Обучение ТРИЗ.

ТРИЗ - краткая справка.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) — область знаний, исследующая механизмы развития систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач. Цель ТРИЗ: выявление и использование законов, закономерностей и тенденций развития систем и применение этих закоомерностей для поиска эффективных решений в самых различных областях деятельности: техника и технологии, наука, политика и др.

Изначально ТРИЗ создавалась как область знаний, исследующая исключительно технические системы, но постепенно стало понятно, что любые системы существуют и развиваются по таким же законам. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) постепенно преобразуется в ОТСМ (общая теория сильного мышления), позволяя решать задачи в любых областях человеческой деятельности.

Автор и создатель ТРИЗ — Генрих Саулович Альтшуллер.

Коротко о курсе и принципах его построения. 

Программа обучения составлена исходя из того, что ТРИЗ можно обучиться исключительно на практической деятельности. Поэтому занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 3 часов, между занятиями участники выполняют проект в области своей деятельности, применяя к нему инструменты, полученные на предыдущем занятии. Каждый урок начинается с разбора проектов двух участников, по которым дается развернутая обратная связь с рефлексией интересного опыта и опыта ошибок, в особенности типовых.
Кроме того, на каждом занятии успеваем потренироваться на учебных задачках (в подгруппах) и уделить внимание РТВ (развитию творческого воображения).

Всего в программу входит 12 уроков, 13-е занятие отводится для защиты проектов участников. 

Курс проходит в очном формате в Челябинске и Екатеринбурге.  Если вы хотите пройти полный курс ТРИЗ, но не имеете возможности обучаться в Челябинске и Екатеринбурге, то можете зарегистрироваться на курс ТРИЗ в формате on-line. Данный формат предполагает просмотр видеолекций, ответы на вопросы и разбор домашних заданий в формате вебинаров, в конце обучения предусмотрена on-line защита выпускного проекта.

Записаться на курс ТРИЗ в очном формате в Челябинске

Записаться на курс ТРИЗ в очном формате в Екатеринбурге.

 

Программа длительного обучения ТРИЗ:

Урок 1. Введение в ТРИЗ. Методы интуитивного поиска.

  • Задачи современного мира. Возможности, угрозы, вызовы.
  • Что такое технологизация мышления управленца и проектировщика?
  • Что такое творчество? Что такое творческие задачи откуда они возникают? Нужны ли методы решения творческих задач в менеджменте?
  • Классификация методов решения креативных задач.
  • Краткая история ТРИЗ.
  • Стратегии интуитивного поиска. Примеры.
  • Мозговой штурм. Метод контрольных вопросов, SCAMPER.
  • Классификация найденных идей и их последующий анализ.
  • Метод контрольных вопросов.
  • “Цветок лотоса”, метод SIL и другие методы интуитивного ненаправленного поиска.
  • Метод фокальных объектов.
  • Домашнее задание.

 

Урок 2. Методы системного ненаправленного поиска.

  • Понятие минимальной функционирующей системы (МФС)
  • Схематизация изобретательской ситуации как основа представления организационно-управленческих задач по Г.П. Щедровицкому.
  • Основные понятия систем, важных для схематизации изобретательской ситуации при решении организационно-управленческих задач.
  • Постановка частных задач с использованием схематизации.
  • Методы системного ненаправленного поиска.
  • Морфологический анализ.
  • Метод тотального синтеза.
  • Домашнее задание.

 

Урок 3. Фундаментальные понятия  ТРИЗ. Техническое противоречие.

  • Функции. Виды функций.
  • Главная  полезная функция.
  • Рабочий орган, трансмиссия, двигатель и орган управления.
  • Инструмент и изделие.
  • Где искать противоречия? Основные источники их появления.
  • Технические противоречия (ТП).
  • “Сползание” противоречия.
  • Первый способ разрешения ТП: анализ технического противоречия с использованием наработок И. Голдратта (теория ограничений систем).
  • Домашнее задание.

 

Урок 4. Фундаментальные понятия  ТРИЗ. Идеальный конечный результат и ресурсы.

  • Понятие эффективности и идеальности.
  • Идеальный конечный результат  (оператор ИКР).
  • Оперативная зона.
  • Особенности выделения оперативной зоны в организационно-управленческих задачах.
  • Ресурсы - понятие и классификация.
  • Формулировка ИКР1, ИКР2 и ИКР3.
  • Выбор ресурсов оперативной зоны и за ее пределами.
  • Домашнее задание.

 

Урок 5. Инструменты первичной обработки задачи: анализ по S-кривой и причинно-следственный анализ.

