Кейс. Разработка стратегии переходного периода работы с персоналом отдела продаж в кризис.
Кейс. Разработка стратегии переходного периода работы с персоналом отдела продаж в кризис
Настал кризис (конец 2014 года), продажи у многих компаний упали, встаёт вопрос по увольнению сотрудников. Текущая система управления продажами не справляется со своими задачами, поэтому:
-
-
Производство не загружено.
-
План возврата инвестиций не выполняется.
-
Раскручивается спираль банкротства.
-
Цена ошибки очень велика, поэтому решения “в лоб“ не приемлемы. Разумеется, в арсенале команды есть набор инструментов для системного решения обозначенной проблемы. Но практика показывает, что сопротивление системы при реальном внедрении всегда опасно велико, а в кризис “промедление смерти подобно”. Поэтому мы задачу эту разобрали с помощью механизмов ТРИЗ, выявили корневые противоречия при внедрении, заточили наши инструменты и только потом приступили к внедрению.
Очень важно отметить, что ЦЕЛЬЮ ДАННОГО КЕЙСА ЯВЛЯЕТСЯ РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА (задача решалась в 2014 году). И поэтому мы хотим поделиться с вами не только найденным решением, но и тем путём, которым мы прошли с помощью ТРИЗ (Теории Решения Изобретательских Задач).
В результате Вы получите:
-
историю проблемы на предприятии,
-
набор шагов, которые мы применили для решения проблем,
-
таблицу противоречий и нежелательных эффектов при внедрении,
-
ход наших мыслей по устранению этих противоречий с помощью некоторых подходов ТРИЗ.
Шаг 1. Мозговой штурм — определение первых шагов.
Решили, что планируется предпринять шаги:
-
Произвести горизонтальную ротацию сотрудников,
-
Увеличить функционал каждого в команде,
-
Улучшить бизнес-процессы,
-
Произвести распределение задач между сотрудниками в зависимости от их способностей.
Шаг 2. Изучение сути задачи с помощью контрольных вопросов:
1. По какому пути Вы сейчас идёте?
2. Кого и почему увольняете?
3. На кого и почему перекладываете чужие задачи?
4. Кого удерживаете, развиваете и даёте больше ответственности? Почему?
5. Кого больше контролируете и каким средствами? Почему?
6. На какой из вариантов ставите Вы и почему?
Шаг 3. Построение первичной модели задачи.
По какому пути Вы сейчас идете?
Предприятие идет по пути горизонтальной ротации сотрудников, увеличении их функционала, изменение бизнес-процессов, распределение задач между сотрудниками в зависимости от их способности.
Кого и почему увольняете?
Увольняем тех, кто не приносит результат. Для сотрудников отделов продаж – это показатели степени проработки клиентов и количество принесенных денег, для руководителей – выполнение задач в области управления персоналом, систематизации их работы, принятие участия в сделках, планирование и отчетность сотрудников отделов продаж, взятие на себя ответственности за результаты работы отдела продаж. Все, кто не приносит результат и не подлежит развитию – всех будем увольнять; все кто приносит результат и подлежит развитию – усложнять задачи и продвигать по карьерной лестнице; те, кто не приносит результат, но подлежит развитию – обучать, повышать контроль за ними и закреплять за ними наставников; те, кто приносит результат, но не подлежит развитию – их задачи будут пересматриваться, возможно, сложность уменьшится, но будет увеличиваться количество самих задач, поэтому контроль за этими сотрудниками будет усилен. Еще одна категория сотрудников, которых будем увольнять – глупые, но активные, они на крупном предприятии создают активную жизнедеятельность, иллюзию работы, при этом напрягая всех остальных сотрудников. Как только такие сотрудники выявляются, в первую очередь, внимательно смотрим на их реальные результаты, на их реальную деятельность, проверяем их на адаптивность и лабильность, на соответствие компетенций своей должности. Если не соответствует, то сразу увольняем.
На кого и почему перекладываете чужие задачи после увольнения сотрудников?
Задачи не перекладываем, не понимаю, что значит «чужие задачи». Задачи нарезаются после совещания и обсуждений, есть рабочие группы, в которых люди могут принимать участие в выполнении одной и той же задачи, чтобы посмотреть их взаимодействие и готовность к выполнению более сложных задач.
Кого удерживаете, развиваете и даете больше ответственности? Почему?
