Курс изучения ТРИЗ

Обучение ТРИЗ

Коротко о курсе и принципах его построения. 

Цель курса:

  • Обучение участников знаниям по инструментам ТРИЗ, достаточные для решения реальных практических задач управления и производства;
  • Практика решения задач в рамках курса осуществляется на базе реальных задач участников, с защитой проекта каждым участником по окончанию обучения;
  • Полученные решения задач могут встать в основу инновационных изменений и рационализаторских предложений, реализация которых принесет экономический эффект для предприятия.

Основные задачи курса:

  1. Дать знания по основным инструментам и подходам ТРИЗ, которые необходимы для формирования навыка самостоятельного практического решения задач;
  2. Сформировать навык решения практических задач инструментами ТРИЗ исходя из направления деятельности каждого участника;
  3. Создать условия для развития изобретательского стиля мышления и управляемого воображения. Дать возможность управлять творческим процессом, т.е. не гадать, как лучше сделать, а иметь технологию работы в каждом направлении деятельности;
  4. Поставить процесс формирования инновационных предложений и изменений на регулярную предсказуемую основу.

Записаться на курс ТРИЗ в очном формате в Челябинске.

Записаться на курс ТРИЗ в очном формате в Екатеринбурге.

Что такое ТРИЗ?

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) — область знаний, исследующая механизмы развития систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач. Цель ТРИЗ: выявление и использование законов, закономерностей и тенденций развития систем и применение этих закономерностей для поиска эффективных решений в самых различных областях деятельности: техника и технологии, наука, политика и др.

Изначально ТРИЗ создавалась как область знаний, исследующая исключительно технические системы, но постепенно стало понятно, что любые системы существуют и развиваются по таким же законам. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) постепенно преобразуется в ОТСМ (общая теория сильного мышления), позволяя решать задачи в любых областях человеческой деятельности.

Автор и создатель ТРИЗ — Генрих Саулович Альтшуллер.

Перечень основных разделов программы:

Основной принцип изложения материала: от простого к сложному и интеграция трёх

групп материалов: ТРИЗ, СМД-методологии и ТОС (теории ограничения систем).

На каждом занятии лекция сочетается с практическими заданиями. Между занятиями участники обучения выполняют домашние задания. Домашние задания направлены на применение инструментов ТРИЗ к практическим задачам участников. Каждое занятие начинается с разбора домашних заданий и ответов на вопросы участников.

Программа обучения составлена исходя из того, что ТРИЗ можно обучиться исключительно на практической деятельности. Поэтому занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 3 часов, между занятиями участники выполняют проект в области своей деятельности, применяя к нему инструменты, полученные на предыдущем занятии. Каждый урок начинается с разбора проектов двух участников, по которым дается развернутая обратная связь с рефлексией интересного опыта и опыта ошибок, в особенности типовых.
Кроме того, на каждом занятии успеваем потренироваться на учебных задачках (в подгруппах) и уделить внимание РТВ (развитию творческого воображения).

Всего в программу входит 12 уроков, 13-е занятие отводится для защиты проектов участников. 

Курс проходит в очном формате в Челябинске и Екатеринбурге.  Если вы хотите пройти полный курс ТРИЗ, но не имеете возможности обучаться в Челябинске и Екатеринбурге, то можете зарегистрироваться на курс ТРИЗ в формате онлайн. Данный формат предполагает просмотр видеолекций, ответы на вопросы и разбор домашних заданий в формате вебинаров, в конце обучения предусмотрена on-line защита выпускного проекта.

Записаться на курс ТРИЗ в очном формате в Челябинске.

Записаться на курс ТРИЗ в очном формате в Екатеринбурге.

Программа обучения на курсе ТРИЗ:

Занятие 1. Введение в ТРИЗ. Методы интуитивного поиска.

    • Задачи современного мира. Возможности, угрозы, вызовы.
    • Что такое технологизация мышления управленца и проектировщика?
    • Что такое творчество? Что такое творческие задачи откуда они возникают? Нужны ли методы решения творческих задач в менеджменте?
    • Классификация методов решения креативных задач.
    • Краткая история ТРИЗ.
    • Стратегии интуитивного поиска. Примеры.
    • Мозговой штурм. Метод контрольных вопросов, SCAMPER.
    • Классификация найденных идей и их последующий анализ.
    • Метод контрольных вопросов.
    • “Цветок лотоса”, метод SIL и другие методы интуитивного ненаправленного поиска.
    • Метод фокальных объектов.
  • Домашнее задание.

Занятие 2. Методы системного ненаправленного поиска.

