Что такое методы интуитивного поиска и зачем они Вам?
Методы интуитивного поиска — область знаний, позволяющая находить идеи решения задач, обходя шаблоны и ловушки мышления. Видите ли, эволюция – это сложная штука. Наш мозг был эволюционно «заточен» как средство выживания человеческого вида, но сегодня нам приходится эксплуатировать этот «приборчик между ушами» для несколько иных задач – нужно развивать бизнес, решать творческие задачи. Но вот здесь-то приборчик маленько буксует, натыкаясь на ловушки мышления и шаблоны. Приходится их преодолевать, а мозг сопротивляется, не хочет… Он привык создавать шаблоны и потом работать по ним, а мы его думать заставляем. А думать мозг не хочет, ленивый он орган, понимаете ли. Поэтому, нет ничего лучше, как договориться с собственным мозгом, обмануть его, с его же, так сказать, согласия. Но для этого нужен метод. И начинать стоит с несложных, но вполне действенных методов – методов интуитивного поиска. Безусловно, есть гораздо более совершенные методы, в первую очередь, ТРИЗ. Но в ТРИЗ понадобится инвестировать время.
Методы интуитивного поиска заключаются в нахождении новых идей независимо от практической деятельности и конкретных проблем, с которыми сталкивается исследователь путем активации работы подсознания с обходом ментальных шаблонов. Происходит последовательное выдвижение и дальнейшая проверка различных идей и гипотез.
Особенность методов интуитивного поиска (за редким исключением) состоит в том, что такие методы совершают прыжок сразу от условия задачи к их решениям.
Плюсы: мало времени на изучение, быстрая генерация большого количества идей.
Минус: если перед Вами стоит сложная комплексная проблема, то при применении методов интуитивного поиска последовательного анализа проблемы Вам провести вряд ли удастся. Здесь нужны более сложные аналитические методы. В этом случае мы рекомендуем использовать ТРИЗ.
Теперь немного о том, почему сегодня все это особенно актуально.
Не секрет, что знания быстро устаревают, и этот тренд неумолим – с каждым годом устаревание знаний происходит все быстрее. Например, не так давно я провел небольшое исследование и обнаружил, что с 60-хх гг 20 века в мире сменилось как минимум шесть систем продаж на В2В-рынке, причем три последние системы – в течение семи последних лет!
В науке дела обстоят не лучше. Недаром в последнее время в обиход вошел термин «полураспад научных знаний». В результате изучения публикаций в журналах Physical Review, представляющих разные области физической науки, выяснилось, что половину публикаций перестают цитировать в среднем через 10 лет, а в ядерной физике — уже через 5 лет. Период полураспада книги (в смысле цитирований) составляет в физике около 13 лет, в экономике — 9,4 года, в математике — 9,1 года, а в истории и психологии — и вовсе около 7 лет. Охотно верю в эти цифры.
Так вот, если знания стремительно устаревают и скорость потери актуальности только растет, то зачем нам нужна еще и креативность? Давайте разберемся. Интересен взгляд Тольяттинской Академии Управления на мышление современного управленца:
Все дело в том, что стремительно устаревающие предметные языки (инженерный, психологический, экономический и другие) находятся на нижнем слое мышления специалиста. Они крайне важны, так как описывают предмет его деятельности. Специалисты должны постоянно освежать свои знания, а часть списывать в утиль, за пять лет – до половины своих предыдущих представлений!
Креативные методики же, напротив, находится на следующем слое мышления управленца или специалиста. Подобные методы – это не что иное, как концентрированный набор технологий мышления, включающих специфические инструменты работы с задачами, позволяющие обойти шаблоны и ловушки мышления. С точки зрения современного представления о системах предметные языки – это материал, наполняющий ячейки системы, сформировать которую нам как раз помогают креативные методики (на схеме они рассмотрены как средства технологий мышления).
Вот истинный смысл креативных техник! Вопрос в том, что как бы стремительно ни развивалась наука, техника и практики управления, всегда будут возникать задачи по оптимальному приложению знаний в контексте возникшей задачи. Поэтому, актуальность технологий мышления и раньше была высокой, но сегодня она обострилась особенно и превратилась в одно из важнейших конкурентных преимуществ.
Технологии мышления имеют очень длинное время полураспада и наши представления о системах меняются крайне медленно! Некоторым методам уже около 100 лет, а актуальность они только набирают. И объяснить это очень легко. При нарастающей скорости полураспада знаний любой специалист и любая компания нуждаются в системе, способно обеспечить «сборку» каркаса, куда он без труда сможет «загрузить» обновленный материал. Если такой системы не будет, то уследить за быстроменяющимися представлениями о нашем мире будет невозможно! То есть ввожу довольно резкий тезис. Я говорю, что в нашем быстроменяющемся мире успешным могут быть лишь специалисты, которые, прежде чем обновлять свои экспертные знания, будут уметь проводить работу по системному конструированию решения и лишь затем, нанизывать свои обновленные представления на эту конструкцию, как бусины. Так что владение методами креативного поиска – это тренд надолго. Подобные системные вещи как коллекционное вино – они не портятся и со временем будут ценится только дороже.
© Антон Кожемяко.