Удерживаем сейчас тех, кто приносит результат, разделяет корпоративные ценности. Развиваем тех, кто не приносит результат, но высокоадаптивен. Больше ответственности даем умным и активным, потому что на них строим свои планы.
Кого больше контролируем и какими средствами? Почему?
Контролируем, в первую очередь, руководителей по средствам системы Trello. Менеджеров контролируем, на данный момент, путем введения журнала ежедневных действий менеджера и формированием через него отчетов для руководителей. Делаем это потому, что нет нормальной CRM-системы.
На какой из вариантов ставите Вы и почему?
Мы выстраиваем систему изначально, потому что система нивелирует класс менеджеров (имеется в виду, что если система работает, то звезды нам не нужны). Встречаемся с очень серьезными проблемами, связанными с постоянной текучкой. В первую очередь, нужно остановить существующую текучку, понять реальное состояние дел, провести аудит, а уж затем принимать решения по увольнению. Увольнение у нас будет в 2 этапа: 1. Увольнения по причине профессионального несоответствия; 2. Увольнения по причине отсутствия результатов.
Определение системы задач для углубленного анализа — результат анализа первичной модели.
Основной вывод: Сокращение количества сотрудников неизбежно.
1. Пути решения:
горизонтальная ротация сотрудников — что сделано и какие результаты? Во что уперлись?;
расширение функционала сотрудников — что сделано и какие результаты? Во что уперлись? ;
изменение бизнес-процессов — это большая задача, СЛОН.
гибкое распределение задач между сотрудниками в зависимости от их способности — что сделано и какие результаты? Во что уперлись?
Подготовка почвы для внедрения CRM-системы: усиление контроля и грубые прототипы — что сделано и какие результаты? Во что уперлись?.
2. усиление контроля за руководителями:
внедрение доски задач trello — готовое IT-решение.
внедрение инструмента “5 пальцев” (системы поощрения — наказания), скрытого от менеджеров по продажам — Готовое решение.
введение ежедневных брифов — Готовое решение
3. Контроль менеджеров по продажам:
введение журнала активности менеджеров — это промежуточный инструмент, пока не внедрена CRM-система — Готовое решение;
внедрение инструмента “5 пальцев”, открыто на досках — Готовое решение.
4. увольнение продавцов по следующим критериям:
систематическое невыполнение плана продаж — дать принцип определения плана продаж, внедренный в компании;
не выполняются показатели степени проработки клиентов — Готовое решение: внедрение ТФС. Перспективное ршнение: внедрение системы контроля продвижения проектной сделки через индикаторы.
5. увольнение и замена линейных руководителей — введение брифов, trello, Scrum.
не выполняются задачи в области управления персоналом;
работа не системна — сбои в процессе;
наблюдается нежелание брать на себя ответственность.
6. формируем костяк команды и делим людей, с которыми продолжаем работать, по двум критериям (инструменты: проверка на адаптивность, лабильность, соответствие компетенциям, контроль ценностей) — готовое решение. Версия матрицы Джека Уэлча.
выполняют показатели, указанные — двигаем по карьерной лестнице и поощряем;
не выполняют показатели, указанные, но демонстрируют способности к развитию и ообучению — программа обучения, закрепление за ними наставников;
не выполняют показатели, указанные, способностей к развитию не демонстрируют (по сути, эти люди достигли предела своих компетенций и на большее не мотивированы) — их задачи пересматриваются, контроль за ними усиливается. Кандидаты на увольнение.
успешные, но не разделяют наших ценностей — выявляем и увольняем. Они приносят откровенный вред предприятию, создают двоевластие и способны сасаботировать решения (по Дж. Уэлчу).
7. Создание рабочих групп. Цели:
гибкая система постановки задач в условиях дефицита кадров — что сделано и какие результаты? Во что уперлись? ;
контроль взаимодействия.
Шаг 4.1 Строим дерево будущей действительности (ТОС).
Шаг 4.2 Выбираем инструменты и вычисляем “белые пятна”.
Здесь вы можете получить файл pdf с «деревом будущей действительности» по данному кейсу.
Рис. 1. Вид дерева будущей действительности: решения – выбранные инструменты и «белые пятна» .
Шаг 5 и Шаг 6. Готовим модель решения и выход на систему технических противоречий (следует из дерева целей). Ответы пишем, исходя из стратегии переходного периода.
Если формат предоставления данных неудобен, то здесь вы можете скачать таблицу в формате pdf.