    • Понятие минимальной функционирующей системы (МФС)
    • Схематизация изобретательской ситуации как основа представления организационно-управленческих задач по Г.П. Щедровицкому.
    • Основные понятия систем, важных для схематизации изобретательской ситуации при решении организационно-управленческих задач.
    • Постановка частных задач с использованием схематизации.
    • Методы системного ненаправленного поиска.
    • Морфологический анализ.
    • Метод тотального синтеза.
  • Домашнее задание.

Занятие 3. Фундаментальные понятия  ТРИЗ. Техническое противоречие.

    • Функции. Виды функций.
    • Главная  полезная функция.
    • Рабочий орган, трансмиссия, двигатель и орган управления.
    • Инструмент и изделие.
    • Где искать противоречия? Основные источники их появления.
    • Технические противоречия (ТП).
    • “Сползание” противоречия.
    • Первый способ разрешения ТП: анализ технического противоречия с использованием наработок И. Голдратта (теория ограничений систем).
  • Домашнее задание.

Занятие 4. Фундаментальные понятия  ТРИЗ. Идеальный конечный результат и ресурсы.

    • Понятие эффективности и идеальности.
    • Идеальный конечный результат  (оператор ИКР).
    • Оперативная зона.
    • Особенности выделения оперативной зоны в организационно-управленческих задачах.
    • Ресурсы — понятие и классификация.
    • Формулировка ИКР1, ИКР2 и ИКР3.
    • Выбор ресурсов оперативной зоны и за ее пределами.
  • Домашнее задание.

Занятие 5. Инструменты первичной обработки задачи: анализ по S-кривой и причинно-следственный анализ.

    • Понятие MPV.
    • Анализ по S-образной кривой.
    • Диалектическое развитие по спирали с позиции концепции S-образной кривой.
    • Перенос свойств.
    • Причинно-следственный  анализ (ПСА).
    • Причинно-следственные цепочки (ПСЦ) изнутри-наружу  и снаружи-вовнутрь.
    • ПСЦ от целевых нежелательных эффектов (НЭ) и ПСЦ по предварительно выявленным НЭ.
    • Целевые, промежуточные и ключевые задачи.
    • Оператор отрицания и его применение для постановки задач при проведении ПСА.
  • Домашнее задание.

Занятие 6. Инструменты первичной обработки задачи: сравнительный анализ (бенч-маркинг) и перенос свойств. Приемы разрешения ТП.

    • Возврат к схеме изобретательской ситуации и MPV-анализ.
    • Рыночные ограничения параметров MPV/FP.
    • Бенч-маркинг в версии ТРИЗ.
    • Выделение принципа действия конкурирующей системы и перенос свойств.
    • Совместное применение бенч-маркинга и S-образной кривой.
    • Информационный фонд ТРИЗ.
    • Матрица Альтшуллера.
    • Матрица Дарелла Мана.
    • Приемы разрешения технических противоречий и ограничения по их применению.
  • Домашнее задание.

Занятие 7. Инструменты первичной обработки задачи: анализ потоков и системный оператор.

    • Основные виды анализа процессов.
    • Описание бизнес-процессов.
    • Анализ потоков.
    • Типовые дефекты (НЭ) потоков.
    • Приемы повышения эффективности полезных потоков и снижения негативного влияния вредных потоков.
    • Системный оператор и его применение.
    • Изучение систем с помощью системного оператора.
    • Пример использования системного оператора для решения организационно-управленческой задачи.
  • Домашнее задание.

Занятие 8. Проникновение вглубь конфликта: физические противоречия. И снова о методах интуитивного поиска: синектика.

    • Физические противоречия (ФП).
    • ФП на микроуровне.
    • Методы разрешения физических противоречий — общие правила.
    • Определение способа разрешения физических противоречий по Г.И. Иванову и Н.Н. Хоменко.
    • Работа с мыслительными образами: синектика.
    • Анализ мыслительных образов через 4 вида аналогий.
    • Усовершенствование личностной аналогии Г.С. Альтшуллером: метод маленьких человечков (ММЧ).
    • Шаг назад от ИКР. Почему иногда срабатывает?
  • Домашнее задание.

Занятие 9. Инструменты первичной обработки задачи: функциональный анализ и свертывание систем.

    • Виды функций и степень проявления функций.
    • Функциональный анализ и его компоненты: компонентный анализ, структурный анализ, ранжирование функций и функциональное моделирование.
    • Совместное применение функционального и причинно-следственного анализа.
    • Функциональное моделирование.
    • Функционально-идеальное свертывание
    • Правила свертывания.
    • Тримминг.
    • Расчет тримминг-фактора.
  • Домашнее задание.

Занятие 10. Инструменты первичной обработки задачи: метод пересекающихся тенденций. Самый мощный решательный механизм ТРИЗ: алгоритм решения изобретательских задач.

