой мыслить чертовски трудно…
Кстати, многие знакомые мне бизнесмены воспринимают ТРИЗ как реальный инструмент нахождения управленческих решений. У тех, кто хоть немного знаком с ТРИЗ, нет скепсиса насчет данной идеи! Но все понимают, что это непросто.
К стати, очень помогает то, что многие изучали ТРИЗ в институте или даже школе. Это движение ТРИЗ в СССР ощущается до сих пор. Хорошо, что мы возобновляем распространение идей ТРИЗ. Правда, делаем это уже не бесплатно.
6. Приведите, пожалуйста, ряд конкретных примеров успешного применения разработок ТРИЗа в отдельных отраслях бизнеса.
- Компания «Эталон-прибор» решила организационно-управленческую задачу по оптимизации бизнес-процессов проектного офиса. Благодаря инструментарию ТРИЗ удалось не только сократить сами процессы, но и приспособить для данных задач существующее программное обеспечение, причем без помощи программистов, чисто организационно. Сэкономлены существенные средства – ведь до применения ТРИЗ компания хотела нанять консультантов и докупить новый модуль ПО. Отобрал хлеб у коллег, получается :-).
- Компания «ЭНСО» (разработка и пошив женской одежды) снизила стоимость разработки новых моделей на 20%, благодаря применению ТРИЗ.
- Компания «Чебаркульская птица» нашла решения по повышению точности прогнозирования заказа продукции, потенциал решения – сокращение дисбаланса до 3%, потенциал экономии – около 100 млн. в год. Кое-что уже внедрено, другие рекомендации еще предстоит внедрить в практику. Это была интересная задача – она решалась сразу с четырех сторон силами нескольких специалистов и везде с применением ТРИЗ.
И это — лишь некоторые примеры…
7. В силу известной популярности школы ТРИЗ в СССР и затем — в России можно предположить, что кроме Вашего центра «ТРИЗ в бизнесе» уже созданы и так же активно работают другие аналогичные организации.
Их много, правда, в основном для применения ТРИЗ в технике. По направлению «ТРИЗ в бизнесе» могу назвать лишь Алексея Щинникова из Саратова, его деятельность заметна. И наша :-). Многие до сих спорят, можно ли ТРИЗ применять для задач бизнеса? Для меня ответ давно очевиден – можно. Но есть особенности. Некоторые особенности я опубликовал, некоторые ждут своей публикации. Я сейчас работаю над книгой, посвященной особенностям решения задач бизнеса с помощью ТРИЗ. Надеюсь, в конце 2017 книга увидит свет. Там будет многое из того, что пока что не опубликовано.
В Москве я познакомился с отличными ребятами из центра «Изобреталь», они применяют ТРИЗ в его современной версии 3D:ID, но для технических задач. Я тоже сторонник данной версии современной ТРИЗ. Но для задач бизнеса и ее тоже приходится модифицировать, дополнять другими инструментами.
Есть интересные наработки в ТОС, в СМД-методологии. Если говорить о ТРИЗ для бизнеса, то обойти эти наработки стороной уж точно не получится. Есть ли другие школы ТРИЗ для бизнеса? К сожалению, не знаю. Пока что мне не попадались… Конечно, достойных специалистов ТРИЗ немало, у многих есть свои школы. Но сформированных направлений «ТРИЗ для бизнеса» пока что катастрофически не хватает. Их точно меньше, чем запросов со стороны бизнеса.
8. А как обстоит дело за рубежом с «ТРИЗ в бизнесе»?
Кое-что известно. Во-первых, почти все производственные компании из ТОР-500 применяют ТРИЗ на постоянной основе. Но – как систему решения технических задач. К стати, применение ТРИЗ при разработке новых конструкций за рубежом куда более системно, чем в нашей стране. На это стоит обратить самое серьезное внимание.
Во-вторых, на сколько я знаю, для задач бизнеса ТРИЗ на западе не используется. По крайней мере, не встречал ни единого упоминания об этом. Но может быть я ошибаюсь?
На Западе и Востоке работает немало известных специалистов ТРИЗ. На Samsung, например, без ТРИЗ работа инженеров не совсем не обходится. Но ТРИЗ для задач организационно-управленческого проектирования – это новое направление. Не слышал, чтобы за границей оно развивалось. Хотя, некоторые элементы все же присутствуют. Посмотрите книгу Люка Уильямса «Переворот» — это о разработке новых продуктов, маркетинге. Там многое взято из ТРИЗ, в особенности – модели противоречий. Но аббревиатура ТРИЗ нигде не используется.
Подобное находил, изучая дизайн-мышление. Видимо, идеи ТРИЗ давно проникают в такие системы, но выдаются за свои собственные наработки. Так что, если процесс не возглавить, то ТРИЗ за границей так и будут воспринимать, как система для инженеров, связанная с поиском новых технических решений. Это неплохо, конечно, но недостаточно. Г.С. Альтшуллер это, кстати, понимал, и в конце жизни поставил вопрос перехода от ТРИЗ к ОТСМ – общей теории сильного мышления.
9. Ваши пожелания нашему изданию?
Спасибо Вашему изданию за то, что делаете развернутые публикации на такие важные и интересные темы. Никогда не давал столь подробного интервью по ТРИЗ в бизнесе ни одному изданию…
Оставайтесь изданием, не гоняющимся за сенсациями, но глубоко освещающим интересные и важные темы. Успехов вам и больше благодарных и активных читателей!
Вестник инкубатора наших талантов №2-2017 можете скачать здесь.