№ |
Компонент решения (с шага 3 и из Дерева будущей действительности) + нежелательный эффект, который он призван устранить (НЭ1) |
Инструмент решения и белые пятна (из Дерева будущей действительности) |
Описание вторичного нежелательного эффекта (НЭ2). НЭ2 возникает при внедрении инструмента. Если инструмент не определен на шаге 4, то определяется решение “белых пятен”. |
Технические противоречия (ТП), либо решение без противоречий, либо уточнение НЭ2 |
УРА! Конкретные шаги по разрешению противоречий по исходному кейсу. |
1 |
Компонент: Усиление контроля за сотрудниками: НЭ1 — недостаточный контроль за сотрудниками |
Инструменты: Trello, 5 пальцев, ежедневные брифинги |
НЭ2: Требуется время на дополнительное обучение, низкая лояльность |
ТП: Если применяем Trello и 5 пальцев, то контроль за сотрудниками усиливается, но при этом требуется тратить дополнительное время — ок. 1 часа. в день. |
|
2 |
ТП: Если применяем Trello, 5 пальцев, другие новшества, при которых контроль за сотрудниками усиливается, то внедрение тормозится за счет низкой лояльности сотрудников. |
2.1. Распределить дни между руководителям и, после общего совещания, помогать им лично в планировании на доске. 2.2. Включить режим коуча. 2.3. Показать каждому личную ценность от сфокусированной работы над заранее запланированными задачами. Показать, что планированию можно доверять, ведь планы обновляются каждую неделю и в обновлении учитывается опыт работы на предыдущем рывке. |
|||
3 |
Инструменты: Контроль по индикаторам проектных продаж |
НЭ2: Требуется прозрачная входящая информация в электронном виде и отработанные алгоритмы продаж. |
ТП: Существующие в компании алгоритмы непрозрачны, а их замена на прозрачные через введение CRM-системы натыкается на сложившиеся привычки сотрудников выполнять работу несистемно. |
3.1. Обучить, повысить уровень осознанности , выявить ответственных из разряда адаптивных и назначить их наставниками. Всех остальных жестко контролировать. 3.2. Показать, каких результатов каждый может добиться, работая в системе, насколько проще будет выполнять план продаж и делать следующий шаг каждый день |
|
4 |
ТП: Существующие в компании алгоритмы непрозрачны, а их замена на прозрачные через введение CRM-системы натыкается на желание ряда сотрудников “половить рыбку в мутной воде”. |
4. Устроить показательную казнь, введение новых сотрудников. |
|||
5 |
Компонент: Принципы увольнения сотрудников ОП НЭ1 — увольнение хаотично |
Инструменты: ТФС — отчетность, нормативы по АВС, отчеты АВС |
НЭ2: клиентская база должна учитывать способности менеджеров в разрезе АВС, отрасль, тип продукта |
Повторяются противоречия 3 и 4. |
5. Провести аудит персонала, горизонтальные ротации, разделение базы исходя из функционала. |
6 |
Компонент: Принципы оценки работы руководителей НЭ1 — работа руководителей оценивалась на интуитивном уровне |
Белые пятна: План продаж, Пересмотр планов |
Решение: Пересмотр функционала и системы оплаты менеджеров. Формирование планов продаж исходя из АВС и отраслевой специфики. Суммированиние планов и формирование планов департамента. |
6.1 Разработка системы оплаты исходя из функций отделов. 6.2 Планы исходя из способностей МП и существующих наработок. |
|
7 |
Компонент: Принципы увольнения руководителей НЭ1 — принципы не были определены. |
Инструменты: Trello, 5 пальцев, ежедневные брифинги |
НЭ2: Дополнительное обучение, лояльность, нужна вера КД, готовность к изменениям. Страх увольнений. |
7. Общее собрание МП с КД и объяснение принципов работы и увольнений |
|
8 |
Белые пятна: Контроль ответственности |
Решение: Прозрачная система контроля КД со стороны собственника |
Уточнение НЭ2: Негативный опыт работы с КД, косоглазость КД, как следствие очковтирательство |
8. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ формальная отчетность собственнику, введение информационных листов обеспечивающих влияние через руководителей других подразделений. |
|
9 |
Компонент: Периодическая оценка руководителей. НЭ1 — оценка давалась в ситуативном режиме |
Инструменты: Матрица Джека Уэлча — Бостонская матрица, учитывающая эффективность сотрудников и соответствие ценностям компании. |
НЭ2: Смена режима диктатуры. Замена персонала — сопротивление изменениям. |
ТП: Диктатура должна быть в период изменений, но сотрудники воспринимают ее как диктатуру, что недопустимо. |
