Интеграция профессионально-ремесленного обучения и бизнес-школы.

 УДК 37.022.

Интеграция профессионально-ремесленного обучения и бизнес-школы.

В статье раскрываются исходные положения интеграции профессионально-ремесленного обучения и бизнес-школы. Представлен анализ образовательной модели подготовки педагога профессионально-ремесленного обучения.

 

Мировой экономический кризис и повсеместные сокращения кадров существенно изменили взгляд на образовательные услуги: на их стоимость, на содержание предлагаемых образовательных продуктов, на проблему повышения ценности выпускаемых специалистов. Также как и в европейских странах в России наметилась тенденция к всеобщему получению высшего образования. И это является одной из социально-экономических проблем, т.к. уже сегодня рынок труда перенасыщен выпускниками высших школ. С другой стороны, выпускники вузов, избегая заводы, торговые стойки и т.п., реализуют себя в области частного предпринимательства, в том числе в ремесленничестве — при условии владения рабочей профессией.

Вопрос переподготовки невостребованных специалистов европейские службы занятости решают просто. Они сами обучают высвободившиеся кадры рабочим профессиям и азам предпринимательства. В России же ни Минобрнауки РФ, ни другие федеральные ведомства не хотят заниматься проблемой подготовки и переподготовки кадров. Хотя понятно всем, что именно заботой государства должно стать создание учебно-производственных комбинатов и обучение в них персонала.

В России проблему обучения специалистов рабочей профессии, а также основам частного бизнеса можно решить следующим образом. На базе учреждений высшего профессионального образования создать образовательные центры, в рамках которых организовать обучение рабочим профессиям по специальным учебным программам. Цели и содержание образовательных программ должны быть выстроены под определенные задачи. В рамках одной программы, возможно, дополнительно обучать рабочим профессиям ремесленного профиля студентов вуза, в рамках другой программы создать условия для переподготовки «белых воротничков» на рабочие профессии. Максимальную устойчивость личности на рынке труда обеспечат знания в области управления бизнесом и делового администрирования. Поэтому немаловажным элементом таких образовательных программ по обучению рабочим профессиям должно стать обучение менеджменту, маркетингу, психологии.

Углубленные знания в области менеджмента и делового администрирования позволяет получить обучение по программе МВА (Мастер Бизнес Администрирования), которое организовано в рамках бизнес-школ. В России уже существует более 70 бизнес-школ, и все они осуществляют подготовку управляющих высшего звена по программам МВА. Однако эта программа дает представление о том, «как делать работу», учит принимать управленческие решения различного уровня и ни более. В настоящее время более злободневны бизнес-школы осуществляющие подготовку и переподготовку лиц решивших заняться частным предпринимательством. Такая подготовка не только обучит принципам управления собственным бизнесом, но и позволит освоить любую рабочую профессию. Программы обучения бизнес-школы можно сформировать таким образом, чтобы в учебном процессе использовались практические материалы той компании, чьи корпоративные интересы заложены в основу обучения.

Одним из последствий разразившегося финансового кризиса в России стало сокращение издержек зарубежных компаний на содержание менеджеров и сотрудников-иностранцев в своих представительствах. А так как уходить с рынка компании не собираются, появилась возможность обучить наши высвободившиеся квалифицированные кадры взамен зарубежных специалистов, так как работать они готовы за, куда меньшие деньги. Подготовку персонала зарубежных компаний можно осуществлять в бизнес-школах, организованных на базе тех же образовательных центров. Материально-техническая база и технология обучения в этом случае должна поддерживаться заинтересованными корпорациями.

В Екатеринбурге уже создан новый тип профессионального обучения на базе ГОУ СПО «Уральский колледж технологий и предпринимательства», где готовят ремесленников-предпринимателей по специальностям столяра, плиточника-мозаичника, маляра-дизайнера и др. Теоретико-методологические основы подготовки ремесленников-предпринимателей были разработаны в рамках Германо-Российского проекта «Поддержка ремесел путем профес-сионального образования» при участии фонда Эберхарда Шека.

Шаги по созданию в России Бизнес-школы электрика с направлением на профессионально-ремесленное обучение кадров предприняты фирмой Schneider Electric (Франция). Само название «Бизнес-школа электрика» является зарегистрированным товарным знаком, принадлежащим компании Schneider Electric. В рамках этой бизнес-школы проходит обучение по различным программам. К примеру, двухдневный курс по программе «Бизнес-школа электрика». Базовый курс состоит из следующих компонентов: знакомство с компанией Schneider Electric; основы бизнеса электрика-предпринимателя; навыки работы с заказчиком; основы проектирования; сегментация рынка электроустановочных изделий; технические особенности электроустановочных изделий серий «Этюд», «Дуэт», «Уника», «Домовой»; практическая часть. «Бизнес-школы электрика» образованы в трех крупнейших городах России — в Москве, С-Петербурге и Екатеринбурге.