  • Понятие MPV.
  • Анализ по S-образной кривой.
  • Диалектическое развитие по спирали с позиции концепции S-образной кривой.
  • Перенос свойств.
  • Причинно-следственный  анализ (ПСА).
  • Причинно-следственные цепочки (ПСЦ) изнутри-наружу  и снаружи-вовнутрь.
  • ПСЦ от целевых нежелательных эффектов (НЭ) и ПСЦ по предварительно выявленным НЭ.
  • Целевые, промежуточные и ключевые задачи.
  • Оператор отрицания и его применение для постановки задач при проведении ПСА.
  • Домашнее задание.

 

Урок 6. Инструменты первичной обработки задачи: сравнительный анализ (бенч-маркинг) и перенос свойств. Приемы разрешения ТП.

  • Возврат к схеме изобретательской ситуации и MPV-анализ.
  • Рыночные ограничения параметров MPV/FP.
  • Бенч-маркинг в версии ТРИЗ.
  • Выделение принципа действия конкурирующей системы и перенос свойств.
  • Совместное применение бенч-маркинга и S-образной кривой.
  • Информационный фонд ТРИЗ.
  • Матрица Альтшуллера.
  • Матрица Дарелла Мана.
  • Приемы разрешения технических противоречий и ограничения по их применению.
  • Домашнее задание.

 

Урок 7. Инструменты первичной обработки задачи: анализ потоков и системный оператор.

  • Основные виды анализа процессов.
  • Описание бизнес-процессов.
  • Анализ потоков.
  • Типовые дефекты (НЭ) потоков.
  • Приемы повышения эффективности полезных потоков и снижения негативного влияния вредных потоков.
  • Системный оператор и его применение.
  • Изучение систем с помощью системного оператора.
  • Пример использования системного оператора для решения организационно-управленческой задачи.
  • Домашнее задание.

 

Урок 8. Проникновение вглубь конфликта: физические противоречия. И снова о методах интуитивного поиска: синектика.

  • Физические противоречия (ФП).
  • ФП на микроуровне.
  • Методы разрешения физических противоречий - общие правила.
  • Определение способа разрешения физических противоречий по Г.И. Иванову и Н.Н. Хоменко.
  • Работа с мыслительными образами: синектика.
  • Анализ мыслительных образов через 4 вида аналогий.
  • Усовершенствование личностной аналогии Г.С. Альтшуллером: метод маленьких человечков (ММЧ).
  • Шаг назад от ИКР. Почему иногда срабатывает?
  • Домашнее задание.

 

Урок 9. Инструменты первичной обработки задачи: функциональный анализ и свертывание систем.

  • Виды функций и степень проявления функций.
  • Функциональный анализ и его компоненты: компонентный анализ, структурный анализ, ранжирование функций и функциональное моделирование.
  • Совместное применение функционального и причинно-следственного анализа.
  • Функциональное моделирование.
  • Функционально-идеальное свертывание
  • Правила свертывания.
  • Тримминг.
  • Расчет тримминг-фактора.
  • Домашнее задание.

 

Урок 10. Инструменты первичной обработки задачи: метод пересекающихся тенденций. Самый мощный решательный механизм ТРИЗ: алгоритм решения изобретательских задач.

  • Метод пересекающихся тенденций.
  • Переход к ФП в будущем.
  • Алгоритмы решения изобретательских задач (АРИЗы).
  • Ранние алгоритмы: АРИЗ-56 и АРИЗ-71
  • АРИЗ-85В — укороченная схема.
  • Пример решения задач с помощью укороченной версии АРИЗ-85В.
  • Домашнее задание.

 

Урок 11. Стандарты и Вещественно-полевой анализ. Оператор РВС.

  • Понятие веполя.
  • Виды связей в веполях.
  • Построение вепольных моделей.
  • Преобразование веполей.
  • Поля в технических и социальных системах.
  • Применение стандартов решения изобретательских задач.
  • Оператор РВС и его применение в современной ТРИЗ.

 

Урок 12. Законы и линии развития систем.

  • Законы развития систем.
  • Применение законов развития систем в проектах.
  • Линии развития систем и их примеры.
  • Идеальное и фактическое дерево эволюции.
  • Деревья эволюции и прогнозирование по линиям развития систем.
  • Примеры новых линий развития систем.
  • Домашнее задание.

 

Защита проектов

  • Требования к подготовке проекта и выступлению на защите будут оговорены в ходе обучения.
  • В ходе защиты участник должен продемонстрировать навыки владения инструментами ТРИЗ и показать расчетную эффективность полученных результатов.

 

Спросите, какие книги стоит прочесть для ознакомления с ТРИЗ? Нет проблем, мы подготовили список рекомендованной литературы. Для удобства книги классифицированы по программе обучения ТРИЗ, для закрепления материала каждого урока мы рекомендуем ознакомиться с определенными источниками.

