О невежестве и его роли в обществе потребления.
О невежестве и его роли в обществе потребления.
Капитализму для развития нужна экспансия. Это — условие его существования. В разное время эту экспансию поддерживали разные ресурсы: после 2 мировой войны — собственный рынок западного мира, затем, после распада СССР — страны Варшавского договора, Китай, Россия, страны постсоветского пространства. В конце концов, страны «третьего мира» — был такой термин, сейчас надобность в нем отпала и он не используется. В нулевых возможности географической экспансии были исчерпаны, а как …известно из ТРИЗ, если решения нет на макроуровне, его нужно поискать на микроуровне. И такой ресурс был найден — это маркетинг, с одной стороны и создание «общества потребления» с другой. А чтобы было на что потреблять — вот вам кредиты, пользуйтесь. Сегодня и эта модель начинает давать сбой — возможности производства увеличиваются, а потребления — скорее падают.
Мировой порядок, установившийся после второй мировой войны, начинает перестраиваться. Да, пока не выработан язык. позволяющий полностью схватить идущие процессы, но траектория просматривается — несколько мировых центров притяжения, с усиленным товарооборотом внутри них и пониженными потоками вовне, конкуренция между центрами притяжения. Но если мы строили общество потребления, то сможем ли удержать первенство в новом системном строительстве? Интересный вопрос, пока непонятный.
Но ясно одно — каждому из нас, как личности, пора перестроиться и начать думать на своем месте, самостоятельно проектировать траекторию своего движения, а потом обращать ее в деятельность. А для этого в наш информационный век не обойтись без технологий мышления. Так может быть, стоит внимательно посмотреть на системы, созданные на рубеже 60-80-хх годов? И дать им новую жизнь? Как минимум, стоит обратить внимание на ТРИЗ и СМД, как мощные методы проектирования деятельности и решения задач, созданные нашими соотечественниками.
Задайте себе вопрос — воспринимая мир через цветные стеклышки потребления, не останетесь ли за бортом развития цивилизации, ведь тектонические изменения мироустройства идут полным ходом. И по масштабу эти изменения будут не меньше, чем те, которые шли после второй мировой войны и в конечном итоге были оформлены в Бреттон-Вудских соглашениях.
Посмотрите статью Татьяны Воеводиной «Невежество человека – основа современного маркетинга«. Любопытный материал.
© Антон Кожемяко.