Пример комментариев эксперта по Онлайн-курсу “Бизнес-ТРИЗ, уровень 1

Эксперты Бизнес-ассоциации ТРИЗ дают максимально развернутые комментарии, причем эти комментарии рассматриваются нами как предложение к дискуссии, в которую нередко вступают участники наших курсов. В результате подобных дискуссий и формируется понимание, как максимально эффективно применять инструменты ТРИЗ к практическим задачам.

Примеры комментариев эксперта Бизнес-ассоциации ТРИЗ:

Пример №1

Рустам, добрый день.
Предлагаю попробовать еще раз.
На что рекомендую обратить внимание:

1. Задачи по системному оператору.
В лекции дается 3 варианта постановки задач через СО:

  • Анализ ПС
  • Анализ системы из прошлого
  • Переход у системе из будущего

Ваша задача в общем виде выглядит примерно так: 
Как сделать так, чтобы вместо текущей системы была новая? Это близко к задачам по переходу к системе из будущего, однако очень в общем виде. Где конкретика? Не забывайте, что СО это аналитический инструмент, который используется для анализа и постановки частных задач. А у вас только одна задача в общем виде.
Посмотрите варианты постановки задач через СО в лекции и поставьте задачи по всем трем вариантам.

2. АП.
В целом все отлично, кроме одной формулировки ограничения.
«Не допускается установка камер, не помогает, так как воры маскируют свое лицо».
Если у нас есть причины, по которым мы не хотим или не можем устанавливать камеры — тогда это будет ограничением.
А если мы знаем, что данное решение имеет недостатки и не решает задачу, но запрета на установку камер у нас нет, то это не будет являться ограничением. Это всего лишь решение, которое не сработало в той редакции, в которой было использовано и ограничением это не является.


Пример №2

Андрей, добрый день.
Предлагаю попробовать еще раз.
На что рекомендую обратить внимание:

1. Анализ ТП.
Вот ваша задача по одному из ТП:
«Ветка 1. Как сделать так, чтобы отдел продаж был большой и количество обрабатываемых партнеров выросло, но при этом расходы на ФОТ отдела продаж не увеличивались.»
Если выделить в этой задаче структуру, то получится следующее:
«Как сделать так, чтобы система была в состоянии 1 и выполнялось свойство 1, но при этом выполнялось свойство 2.»
Вообще, если вы говорите, что система находится в состоянии 1, то НЕ НУЖНО дополнительно прописывать, что будет выполняться свойство, которое в этом состоянии улучшается.
Это итак видно из ТП. Достаточно обозначить выбранное состояние системы.
НО есть здесь и более важный момент.
После выделения новых сущностей необходимо перенести новые сущности на противоположное состояние системы.
Посмотрите на примеры в лекции.
Сейчас не понятно зачем вы вообще выделяете новые сущности, если дальше их не используете.
Еще раз:
Вы выделили новые сущности для одного из состояний системы и свойства, которое в нем выполняется (улучшается).
А затем переносите на противоположное состояние системы эти сущности (вместо самого свойства).
Получается, что во втором состоянии системы второе свойство будет итак выполняться, а вместо первого вы переносите новые сущности.
Вот так это работает.

Андрей, вы успешно скорректировали применение приемов и матрицы — отличная работа. Осталось скорректировать применение анализа ТП.
Успехов в доработке ДЗ!


Пример № 3

Скан примера с комментарием эксперта

Пример №4

Алла, добрый день.
Предлагаю попробовать еще раз.
На что рекомендую обратить внимание:

1. АП.
Вы решили убрать несколько АП и оставить одно — ваше право.
Хотя ваш подход с несколькими задачами отлично помог бы вам закрепить формулировку АП.
В данной формулировке вы уже внесли большинство рекомендаций.
Что осталось?

2. ПС и НС.
«НС: руководитель, лицо, отвечающее за найм персонала, партнеры, другие детские учреждения.»
«ПС: преподаватели, дети, родители, система оплаты труда, система взаимодействия между преподавателями и руководителем, корпоративная культура в организации.»
Вы описали множество компонентов — это отлично. Теперь нужно их корректно распределить и отделить ПС и НС.
ПС — это компоненты, из которых состоит ваша система.
Список НС — это те компоненты, которые не входят в вашу систему и при этом взаимодействуют с ней или являются важными в контексте поставленной задачи.
И ПС, и НС должны являться материальными объектами. Даже такой компонент как «отдел» мы можем рассмотреть в виде группы сотрудников. 
Вот 2 момента, которые следует скорректировать в текущей формулировке АП:

1. «Материальность» ПС и НС.
Обращаю внимание на элементы: 
«Корпоративная культура в организации» — точно нет, если только это не документ, который так и называется.
«Система взаимодействия между преподавателями и руководителем» — также не понятно что здесь имеется в виду. Что это за объект или группа объектов ?

2. Что является системой?
В составе НС у вас элементы компании, такие как: «руководитель и лицо, отвечающее за найм персонала.»
При этом в ПС, почти внешние для компании элементы, которые практически гарантированно не войдут в состав системы: «дети, родители.»
Возникает вопрос: что у вас является системой?
Добавьте к списку НС и ПС формулировку самой системы в виде:

«Система: ……»
И запишите что вы принимаете за систему в вашей задаче.
После этого, либо вы еще раз убедитесь в том, что корректно расставили ПС и НС, либо скорректируете их, исходя из понимания того, что у вас в задаче является системой и где находятся ее границы.

Алла, вы отлично доработали КВП и скорректировали системный оператор.
Осталось внести совсем небольшие, но важные корректировки в АП.
Успехов в доработке ДЗ!


Пример № 5

Скан примера с комментарием эксперта