Не менее значимы и востребованы разработанные компанией Schneider Electric тематические курсы, проводимые в рамках «Бизнес-школы электрика»:

  • «Оборудование Мертен»: однодневный курс, упор в котором сделан на применение электронных управляющих устройств в жилищном строительстве.
  • «Юридическая школа электрика»: двухдневный курс по юридическому сопровождению деятельности электрика-предпринимателя. В содержании учебного курса организационно-правовые аспекты частного бизнеса, процедура заключения договоров, структура саморегулируемых организаций и порядок членства в них, отмена лицензирования и переход на систему сертификации, юридическая чистота проектной документации.
  • «Основы проектирования в жилищном строительстве»: двухдневный курс, в рамках которого электрик-предприниматель знакомится с основными расчетами, требованиями нормативно-технической документации, правилами выбора оборудования и порядком оформления и сдачи проектной документации.

Организация обучения по программе бизнес-школы, ориентированной на подготовку ремесленников-предпринимателей, дело в России новое. Успех такого обучения во многом зависит от содержания образовательной программы, от интеграции знаний таких предметных областей как электротехнологии и предпринимательство. Обучение основам предпринимательства и принципам бизнес-планирования должно осуществляться на основе синергетического подхода через учебные предпринимательские проекты и на деловых играх. Профессиональная компетентность по ремесленным специальностям может быть обретена только в процессе практического обучения в мастерских оборудованных новейшим электрооборудованием и оснащенных высокотехнологичным инструментарием. В программу обучения в системе бизнес-школы необходимо включить такой предмет как «Социальная психология», в рамках которой будет изучаться вопрос организационной эффективности не только с позиции получения прибыли, но и с точки зрения социальной ответственности предпринимателя. С позиций организационной теории любой ремесленник-предприниматель рассматривается как часть единого общества, на которой лежит ответственность за развитие и процветание всего сообщества.

Таким образом, ремесленник-предприниматель — это сложное интегративное определение предпринимателя обладающего рабочей профессией с отчетливо сформированной предпринимательской культурой.

Коснемся вопроса разработки методологии, лежащей в основе подготовки педагогов профессионально-ремесленного обучения. С позиции аксиологического подхода концептуально в конткретно-педагогической методологии должны равнозначно использоваться учения прошлого (традиционного) и новаторского (инновационного). Одним из основных элементов образовательной модели подготовки педагога профессионально-ремесленного обучения является понятие педагога профессионально-ремесленного обучения. В отличие от педагога профессионального обучения в системе подготовки таких преподавателей наряду с инженерной, технологической, психолого-педагогической подготовкой должно присутствовать ремесленное обучение с получением ремесленной специальности, а также обучение основам предпринимательства и принципам бизнес-планирования. Отсюда выстраивается модель специалиста с квалификацией, профилируемой по любым отраслям производства и бытового обслуживания. Представим модель специалиста как систему основных профессиональных и общекультурных компетенций (рис. 1). Исследование и элиминация представленной модели педагога позволит нам получить новую информацию об этом объекте и изучить специфику ее компонентов.

Рис. 1. Модель педагога профессионально-ремесленного обучения.

 

Выполним анализ общих целей подготовки педагога профессионально-ремесленного обучения. В условиях централизованной, плановой экономики понятие «ремесло» трактовалось, как вид трудовой деятельности, потерявшей свое значение в индустриальную эпоху. Однако практика ряда европейских стран показала, что ремесленничество прекрасно дополняет индустриальное производство, а в Германии ремесленничество рассматривается как независи-мый сектор экономики. Причем подготовка ремесленников ведется на ремесленных предприятиях. «Подмастерье» может работать как на ремесленном предприятии, так и в индустриальном секторе экономики. Ремес-ленник с квалификацией «Мастер» имеет право организовывать собственный бизнес.

В России интерес к ремесленничеству продолжает расти. Это подтверждается разработанными региональными законами о ремесленной деятельности, а также повсеместным созданием ремесленных палат, в том числе Ремесленной Палаты России. Как уже отмечалось выше, в России встречаются случаи реорганизации образовательных учреждений, для реализации подготовки ремесленников-предпринимателей по наиболее востребованным профессиям. Поэтому следующим шагом по формированию образовательной среды является подготовка педагогов с целью удовлетворения потребностей профессионально-ремесленного образования в педагогах, обладающих не только социально-профессиональными компетенциями, но и компетенциями ремесленника-предпринимателя. Таким образом, содержание обучения определяется совокупностью компетенций, необходимых в будущем педагогу для определенной профессиональной деятельности.

