Что такое СМД-подход?
СМД-подход (системно-мыследеятельностный подход) разработан в Московском методологическом кружке (ММК) под руководством Георгия Петровича Щедровицкого. Начало работы кружка отсчитывается от 1954 года.
СМД-подход направлен на анализ, теоретическую разработку и практическую организацию сложных форм действия, деятельности, мышления и коммуникации в различных сферах, таких как управление, образование, проектирование и др.

Основные идеи СМД-подхода:
1. Мыследеятельность как центральная категория. Мышление как деятельность.
Акцент на изучении и организации деятельности, включая её структуру, процессы и результаты.
Противопоставление деятельностного подхода натуралистическому. Работа в рамках деятельностного подхода регулируется содержательной логикой. Содержательная логика позволяет правильно и безошибочно работать с «вашей» ситуацией, с ситуацией постановки и решения ваших задач (а не «задач вообще», как это принято в формальной логике).
Мыследеятельность содержит в себе работу не только со знаниями, порожденным уже состоявшимся опытом, но порождение новых знаний. В рамках мыследеятельности становится отчетливо понятным процесс возникновения нового знания, в том числе, нового знания в рамках компании. При употреблении СМД-подхода возникновение нового знания управляемо.
2. Системность.
Рассмотрение деятельности и мышления как системы, где элементы взаимосвязаны и влияют друг на друга. Системный подход в версии СМД методологии работает не только со структурами (включающими в себя целое, элементы, связи) но и с разного уровня сложности организованностями и меняющими их процессами.
3. Мышление как деятельность.
Рассматривается мышление управленца как деятельность, такое рассмотрение включает в себя процессы целеполагания, управление ими, процессы рефлексии и принятия решений в сложных комплексных ситуациях, в том числе, ситуациях с неполной информированностью (ситуациях неопределенности).
4. Рефлексия.
Важность анализа и осмысления собственной деятельности для управления развитием деятельности. Рефлексия как имитация перехода из одной позиции в деятельности в другую.
5. Работа в команде.
Подчеркивание роли коммуникации и совместной деятельности в достижении целей.
СМД-подход применяется в управлении, образовании, проектировании и других областях, где требуется анализ и организация сложных процессов. Он также используется для разработки подходов и инструментов, помогающих эффективно решать задачи.
СМД-подход используется в различных сферах:
1. Управление и консалтинг.
— Организационное развитие. СМД-подход применяется для анализа и проектирования сложных организационных систем, особенно в ситуациях с неопределенностью, вплоть до катастроф, где особенно требуется системное мышление, способность к критике и разумной прагматике, а также рефлексия.
— Консалтинговые компании. Консультанты и методологи используют элементы СМД-подхода для работы с бизнес-процессами, стратегическим планированием и управлением изменениями (управлением развитием).
2. Образование.
— Педагогика и методика обучения. В образовательных программах, особенно в сфере дополнительного профессионального образования, образования для взрослых.
СМД-подход используется не только для разработки методов обучения, ориентированных на развитие мышления и рефлексии, но и в проектировании программ образования для управленцев, с его помощью создаются игровые модели и имитации, в рамках которых участники получают практический опыт оперирования фреймворками технологий мышления в версии СМД -подхода.
3. Проектирование и инженерия.
— Системное проектирование. В инженерных и проектных организациях СМД-подход может использоваться для анализа сложных систем и процессов, особенно в условиях неопределённости. СМД подход включает в управление системами человека, который в рамках других типов системных подходов нарушает любой заданный порядок, а СМД подход умеет учитывать цели разных, включенных в систему деятельности, акторов.
— Инновации: при разработке новых продуктов и технологий, где требуется междисциплинарный подход и системное мышление.
4. Научные исследования.
— Методология науки. Исследователи, занимающиеся методологией науки, могут использовать СМД-подход для анализа научной деятельности и организации исследовательских процессов.
— Социальные и гуманитарные науки. В социологии, психологии, семиотике, лингвистике и других науках, где важно понимание сложных систем и процессов.
5. ИТ и цифровые технологии.
— Разработка сложных систем. В сфере информационных технологий, особенно при создании сложных программных продуктов и систем, СМД-подход может быть полезен для организации процессов и управления проектами.
Изучить и начать применять принципы СМД-подхода в своей сфере деятельности можно пройдя наши воркшопы и тренинги , либо с помощью эксперта построить стратегию развития своей компании в рамках организационно-деятельностной игры (ОДИ). Чтобы вы могли понять, насколько подойдет вам предлагаемый подход для формирования стратегии компании, заполните анкету и мы свяжемся с вами для обсуждения деталей программы углублённого стратегирования и проведём встречу для определения ваших целей.