Программа проектно-аналитических сессий по построению стратегии (Страт ПАС) с  применением технологий ТРИЗ и СМД подходов

Сегодня, из-за усилившейся турбулентности мировой экономики, неопределенности политической обстановки, волатильности рынков стало исключительно трудно просчитать, спрогнозировать не только рыночные тренды, но и перспективы собственного бизнеса, стало все труднее видеть новые горизонты развития своей компании, своего продукта. Бизнесу не просто необходимо обрести понимание, как быстро реагировать на стремительно меняющиеся условия, находить новые подходы, развороты развития своего бизнеса, но и удерживать устойчивость, обрести антихрупкость в турбулентном мире. Задача невероятного уровня сложности! Недостаточно научиться выживать, необходимо устойчиво развиваться в условиях высокой неопределенности. Времена стабильности, к сожалению, прошли. Единственное, что сегодня стабильно — это постоянная изменчивость внешней среды.

Эксперты Бизнес-ассоциации ТРИЗ разработали принципиально новый подход к проектированию стратегии компании с использованием системных методологий, позволяющий в результате проведения Программы проектно-аналитических сессий по построению стратегии (Страт ПАС) получить два основных продукта:

  • Результат 1. Разработана подробная Карта задач и проектов компании на год вперед. Проекты и задачи в составе Карты получены не в результате мозгового штурма и дискуссии, как это происходит обычно на стратегических сессиях, а в результате устранения противоречий как внутри системы, так и на стыке система / внешняя среда. Карта задач и проектов — это ближнесрочная стратегическая программа, рассчитанная приблизительно на 1 год.
  • Результат 2. Разработана карта стратегических тем с методологическими рекомендациями по развертыванию каждой темы, с учетом специфики компании, которые рекомендуется “прокачивать”  в компании для обеспечения устойчивого развития. Карта тем — это среднесрочная стратегия, рассчитанная приблизительно на 3 года. В отличие от Карты задач и проектов, Карта стратегических тем задает гибкие векторы, стратегические ориентиры, являющиеся приоритетными с точки зрения антихрупкого положения компании в условиях турбулентной среды.

Результат и верхнеуровнево, процесс работы на Страт ПАС можно представить в виде схемы:

В этом продукте для производства смыслов, создающих основу стратегии, впервые в мире по-настоящему развернут микс технологий мышления Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) с подходами технологий действия и элементами мышления в версии Системо Мыследеятельностной методологии (СМД). Для стяжки смыслов, полученных в результате работы команды с применением системных методологий СМД и ТРИЗ, нами используется современный метод, разработанный  компанией Byndyusoft для задач стратегирования — Карта Гипотез. 

Почему мы обратились к СМД-методологии? Средства технологий мышления в версии СМД подхода преодолевают привычки повседневного мышления и автоматизмов действия, позволяют не просто декомпозировать ситуации и опыт экспертов и ТОП-менеджеров компании, но создавать из них ресурс развития компании и самих участников сессии стратегирования. СМД подход имеет мощную теорию в своем основании, отработанную в течение многих десятков лет, в том числе, для разработки стратегического видения крупных корпораций и государственных структур.

Ничто так не влияет на точное действие и успешную практику, как наличие хорошей, проверенной, теории в своей основе (вспомните Насима Талеба и те подходы и решения, которые он причислял к антихрупким). Способность СМД подхода работать технически и технологически с развитием, обладание фреймворками и схемами с логико-нормативными предписаниями нового действия, ориентированного на развитие, с одной стороны, а с другой стороны, владение схемами, удерживающими естественные эволюционные процессы бизнеса, бережное отношение к нормативным установкам и традициям компании — все это позволяет выявить ресурсы для движения компании к новым горизонтам, создавать стратегию, которую иные техники и технологии не способны проявить.

Почему мы обратились к ТРИЗ? Детализацию задач на карте задач и проектов мы создаем инструментами бизнес-ТРИЗ. Бизнес-ТРИЗ позволяет расшивать стратегические траектории до детализированного перечня преобразований, причем, что невероятно важно, ТРИЗ это делает нелинейно: в ходе работы вычисляются и декомпозируются разрывы и неоптимальности с последующим их преодолением так, что ухудшений на других участках бизнес-системы не возникает или они незначительны. Данный результат достигается с помощью механик ТРИЗ, позволяющих выявлять, моделировать и устранять противоречия в бизнес-системах.

Кому это нужно?

В первую очередь, это нужно крупным компаниям и корпорациям. Для крупного бизнеса оправдано столь мощное и трудоемкое стратегирование, позволяющее получить как детализированный перечень мероприятий, которые следует выполнить на ближнем горизонте стратегии, так и гибкую программу, ориентированную на среднесрочную перспективу. И важно сделать это одновременно и точно! Ведь цена ошибки очень высока и компания, формирующая стратегию, должна действовать используя проверенные подходы и технологии, позволяющие минимизировать риски. Заказчиками сессии стратегирования является команда ТОП-менеджеров, а также руководители предприятий и филиалов крупных компаний. 

Подобное стратегирование будет также незаменимо для высокотехнологичного и/или инновационного среднего бизнеса.