Итак, помимо минимально необходимой теории, слушатели "схватывают" инструменты ТРИЗ и на учебных задачах, и впроцессе применения их к своим реальным проектам. В конце курса предусмотрена защита итогового проекта участниками.

Посмотрите презентацию о ТРИЗ и наших подходах к обучению ТРИЗ (формат pdf).

Здесь вы можете подробнее прочитать том, как постепенно формируются знания и первоначальные навыки применения инструментов ТРИЗ у участников курса ТРИЗ.

 

Интеллект-карту инструментов ТРИЗ, применяемых Бизнес-ассоциацией ТРИЗ можете скачать здесь в формате pdf

 

Отзывы участников о курсе ТРИЗ (полное обучение ТРИЗ, 12 уроков):

 

 

 Если вы заинтересовались обучением ТРИЗ, но у вас остались вопросы, то посмотрите этот раздел.

 

Записаться на курс ТРИЗ в очном формате в Челябинске

Записаться на курс ТРИЗ в очном формате в Екатеринбурге.

 

 

Программа двухдневного семинара

“ТРИЗ как инструмент технологизации управленческого мышления” 

Двухдневный семинар по применению ТРИЗ для задач менеджмента и маркетинга.

   

  1. Состояние современного рынка. Рассмотрим, что происходит на современном рынке.

  2. Тренды в развитии рынка и общества. Есть тенденции, которые мы просто не можем обойти стороной. Это - вызов, принять его нам все равно придется.

  3. Тренды в развитии современного менеджмента. Менеджмент должен реагировать на вызовы рынка и управлять эффективно. ТРИЗ, ТОС, СМД и др. методологии системного мышления позволяют качественно справиться с этой задачей.

  4. Результативность и эффективность. Качесвенный результат любой ценой - это точно не наш случай. Результат нужно получать с наименьшими затратами.

  5. Проблемы и задачи. Говорят, что руководитель должен уметь переводить проблему в задачу. Но как это сделать на практике? Посмотрим подробнее.

  6. Что такое “креативные задачи” и почему менеджменту так важно уметь их решать. Большинство задач менеджмента креативные, то есть задачи, имеющие множество решений. Вопрос не в том, решим мы задачу или нет, вопрос в том, насколько быстро мы найдем качественное решение.

  7. Определение собственной задачи, на которой будет происходить дальнейшее обучение на семинаре. Теория - штука хорошая, но недостаточная. Практика критерий истины. Так что упражняться будем на реальных задачах.

  8. Наиболее известные методы решения креативных задач. Их сильные и слабые стороны. И до Альтшуллера были попытки научиться решать такие задачи. Некоторые методы используются параллельно ТРИЗ или даже в паре с ТРИЗ, например, мозговой штурм, 6 шляп Де Боно и др. Если задача - муха, то не станете же вы палить по ней из пушки ТРИЗ, верно? Поэтому рассмотрим еще пару несложных методов.

  9. Гений Г.С. Альтшуллера. ТРИЗ как система, до сих пор не имеющая аналогов. А вот это правда… ТРИЗ сегодня используют практически все крупные корпорации во всех частях света. как это часто бывает, разработанная у нас технология становится на Западе популярнее, чем у себя на родине. альтернативы ТРИЗ не создано до сих пор.

  10. Область применения ТРИЗ и ее ограничения. Об этом уже сказано выше, но не только сложность задачи определяет, когда нужно использовать ТРИЗ. Еще нужно понять, как ее правильно использовать. Это ведь не “волшебная таблетка”. 

  11. Классическая, или “железная” ТРИЗ. Чем отличается современная версия ТРИЗ от “классической”, созданной во времена СССР? Это важно знать, если надумаете продолжить разбирать ТРИЗ по специализированной литературе. А отличия есть...

  12. Особенности применения ТРИЗ для задач продаж, менеджмента и маркетинга. Есть одна очень важная особенность, которую вы должны знать. Я часто слышу, что ТРИЗ для задач менеджмента и маркетинга неприменима. Это неправда! Но применять ТРИЗ для подобных задач нужно умеючи).

  13. Инструменты первичной обработки задачи. Без понимания этой части о решении задач из оласти бизнеса и не мечтайте. Это примерно то же самое, что если хотите приступить к изучению функций нового смартфона, купленного в магазине, для начала его нужно принести и распаковать. Эти инструменты помогают нам “распаковать” задачу):

    13.1. Ситуационный анализ на основе СМД-методологии Г.П. Щедровицкого. Эта часть не входит в курсы по ТРИЗ, но система настолько эффективна, что обойти ее вниманием было бы просто преступлением с моей стороны.