Область компетенций педагога профессионально-ремесленного обучения в отличие от компетенций педагога профессионального обучения расширена за счет компетенций ремесленника и компетенций предпринимателя. Особенностью этих компетенций является то, что знание основ технологии предпринимательства не может обеспечить возможности индивидуальной трудовой деятельности, в случае отсутствия большого объема практических умений и навыков, приобретаемых в процессе производственного обучения ремесленной профессии. Более того навыки полученные в процессе ремесленного обучения является приоритетным по отношению к коммерческой составляющей.

Особую роль в проектировании содержания подготовки педагогов профессионально-ремесленного обучения играют государственные стандарты профессионального образования, которые разрабатываются в соответствии с Перечнем профессий, утвержденным правительством РФ и содержащим более 300 профессий. В Федеральном законе Российской федерации от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» органам государственной власти субъектов Российской Федера-ции дано право разрабатывать и утверждать перечни видов ремесленной деятельности. Уральской ремесленной палатой был разработан такой перечень, сегментированный по отраслевым направлениям: бытовое обслуживание населения, художественные промыслы и ремесла, местная промышленность (малые и средние ремесленные предприятия). В широком значении к ремесленному производству отнесены центры ремесел, учебные, учебно-производственные, научные, проектно-конструкторские, монтажно-нала-дочные, рекламные и иные организации и предприниматели, работающие по договорам с ремесленниками и ремесленными организациями. Именно последние из перечисленных ремесленные производства позволяют отнести к ремесленным профессиям достаточную часть (около 200) интегрированных профессий широкого профиля.

Структура и содержание федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» с присвоением квалификации «Бакалавр профессионального обучения» определяет функционально-законченные этапы профессионального образования, однако содержание образовательной программы необходимо скорректировать под конкретные виды профессионально-педагогической деятельности бакалавра. В стандарте определены следующие виды профессионально-педагогической деятельности бакалавров:

— Учебно-профессиональная;

— Научно-исследовательская;

— Образовательно-проектировочная;

— Организационно-технологическая;

— Обучение по рабочей профессии.

Указанные выше виды профессионально-педагогической деятельности по своему содержанию не отражают особенностей будущей трудовой деятель-ности бакалавров профессионально обучения ремесленного направления. Поэтому, наполняя предложенные государственным стандартом виды деятель-ности новым содержанием становиться возможным, сконструировать образо-вательную программу для подготовки необходимых нам специалистов.

Задачи профессионально-педагогической деятельности указанные в стандарте также имеют универсальный характер. Если задачей учебно-профессиональной деятельности бакалавров станет не подготовка рабочих (специалистов), а процесс подготовки ремесленников-предпринимателей, то станет ясен алгоритм наполнения содержанием учебного плана для реализации выдвинутых целей.

Проанализировав содержащиеся в государственном стандарте требования к результатам освоения образовательных программ бакалавриата, можно отметить, что к группе общекультурных компетенций можно добавить компетенции созвучные основным положениям, содержащимся в «Кодексе чести российского предпринимателя» разработанного Российским государственным торгово-экономическим университетом. В первом пункте кодекса говорится о том, что «в основе деятельности российского предпринимателя лежит свод нравственных принципов и правил хозяйствования» и что «успешная предпринимательская деятельность предполагает соединение трудолюбия с профессиональными знаниями и навыками, достижениями современных информационных, научных и промышленных технологий». В четвертом пункте кодекса говорится о культуре деловых отношений и верности данному слову. Отталкиваясь от идеи, содержащейся в представленных положениях, можно сделать вывод, что в результате освоения образовательной программы у бакалавров профессионально-ремесленного обучения должно проявиться осознанное понимание принципов нравственной хозяйственной деятельности.

Дальнейшая разработка образовательной модели подготовки педагога профессионально-ремесленного обучения и последующая организация учебного процесса позволит обеспечить и бизнес-школы и образовательные учреждения, выпускающих ремесленников-предпринимателей педагогами профессионального обучения высокой квалификации.

 

Литература:

1. Кодекс чести российского предпринимателя. РГТЭУ.

2. Постановление правительства РФ от 26 октября 2000 г. № 823 «Об утверждении перечня профессий начального профессионального образования».

3. Смирнов И.П. Теория профессионального образования // Новые пед. исслед. [Прил. к журн. «Проф. образование»]: Изд. акад. проф. образования. ─ 2006. ─ № 6. ─ С. 5─ 21. 4. Федеральный закон Российской федерации от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

 

Тельманова Елена Дмитриевнакандидат педагогических наук, доцент, ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург, Telmanova_rsvpu@mail.ru

 Федорова Светлана Владимировнакандидат технических наук, доцент, зав. кафедрой автоматизированных систем электроснабжения, директор Института электроэнергетики и информатики, ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург, fedorova@rsvpu.ru

 Кожемяко Антон ПетровичКонсультант, специалист ТРИЗ 4-го уровня, anton.kojemyako@yandex.ru

 

Статья опубликована в журнале «Среднее профессиональное образование» №1 2010г.