Подробнее о результатах Страт ПАС 

Основными результатами и продуктами проведения сессии углубленного стратегирования является:

  • Детализированная программа (Карта) задач и проектов и мероприятий по их решению на ближайший стратегический горизонт — 1 год.
  • Гибкая программа развития (карта стратегических тем), которые следует “прокачивать” компании на среднесрочную перспективу — 3 года.
  • Важно отметить, что при выполнении стратегирования подходами, разработанными БАТРИЗ, компания получает и результаты второго порядка (сверхэффекты):  у участников Страт ПАС возникает общее видение контура компании, четкое понимание ведущими специалистами своей позиции, возникает видение не только узкого сегмента своих собственных задач, но и понимание горизонтов развития компании в целом. Кроме того, участники Страт ПАС невольно получают навыки тонкого различения смыслов и навыки работы с противоречиями, причем в ходе сложной мыслительной работы в ситуациях компании… Помимо разработки стратегии развития компании, участники получают навыки, которые в обычных условиях требуют длительного времени на освоение. Все дело в уникальных условиях, которые создаются ведущими в процессе стратегирования.

Дополнительные цели и результаты (сверхэффекты) от проведенной работы, подробнее:

  • Определение формообразующих процессов компании в исследуемой ситуации для последующей фокусировке на главном.
  • Создание организационных условий для выхода ключевых сотрудников на позиции, позволяющие компании продуктивно продвигаться вперед.
  • Построение системно-структурной картины будущего. Недостаточно просто видеть цель будущего, необходимо зафиксировать структуру, в которой возможно достижение поставленной цели.
  • Практика осознанного выхода в пространство мышления и отнесения результата мышления к деятельности компании, что позволит компании в дальнейшем более осознанно создавать и фиксировать новые смыслы, а также относить их к своей деятельности.
  • Организация пространства мышления и действия и практики употребления методологических схем и инструментов ТРИЗ, а также Карты Гипотез, влекут за собой мощный образовательный эффект. Помимо собственно построения стратегии, команда осваивает и новые инструменты и подходы.

Программа и длительность Страт ПАС 

Часть 1. Работа до проведения Страт ПАС:

  1. Заполнение опросника участниками сессии. 
  2. Подготовка участниками сессии презентации по своей деятельности в компании.

Часть 2. Командная работа на Страт ПАС:

  1. Вступительное слово.
  2. Понятие позиции. Понятие управления. Конституирование позиции управляющего развитием.
  3. Понятие шага развития. Предмет и объект. 
  4. Конституирование ценностей компании.
  5. Работа с презентациями участников, которые участники Страт ПАС подготовили заранее (см. часть 1).
  6. Тренды внешней среды.
  7. Иерархия целей и определение балансирующих показателей.
  8. Определение формообразующих процессов и механик. Начало работы по схеме системы 2-го рода.
  9. Построение позиционной карты. Определение разрывов и неоптимальностей с фиксацией на позиционной карте. Переход к Карте Гипотез.
  10. Понятие акта деятельности. Разбираемся с деятельностью и функционированием.
  11. Формирование гипотез в абстрактных понятиях на Карте Гипотез.
  12. Определение предварительных задач и фиксация их на Карте Гипотез.
  13. Предварительная тематическая сборка.
  14. Ревизия целей.
  15. Ресурсный анализ.
  16. Выявление противоречий. Заполнение матрицы противоречий.
  17. Устранение противоречий средствами бизнес-ТРИЗ.
  18. Заполнение Карты задач и проектов.
  19. Заполнение Карты стратегических тем.
  20. Подведение итогов. Фиксация договоренностей.

Часть 3. Подготовка аналитического отчета:

  1. Эксперты БАТРИЗ готовят аналитический отчет, содержащий Карту стратегических тем, Позиционную карту, Карту задач и проектов и Карту гипотез, а также основные выводы.
  2. Команда и заказчик стратегической сессии изучают аналитический отчет, после чего назначается встреча для финального обсуждения результатов Страт ПАС.

Проведение проектно-аналитических сессий по построению стратегии проводится за 5 полных дней активной работы. Работа разбита на этапы, графики проведения всех очных этапов сессии стратегирования обсуждаются индивидуально с заказчиком.

По результатам проведения стратегической сессии мы рекомендуем трекинг внедрения системы преобразований, разработанных на сессии. Услуги трекинга оговариваются и оплачиваются отдельно.

Кому предложенный подход точно не подойдет

Прочитайте внимательно этот раздел и примите осознанное решение — подойдет ли вам указанный подход к стратегированию?

Разработанная нами программа Страт ПАС предполагает глубокую, вдумчивую работу команды участников. Работа будет крайне непростой, порой непривычной, придется как следует напрячься. Производить новые смыслы, устранять противоречия, собирать программу преобразования на ближнесрочную перспективу и упаковывать произведенные смыслы в гибкую карту тем, рассчитанную на среднесрочную перспективу — это серьезный труд. Работа, прямо скажем, нетривиальная.

Безусловно, эксперты БАТРИЗ создадут все необходимые условия для успешного продвижения команды к цели. Но работать придется много и будет нелегко!

Чтобы мы могли точно определить, насколько подойдет вам предлагаемый подход, заполните анкету и мы свяжемся с вами для обсуждения деталей.

Стоимость Страт ПАС

Стоимость пятидневной сессии стратегирования со всей сопутствующей аналитической работой: 2 млн. рублей. 
В стоимость не входит аренда зала и райдер ведущих. 
Организационные моменты оговариваются отдельно.

Чтобы вы могли понять, насколько подойдет вам предлагаемый подход, заполните анкету и мы свяжемся с вами для обсуждения деталей.

Прочитайте статью Антона Кожемяко “Почему лидеры рынка выбирают стратегические сессии от Бизнес-ассоциации ТРИЗ?”

Задайте нам вопрос:

Нажимая кнопку "Отправить", я подтверждаю, что ознакомлен/-а с Политикой конфиденциальности и даю согласие на получение информационных материалов.

© Антон Кожемяко.