Почему в бизнесе мы так часто «предлагаем собаке отобедать своим хвостом»? О книге Ицхака Адизеса «Управление в эпоху кризиса. Как сохранить ключевых людей и компанию».

Почему мы так часто «предлагаем собаке отобедать собственным хвостом»? О книге Ицхака Адизеса «Управление в эпоху кризиса. Как сохранить ключевых людей и компанию».

Книга помогает разобраться на что обратить внимание при управлении организацией с учетом ускоряющихся изменений, как бороться с дезинтеграцией и почему начинать с увольнения специалистов  примерно то же самое, что предложить собаке пообедать собственным хвостом.

У вас бывало такое – работаешь над проектом или решаешь задачу, а тут бац – и подсказка, как бы ниоткуда? Как будто мир сам подкидывает тебе направления следования в нужный момент. По крайнем мере, мое знакомство с этой книгой состоялось именно таким образом.

Во-первых, мы недавно закончили аудит коммерческого департамента в одной компании и перешли к другому проекту. В коротких промежутках между проектами мы выделяем время на проведение ретроспективы и внесению корректировок в наши алгоритмы взаимодействия с компанией заказчика. Цикл PDCA не просто так придумали, вот мы и пользуемся этим принципом, запуская петлю постоянного совершенствования своих наработок между проектами (act). Наиболее трудоемким процессом для нас всегда был процесс изучения структуры. Неспроста эта подсистема выделена Адизесом в одну из четырех системообразующих компонентов, главных подсистем, организации – рассогласованность целей организации (см. развитие организации по S-образной кривой, описанное И. Адизесом в его книге «Как преодолеть кризисы менеджмента»), системы вознаграждения и ответственности (это две другие важнейшие подсистемы по И. Адизесу)  и ее структуры приводит к плачевным последствиям. Однако оценка структуры и ее связь с названными выше подсистемами, всегда была для нас трудоемким процессом. А здесь возникает требование сократить аудит вдвое по времени без потери качества. И что прикажете делать? Работать сверхурочно – не вариант. А тут как нельзя к стати попадается на глаза эта работа. И что оказалось?

Оказалось, что наш метод последовательного приближения в изучении структуры можно многократно упростить, применив анализ по S-кривой подсистем организационной структуры. Где MPV – сопротивление изменениям (величина, обратная скорости внедрения изменений). На стыке подсистем определяются вредные и полезные функции, влияющие на этот параметр. Да и само положение подсистемы на S-кривой говорит о многом. Как просто… И все это благодаря книге И. Адизеса «Управление в эпоху кризиса».

Но  и это еще не все. Как раз мы решали необычный кейс «как конкурента превратить в клиента», для чего применили функциональный анализ (и с какого перепугу мы взялись решать данный кейс именно с помощью ФА? Сам не знаю…Хотя получилось интересно). Так вот, ФА всегда начинается с определения подсистем. И здесь рекомендации Адизеса оказались как нельзя к стати. Достаточно пользы всего лишь на 120 страницах. неплохая выжимка. Впрочем, такой объем понятен – данная книга представляет собой отредактированную версию мастер-класса, проведенного Адизесом в РАНХ и ГС в 2008 году.

Чем книга оказалась полезной нам, я уже сказал. А вообще, зачем ее читать? Чтобы понять, на что обратить внимание при управлении организацией с учетом ускоряющихся изменений, как бороться с дезинтеграцией и почему начинать с увольнения специалистов  примерно то же самое, что предложить собаке пообедать собственным хвостом.

Кому читать? Руководителям всех уровней, в первую очередь – ТОР-менеджменту. Книга дает системный взгляд на вопросы управления.

В завершение очень хочу привести цитату из книги: «глобализация придает нашим проблемам системный характер, а системные проблемы требуют системных решений, для которых необходимы лидеры и консультанты, применяющие системный подход». Задумайтесь об этом как следует. Немного о том, что такое системный подход.

О книге Ицхака Адизеса «Управление в эпоху кризиса» на сайте издательства.

 

© Антон Кожемяко.