9. Лицедейство и актерское мастерство КД: с собственником роль диктатора, с подчиненными ментора. |
10 |
Компонент: Программа продвижения руководителей и сотрудников НЭ1 — отсутствие стройной системы продвижения. |
Инструменты: Обучение командой внедрения |
НЭ2: Авторитет руководителей среднего звена. |
ТП: Если команда внедрения обучает руководителей среднего звена, то их авторитет растет, но при этом падает авторитет руководителей. |
10.1 Проводить отдельно обучение руководителей и их силами обучение менеджеров. 10.2 На глазах менеджеров хвалить руководителей и дарить им свои заслуги. |
11 |
Белые пятна: Корпоративный университет, наставничество — принципы |
Решение: Смена организационной структуры, разработка с нуля и внедрение новых принципов работы в ОСП. |
Уточнение НЭ2: Отсутствие материалов и руководителя учебного центра. |
11. Начинать с собственных разработанных программ и обучения по продукту. Поставить своего наставника, срочно запустить поиск руководителя. |
|
12 |
Компонент: Формируем костяк команды. НЭ1 — люди сплочены, но не нацелены на развитие. |
Белые пятна: Адаптивность, лабильность — принципы |
Решение: Взаимосвязи в текущем коллективе |
Уточнение НЭ2: Болото в болоте и болотом погоняет |
12. Проводить общее совещание и объяснять новые принципы работы и портрет сотрудника ОП, роль КД и РОП в решении вопросов внутри и за пределами ОП. |
13 |
Белые пятна: Ценности — определить. Как собираемся культивировать ценности. Мероприятия. |
Решение: Уход от тупобудней, создание команды удержания и личностного развития сотрудников |
Уточнение решения: Если создаем команду удержания, сфокусированную на профессиональное и личное развитие сотрудников, то коллектив уходит от тупобудней и начинает работать прозрачно. Противоречие 3-4 |
13. Горизонтальная ротация, запуск групповой динамики, разбитие группового единомыслия, показательное увольнение, введение новых сотрудников. |
|
14 |
Белые пятна: Модель компетенций |
Решение: ввести регламенты и сотрудников в Службе персонала |
Уточнение НЭ2: Тупо ничего нет нужного |
14. Введение своего HR на проектную работу, введение собственных разработок, шаблонов и регламентов. |
|
15 |
Компонент: Культура создания мобильных рабочих групп НЭ1 — решения принимались по вертикали иерархической структуры. |
Белые пятна: Определение точек роста |
Решение: Изменение отношения к Коммерческой службе |
Повторяются противоречия 2, 9 |
15. Выбрать ключевые подразделения (ИТ, финансы, производство), создать рабочие команды с ними, решить их проблемы. Потом пустить слух истории успеха, формировать проектные команды с другими подразделениями. |
16 |
Белые пятна: Принципы выявления наиболее продуктивных сотрудников |
Решение: прописать мероприятия по удержанию клиентской базы |
Уточнение НЭ2: 15.1. Системное ограничение — загрузка производства на 95% по одному компоненту снижает лояльность клиентов, которые нам интересны с точки зрения продаж других компонентов, производство которых недогружено; Уточнение НЭ2. 15.2. Внутренние предприятия холдинга задирают стоимость и неторопливо выполняют заказ для предприятий холдинга — свои никуда не денутся; 15.3. Противоречие 3. |
16.1 По результатам аудита оставить менеджеров ведущих клиентов группы А, остальных перевести в другие подразделения. 16.2 Вводим рыночные отношения внутри холдинга – система тендеров. Создаем свои ОП для проектного института и строительной компании. |
|
17 |
Инструменты: Определение готовности и мотивации решать задачи повышенной сложности. |
НЭ2: Проблемы со смежными подразделениями для гарантированного сбыта |
Уточнение НЭ2 и ТП: Если решаем проблемы в ОП, то другие подразделения начинают вставлять “палки в колеса” — видоизмененное противоречие 4 и проблема 15.2 |
17. Провести командообразующее мероприятие среди всех руководителей, усилить позицию КД с привлечением собственника. |
|
18 |
Белые пятна: Принципы расширения функционала Что делается в этом направлении |
Решение: Изменение структуры Коммерческого департамента, бумажный документооборот. |
Уточнение НЭ2: Бюрократия и дублирование внутренних документов. |
18. Получить полномочия для КД у собственника, рубить крушить, вводить электронный документооборот |
Шаг 7. Полученные на предыдущем шаге решения преобразуем в предварительную прогамму внедрения. Распределяем задачи на структурные (системные), технологические и инструментальные.
