Почему креативность – это значительное конкурентное преимущество на рынке труда?
Служба исследований hh.ru проводила опрос работодателей, чтобы выяснить, какие навыки они считают наиболее важными в соискателях и как часто они на самом деле встречаются у кандидатов на собеседованиях. Перечень предлагаемых к оценке навыков был составлен на основе прогноза востребованных навыков в 2020 году, подготовленного экспертами Международного экономического форума в Давосе в 2008 году. Навыку креативности российские работодатели присвоили средний балл 6 (из 10 возможных). Причем оценку того, насколько реально навык креативности встречается у соискателей, работодатели поставили 2,4 (из 5) и он оказался на 9-м месте из 10.
Всего, по данным hh.ru, в 2020 году требование навыка креативности встречалось в 97 тысячах вакансий на сайте, в 2021 году — в 160 тысячах, за неполный 2022 год — в 106 тысячах вакансий. Таким образом, можно сделать вывод, что спрос на креативность в России действительно растёт. При этом руководитель службы исследований hh.ru Мария Игнатова уточняет: это не самый востребованный навык на рынке.
Безусловно, сама по себе креативность ничего не решает. Нужны “твердые” профессиональные компетенции. Однако, если претендент таковыми обладает в достаточной для работодателя степени, то креативность становится весомым плюсом, чтобы работодатель принял решение в пользу кандидата, владеющего этой компетенцией. Обратите внимание, какой дефицит креативности, по мнению работодателей, сложился на сегодняшнем рынке труда: согласно требованиям работодателей, креативность в России получила балл “6” из 10 возможных — твердая середина, при этом степень соответствия этому критерию у претендентов на вакансию в России находится на недопустимо низком уровне: 9-я позиция из 10 возможных… Это печаль.
Хотя, посмотрите на эту ситуацию с другой стороны: это же прекрасная возможность! Креативность можно развить, если изучать специальные методы решения креативных задач и через применение этих методов к практическим задачам растить в себе этот навык.
Иногда мы слышим вопрос: зачем вообще изучать методы интуитивного поиска? И вообще: что методы креативного решения задач дадут мне на практике? Ответ очевиден: техники креативного мышления — это ресурс, позволяющий выиграть в конкурентной гонке за желаемое рабочее место, и это ресурс, позволяющий быстрее двигать бизнес предпринимателям (иначе зачем работодатели выдвигают такие требования к соискателям?)
Ну а если точнее, то владение техниками креативного решения задач позволяет:
1. Правильно формулировать задачи. Правильная формулировка задачи дает 70% ее решения. На самом деле, большинство нерешенных задач — следствие их неправильной постановки и неумения сформировать граничные условия. Мы обязательно с Вами поговорим о том, как формулируются задачи.
2. Резко увеличить качество своих решений и сократить время на их генерацию. У Вас более не будет дефицита идей! Об этом можно говорить очень много.
3. Научиться объединять знания специалистов в различных областях знаний путем совместной генерации решений, с помощью несложных методов генерации идей.
4. Не позволять себя обмануть, когда какую-то технологию необъективно расхваливают, рассматривая его только с одной стороны, или ругают, не замечая его положительных сторон. Оценка объекта с неожиданной стороны — это то, что Вам дают методы креативного поиска.
5. Научиться заглядывать в будущее. Для этого стоит научиться, с одной стороны, преодолевать шаблонное мышление, а с другой – моделировать будущее.
6. Развить системное мышление. Теперь, благодаря полученному инструментарию, Вы с течением времени сможете сформировать организованное особым образом мышление — это мышление, не скованное привычными шаблонами. В результате Вы сможете находить классные решения быстрее конкурентов вместо того, чтобы жаловаться на отсутствие ресурсов и полномочий, оправдывая собственное бессилие.
В конце концов, быть креативным человеком — это просто здорово и для самого человека, и для его окружения. С таким человеком всегда интересно общаться.
Владение техниками креативного мышления помогает нестандартно Думать и быстро Действовать. Думай и Действуй!
Ⓒ Антон Кожемяко.
Исследование рынка труда, использованного в статье, проведено специалистами журнала “Мастера”.