    13.2. Причинно-следственный анализ в версии ТРИЗ и ТОС (Теория ограничения систем, по И. Голдратту). Это “классика жанра” в ТРИЗ. Причинно-следственный анализ прост и невероятно эффективен.

    13.3. Системный оператор. Полезная штука, если хотите взглянуть на свою задачу сразу с нескольких углов зрения. Представьте, что вы хотите увидеть вторую сторону Луны.  Как ни крути, а с Земли ее не видно. Придется посмотреть с другой точки. В ТРИЗ есть специальный инструмент для этого. Его полезно знать.

    13.4. Анализ по S-образной кривой. Менеджеры должны быть знакомы с концепцией развития компании И. Адизеса. Есть этапы развития, которые проходит любая система. Вы даже не представляете, сколько из этого несложного анализа можно выжать всего полезного! Сразу начинаешь понимать, почему рекомендации работают в одной организации, но не работают в другой. Здесь вы научитесь профессионально анализировать развитие систем.

    13.5. Основы функционального анализа. Это тоже важнейшая концепция… Всего не расскажу, но основы дам. Без понимания, что действия можно анализировать отдельно от систем, сложно будет применить ТРИЗ...

  14. Решательные механизмы ТРИЗ:

    14.1. Формулирование технического противоречия. Козьма Прутков писал: зри в корень. В ТРИЗ есть специальная технология, чтобы научиться “зрить в корень”.

    14.2. Приемы устранения технических противоречий. Узрели корень проблемы? Теперь удалите его - и задача решится. Сначала можно попробовать сделать это наиболее простым способом.

    14.3. Оператор РВС (раскачка мышления). Не получилось решить задачу сходу в предыдущем случае, можно попробовать раскачать свое мышление. Никаких фокусов - только лишь знания закономерностей...

    14.4. Упрощенная АРИЗ. Если не помогли предыдущие способы решить задачу, проблема “кусается”, то принесем стенобитное орудие. АРИЗ для решения сложных задач - это вроде как “Большая Берта” для разрушения крепостей. Очень мощное оружие, нужно только понять, как оно действует):

          14.4.1. Формулируем административное противоречие: как сформулировать задачу, полученную в результате применения инструментов первичной обработки коротко и представить ее в виде, наиболее удобном для решения.

         14.4.2. Формулируем техническое противоречие: определяем конфликт состояний системы. При попытке улучшить одно свойство элемента системы другое недопустимо "проседает". Вся дальнейшая работа по решению задачи строится вокруг сформулированного противоречия.

         14.4.3. Выбираем оперативную зону. Здесь действует принцип: пусть конфликт сам себя подавляет. Решение часто лежит в зоне конфликта. Представьте себе ситуацию. Два менеджера конфликтуют, так пусть предмет их конфликта это конфликт и подавит… Болезнетворная бактерия отравляет нам жизнь - так пусть она сама себя и прихлопнет… Управленец должен понять, что самое эффективное разрешение конфликта происходит всегда в месте его возникновения. Вот что такое “решение в оперативной зоне”.

         14.4.4. Определяем ресурсную базу и анализируем выбранные ресурсы. Чтобы описанный в предыдущем пункте случай был реальностью, а не нашими фантазиями, нужно определить ресурсы решения задачи. Вот этим мы здесь с вами и займемся.

          14.4.5. Применяем понятие идеальности. Нужно помочь ресурсу “задавить” противоречие, тогда задача решится. Единственно верный вектор поиска такого решения - мышление в направлении идеальности, то есть получение требуемого без затрат. Реальное решение, конечно, требует затрат, но если мы не научимся двигаться в сторону “идеальных решений”, то нам придется завалить проблему деньгами. Это в наше-то сложное время? точно не наш случай. Так что освоить применение закона стремления системы к идеальности - это не блажь и не фантазии, это способ сократить издержки при достижении требуемого результата. Что моет быть конкретнее для любого бизнеса?

         14.4.6. Определяем физические противоречия и дотягиваем решение. Нет предела совершенству. Конкуренция ведь… Покажу новые горизонты, их уже сами освоите. Ведь освоение ТРИЗ одним лишь семинаром не заканчивается)))

  15. Подведение итогов семинара.

  16. Ответы на вопросы.

  17. Напутствие по применению инструментов.

 

Посмотрите запись вебинара о том, что такое ТРИЗ:

 

Посмотрите запись вебинара о методе фокальных объектов и причинно-следственном анализе:

 

Посмотрите запись вебинара о применении укороченной версии АРИЗ:

 

 © Антон Кожемяко.


Комментарии

Читайте также

Показать больше записей