О книге Льва Выготского «Мышление и речь»
Есть полезные книги, а есть формообразующие труды, вехи. Книга Льва Семеновича Выготского “Мышление и речь” – из этого разряда. Лев Выготский оставил значительный след в психологии, педагогике и антропологии. Его работа, опубликованная в 1934 году, продолжает оказывать влияние на современные исследования в этих областях.
Я не психолог, у меня были другие задачи перед прочтением данной работы знаменитого советского ученого. Стояла задача получше разобраться с феноменом мышления и теорией знака. Зачем мне это нужно? Исключительно для методологической работы. Когда вы внимательно прочитаете тезисы из списка ниже, точно поймете, почему я так заинтересовался этой выдающейся работой.
Конечно, сами по себе это задачи весьма непростые. И если перед вами стоит подобная исследовательская задача, то скорее всего, вам не обойти вниманием эту работу. Стоит сказать, что тексты Льва Выготского весьма непросты для чтения. Наберитесь терпения – работа глубока и многослойна.
Некоторые тезисы, принятые к размышлению:
1. Мышление и речь имеют независимые источники развития. Изначально существует доречевая фаза мышления и доинтеллектуальная фаза речи, однако впоследствии мышление и речь становятся взаимозависимыми сущностями, но при этом остаются не тождественными друг другу.
2. Слово обладает двойной природой, являясь одновременно речевым и интеллектуальным феноменом, носящим динамический характер. Значение слова развивается и меняется с возрастом ребенка, а затем развивается и у взрослых людей. То есть, слово, являясь по сути многослойным речевым феноменом, еще и во многом определяет мышление, а мышление влияет на развитие слова как знаковой формы. Как говорил Лев Толстой, «слово почти всегда готово, когда готово понятие». Причем развитие понятий проходит через три стадии: синкретизма, образования комплекса и выработки настоящих понятий, завершаясь к 12 годам. Это наблюдение наводит на мысль: а как формируются новые понятия в мышлении взрослых людей? Как минимум, оно складывается от комплексов к выработке настоящих понятий, и это очень полезное для любого исследователя знание!
3. Смыслы имеют свою линию развития, нежели речь. Смысл – сущность комплексная и целостная, сформированная как единый, мгновенный сгусток. Речь же «разматывается» из смысла последовательно. Порождение смыслов из речи и синтез речи из удерживаемого смысла – феномен, требующий понимания, если вы так или иначе занимаетесь вопросами мышления.
4. Дети используют эгоцентрическую речь, которая является носителем их развивающихся мыслительных процессов. Эта речь постепенно переходит во внутреннюю речь взрослого человека, развиваясь одновременно с социальной устной и письменной речью. Этот тезис также несколько распаковывает понятие «речь» — оказывается, мышление определяется тремя отличными друг от друга и одновременно взаимозависимыми сущностями. Причем Выготский исследует и генезис речи: социальная речь ребенка начинается с однословных выражений и постепенно усложняется до построения фраз и далее развернутых предложений.
5. Внутренняя речь развивается от целых предложений к их смысловым единицам, то есть развивается в обратной последовательности. Письменная речь – наиболее развернутая, внутренняя речь полна пропусков и «идиотизмов» – это наиболее свернутая речь, лишенная подлежащих, а зачастую – свернутый в одно слово сгусток смыслов. Синтез социальной устной речи из внутренней и, наоборот, перевод внешней коммуникации во внутреннюю речь – сложнейший процесс. Тезис, что внутренняя речь – та же внешняя, но лишенная голоса, не выдерживает никакой критики. И функционально, и структурно – это разные формы речи. Внешняя (социальная) речь по своей развернутости занимает промежуточное положение между внутренней и письменной речью. И да, степень свертывания речи определяется общностью ситуации. Внутренняя речь по своей структуре ближе всего к смыслам, хотя и не тождественна им.
Конечно, столь поверхностная интерпретация этой фундаментальной работы вызовет у вас скорее недовольство, чем одобрение. И это справедливо: Выготский невероятно глубок и многогранен, вычерпать смыслы из его текстов и затем запаковать их в нескольких фразах совершенно невозможно. Однако я попытался выжать некоторые тезисы, которые сам принял к осмыслению и которые, вне всякого сомнения, повлияют на мою дальнейшую исследовательскую деятельность в области развития и практического применения системных методологий. «Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания», так завершает Лев Выготский свой труд.