    • Метод пересекающихся тенденций.
    • Переход к ФП в будущем.
    • Алгоритмы решения изобретательских задач (АРИЗы).
    • Ранние алгоритмы: АРИЗ-56 и АРИЗ-71
    • АРИЗ-85В — укороченная схема.
    • Пример решения задач с помощью укороченной версии АРИЗ-85В.
  • Домашнее задание.

Занятие 11. Стандарты и Вещественно-полевой анализ. Оператор РВС.

    • Понятие веполя.
    • Виды связей в веполях.
    • Построение вепольных моделей.
    • Преобразование веполей.
    • Поля в технических и социальных системах.
      • Применение стандартов решения изобретательских задач.
    • Оператор РВС и его применение в современной ТРИЗ.

Занятие 12. Законы и линии развития систем.

    • Законы развития систем.
    • Применение законов развития систем в проектах.
    • Линии развития систем и их примеры.
    • Идеальное и фактическое дерево эволюции.
    • Деревья эволюции и прогнозирование по линиям развития систем.
    • Примеры новых линий развития систем.
  • Домашнее задание.

Защита проектов

  • Требования к подготовке проекта и выступлению на защите будут оговорены в ходе обучения.
  • В ходе защиты участник должен продемонстрировать навыки владения инструментами ТРИЗ и показать расчетную эффективность полученных результатов.

Спросите, какие книги стоит прочесть для ознакомления с ТРИЗ? Нет проблем, мы подготовили список рекомендованной литературы. Для удобства книги классифицированы по программе обучения ТРИЗ, для закрепления материала каждого урока мы рекомендуем ознакомиться с определенными источниками.

Итак, помимо минимально необходимой теории, слушатели «схватывают» инструменты ТРИЗ и на учебных задачах, и в процессе применения их к своим реальным проектам. В конце курса предусмотрена защита итогового проекта участниками.

Посмотрите презентацию о ТРИЗ и наших подходах к обучению ТРИЗ (формат pdf).

Если вы заинтересовались обучением ТРИЗ, но у вас остались вопросы, то посмотрите этот раздел.

Записаться на курс ТРИЗ в очном формате в Челябинске.

Записаться на курс ТРИЗ в очном формате в Екатеринбурге.

Программа двухдневного тренинга: 

“ТРИЗ. Развитие навыков решения «нерешаемых” бизнес-задач»

Двухдневный семинар по применению ТРИЗ для задач менеджмента и производства.

ДЕНЬ 1

Часть 1. Введение.

  1. Что такое креативные задачи и откуда они возникают?
  2. Область применения ТРИЗ.
  3. Достоинства и недостатки современной ТРИЗ.
  4. Кратко об истории создания ТРИЗ.
  5. Почему ТРИЗ — общепризнанная в мире технология решения креативных задач.
  6. Определение задач участников для решения.
  7. Обсуждение исходных задач.
  8. Административное противоречие — метод постановки задач в современной ТРИЗ.

Часть 2. Инструменты первичной обработки задачи.

  1. Принципы схематизации.
  2. Причинно-следственный анализ.
  3. Выделение ключевых нежелательных эффектов и постановка вторичных задач.
  4. Технические противоречия.
  5. Анализ технических противоречий.
  6. Практическая отработка инструментов на задачах участников.

ДЕНЬ 2

 Часть 3. Идеальный конечный результат (ИКР).

  1. Главная полезная функция.
  2. Выбор рабочей части противоречия.
  3. Модель задачи.
  4. Идеальность.
  5. Идеальный конечный результат (ИКР)
  6. Ресурсы. Особенности работы с ресурсами в социальных системах.
  7. Оперативная зона. Особенность выделения оперативной зоны для социальных систем.
  8. Формулировка ИКР 1, ИКР 2 и ИКР 3.
  9. Практическая отработка инструментов на задачах участников.

Часть 4. Алгоритм решения изобретательской (креативной) задачи — АРИЗ.

  1. АРИЗ-85В.
  2. Практическая отработка инструментов на задачах участников.

    Подведение итогов тренинга.

Важно:

  1. для решения задач по ТРИЗ необходимо иметь достаточные предметные знания в той области, в которой ищется решение задачи;
  2. до прохождения программы выбрать 3-4 задачи участников, на которых будем упражняться в ходе тренинга. Задачи для решения на тренинге должны содержать проблему, противоречие.

Каждому участнику тренинга предоставляется рабочая тетрадь с материалами тренинга и дополнительные материалы.

Готовы к сотрудничеству и обсуждению деталей проведения тренинга.

© Антон Кожемяко.