Инструментальные — задачи, решаемые на уровне исполнителей и главных специалистов.
Технологические — задачи, решаемые на уровне руководителей отделов.
Системные — задачи, решаемые на уровне ТОР-менеджмента.
Первая цифра номера решения соответствует номеру задачи в таблице, построенной на предыдущих шагах.
|
Разрешение противоречия |
Тип преобразования |
|
1.1. Создать 5 пальцев в Trello, ввести традицию ежедневных совещаний, в сценарий вставить блок контроля Trello и 5 пальцев. 1.2. Ввести систему утренних брифингов продолжительностью 5-10 минут, проводить брифинг фиксировано в одно и то же время — формировать привычку. |
инструментальная инструментальная |
|
2.1. Распределить дни между руководителям и, после общего совещания, помогать им лично в планировании на доске. 2.2. Включить режим коуча. 2.3. Показать каждому личную ценность от сфокусированной работы над заранее запланированными задачами. Показать, что планированию можно доверять, ведь планы обновляются каждую неделю и в обновлении учитывается опыт работы на предыдущем рывке. |
инструментальная технологическая технологическая |
|
3.1. Обучить, повысить уровень осознанности, выявить ответственных из разряда адаптивных и назначить их наставниками. Всех остальных жестко контролировать по системе показателей. 3.2. Показать, каких результатов каждый может добиться, работая в системе, насколько проще будет выполнять план продаж и делать следующий шаг каждый день. |
технологическая
|
|
4. Устроить 2показательную казнь» для лодырей, введение новых сотрудников на их места. |
технологическая |
|
5. 1. Провести аудит персонала, 5.2. Горизонтальные ротации персонала, 5.3. Разделение базы клиентов исходя из потребностей в каналах. |
технологическая |
|
6.1. Разработка системы оплаты исходя из функций отделов. 6.2. Планы, исходя из способностей МП и существующих наработок. |
системная системная |
|
7. Общее собрание МП с КД и объяснение принципов работы и увольнений |
инструментальная |
|
8. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ формальная отчетность собственнику, введение информационных листов обеспечивающих влияние через руководителей других подразделений. Четкость и ритм! |
системная |
|
9. Смена ролей: с собственником — показная роль диктатора, с подчиненными ментора. |
системная на переходный период |
|
10.1. Проводить отдельно обучение руководителей и их силами обучение менеджеров. 10.2. На глазах менеджеров хвалить руководителей и дарить им свои заслуги. |
системная инструментальная |
|
11. Начинать работу с персоналаом с собственных разработанных программ и обучения по продукту. Поставить своего наставника. |
системная |
|
12. Провести общее совещание и объяснять новые принципы работы и портрет сотрудника ОП, роль КД и РОП, а также в решении вопросов внутри и за пределами ОП. |
технологическая |
|
13. Горизонтальная ротация, запуск групповой динамики, разбитие негативного группового единомыслия, показательное увольнение, введение новых сотрудников. |
системная на переходный период |
|
14. Введение своего HR на проектную работу, введение собственных разработок, шаблонов и регламентов. Скорость, скорость, скорость! |
системная |
|
15. Выбрать ключевые подразделения (ИТ, финансы, производство), создать рабочие команды с ними, решить их проблемы. Потом пустить слух истории успеха, формировать проектные команды с другими подразделениями. |
системная |
|
16.1. По результатам аудита сфокусироваться на менеджерах ведущих клиентов группы А, остальных перевести в другие подразделения. 16.2. Вводим рыночные отношения внутри холдинга – система тендеров. Создаем свои ОП для проектного института и строительной компании. Никакого распределения заказов по принципу «сначала своим». |
технологическая системная |
|
17. Провести командообразующее мероприятие, в основе которого — системное проектирование деятельности, среди всех руководителей, усилить позицию КД с привлечением собственника. |
системная |
|
18. Ввести электронный документооборот. |
системная |
© Антон Кожемяко, Антон Рудаков.