Рубрика «Заметки по ходу дела». Объект – предмет – признак – свойство – параметр. Атрибуты объекта.

Хотелось написать ещё одну заметку про группу понятий. Эти понятия постоянно применяются специалистами ТРИЗ. Хотелось бы в них чуть получше разобраться. Начнем с понятия вещь и явление. Вещи и явления существуют в объективной реальности и никак не зависят от наших знаний о них. Как-то один альпинист недоумевал по поводу высказывания товарища: «Почему ты говоришь, что эта пропасть хочет тебя убить? Она ничего не хочет, она просто есть». И в этом метком высказывании мы находим все, что характеризует вещь или какое-то природное явление. Они просто есть…
В общем, вещи и явления нашему мышлению недоступны. Вообще никак. Они просто есть… Однако нас с вами такое положение дел не устраивает, нам нужно понимать, как встраивать вещи и явления в свою деятельность. Тогда на сцену выходит он – объект. Объект – это уже то, что с чем мы имеем дело в своём мышлении. Стол, ноутбук, электричество в розетке с одной стороны просто есть и живут по своим законам, а с другой стороны они встроены в нашу деятельность. Эдакие киборги – естественно-искусственные структуры. Все, что про «искусственную» сторону дела – это объект. И да, чтобы лучше понимать объект, мы развиваем систему знаний о нем. Формируются предметы – физика, ТРИЗ, маркетинг, материаловедение… Через их призму мы понимаем объект. Причем не вещь и явление, а объект! Будьте внимательны… Вещи и явления в мышлении нам вообще недоступны. Доступны лишь «копии их копий» – объекты, схваченные нами через систему знаний, структурированных в виде предметов. Так устроен человек, что уж там… Как учит нас Священное Писание – «всяк человек – ложь». И если понимать суть вещей так, как здесь написано, то подобная трактовка абсолютно не обидна. Это просто фиксация данности, с коей мы имеем дело.
Итак, если вернуться к ТРИЗ, то ТРИЗ всегда оперирует объектами, данными через систему знаний. Отсюда, кстати, чёткое понимание: при решении задач по ТРИЗ в команде должен быть методолог, понимающий объект через призму своего предмета – ТРИЗ, задающего способ движения от проблемы к решению и предметные эксперты, характеризующие объект с позиции технолога, учёного-химика, мастера производства… И чем больше таких призм восприятия объекта и чем глубже фокус предметного восприятия, тем лучше.
Фокусы предметного восприятия объекта:

Немного разобрались. Теперь углубляемся в понимание объекта. А как его понимать в принципе? Как-то через влияние объекта на нашу деятельность или, наоборот, влияния деятельности на объект. Значит, чтобы понимать, нужно объект каким-то образом характеризовать. Характеризуются объекты и их части (подсистемы) через свойства. Горячий, быстрый, нудный (как этот текст). Ну надо же их как-то характеризовать! А характеристик этих — вагон и маленькая тележка. Поэтому их надо не просто характеризовать, а ещё и классифицировать.
Взять простой пример объекта – апельсин (объект апельсин, в отличие от вещи, дан нам в знаниях. Вещь характеризовать никак нельзя, можно только одёрнуть руку от горячего утюга. И всегда тупо одёргивать. А объект, данный нам в знаниях – можно и нужно характеризовать). Так вот, перед нами объект – апельсин. У него полно всяких разных свойств. И чтобы в них не запутаться, их разбивают на классы, так называемые признаки.
Типовые признаки апельсина:
- Форма,
- Вкус,
- Цвет,
- Сочность…
Признаков не так уж и много. И это удобно. В свою очередь, признаки характеризуются свойствами.
Например, признаки объекта «апельсин» и их свойства:
- Форма: шар, эллипсоид, неправильная форма…
- Объем: маленький, средний, большой, огромный…
- Вкус: кислый, кисло-сладкий, почти сладкий…
- Цвет: оранжевый, жёлтый, зеленый…
- Сочность: очень сочный, сочный, суховатый…
Так удобно. Есть структура класс — подкласс: признак — свойство. С этим разобрались. А что же такое параметр? Параметр, он же метрика, — это когда чего-то померить надо. И да, оценка в баллах — это не измерение. Надеюсь, в эту ловушку вы не попадаете. Например, сочность апельсина можно измерять в количестве жидкости на 1 кубический сантиметр. А цвет можно измерять по длине волны. Кислый вкус характеризуется показателем кислотности рН и т.д. В общем, свойства характеризуют объект качественно, а параметры — количественно.
Причем при параметризации признаков мы задаём только параметры величины – м/с (скорость), м (линейные размеры), Н/м (момент силы), рубл. (стоимость), а свойства имеют уже конкретные диапазоны величин, например, «сочный апельсин» даст около 80…100 мл сока, в то время как «сухой» – не более 40…60 мл. в зависимости от объёма.
Признаки, свойства и параметры объекта принято называть его атрибутами.
Эти несложные понятия помогут вам строить выражения максимально точно, что, как показывает практика, очень важно при выполнении проектов, в том числе, при применении ТРИЗ.
Стоит сказать, что связка объект — признак — свойство (параметр) — давно отработанная в ТРИЗ система понятий. Подробно эти понятия разобраны в работах Бачило Л.С. (НИЛИМ, Минск) и «Основы ОТСМ» Н. Хоменко. Кстати, в работе «Основы ОТСМ» сделана попытка определить объект, но, на мой взгляд, эта задача так и не была «дожата». Понятие объект определено не было. Это понятие разносторонне рассмотрено в работах Г.П. Щедровицкого. И хотя считается, что это понятие окончательно не определено до сих пор, Г.П. Щедровицкий продвинулся в этом вопросе существенно дальше.