О книге Девида Хэнны «Кодекс выживания. Естественные законы в бизнесе».
О книге Девида Хэнны «Кодекс выживания. Естественные законы в бизнесе».
Любая организация является подсистемой мировой экосистемы и вне зависимости от желания руководства организации, подчиняется законам этой экосистемы.
Первое, что хочется отметить после прочтения книги — долгожданная концепция. Наконец-то идеологи бизнеса заговорили о том, что любая организация является подсистемой мировой экосистемы и вне зависимости от желания руководства организации, подчиняется законам этой экосистемы. И здесь сама собой напрашивается аналогия — все живые системы смогли выжить лишь благодаря тому, что «научились» использовать естественные законы природы себе на благо. И чем лучше – тем больше выиграли в конкурентной борьбе. Не случайно Девид Хэнна в качестве основной модели использует S-образную кривую, иначе именуемую кривой жизненного цикла или кривой эволюции (именно под таким названием этот график использовался в биологии, откуда он затем перекочевал в маркетинг, менеджмент и параллельно – в системный анализ). Организации, желающие, по выражению автора, «оседлать» кривую жизненного цикла, должны строить свой бизнес, согласуя его с естественными законами выживания.
Напомню, что закон – это описание взаимозависимости изменений характеристик определённой среды вследствие протекания в ней некоторого процесса, а это значит, процессы, протекающие в мире (здесь следует понимать мир скорее с физической, нежели с политической точки зрения), могут как уничтожить организацию, так и обеспечить ей несокрушимость во времени – все зависит от того, насколько действия менеджмента компании согласованы с естественными законами.
Этим законам должна быть подчинена стратегия (и здесь автор приводит аналогию из кибернетики в качестве обратной связи второго рода, отвечающей за согласование стратегии с внешней средой), и, как следствие, дизайн организации, определяющий ее структуру и процессы, протекающие внутри организации. Здесь компасом служит обратная связь первого рода, определяющая отклонения от стратегии. И здесь автор применяет очень полезный принцип двойной обратной связи, корректирующий как отклонения процессов внутри компании от выбранного курса, так и отклонения самого курса от требований естественных законов выживания. Но теория «живых» систем – гораздо более сложная вещь, нежели теория технических систем, и этот факт автор выразил в замечательной метафоре «у стула есть функция, а у человека должна быть цель».
Исследователи, занимающиеся «живыми системами» отмечают, что в отличие от технических систем, где отношения между элементами жёстко определены и неизменны, причем за каждым элементом системы закреплена одна и только одна функция (как в примере со стулом), у живых систем всё не так: каждый элемент имеет множество изменяющихся функций, которые сложно описать, то есть образуемые этими элементами системы имеют мерцающий характер. С одной стороны, это значит, что предсказать поведение «живой системы» гораздо труднее, но с другой стороны, такая система может оказаться гораздо более устойчивой и может давать прирост эффективности по нелинейному закону (усилий немного, а эффект значительный. Как, впрочем, и наоборот)! Вот почему в подобных системах столь важным оказывается удовлетворение потребностей всех стейкхолдеров, что проходит красной строкой сквозь всю работу Д. Хэнны.
Отдельного внимания заслуживает рекомендация по устранению проблем в точке их возникновения. Замечательный принцип! Если менеджмент компаний научится следовать этому принципу, эффективность возрастет в разы. Автор особо подчеркивает роль видения и миссии в этом вопросе, показывая, как философия компании из лозунга превращается в рабочий инструмент. К сказанному следует добавить: идеально, если проблема будет решена за счет ресурсов самой проблемы, но оставим этот вопрос методологам.
Замечательно, что вся вышеизложенная теория проиллюстрирована примерами как ведущих мировых корпораций, так и взята из российского опыта. Иллюстация на примерах делает чтение книги достаточно легким, а теорию – наглядной, а потому и запоминающейся.
И, по традиции, что можно в книге улучшить.
По моему мнению, следует четко разделить мерцающие живые системы от жестких технических. Отсюда происходит и размытость некоторых рекомендаций. К сожалению, это – болезнь практически всех книг по бизнесу, так или иначе использующих системный анализ. А если мы говорим о естественных законах и кривой эволюции – то мы говорим о системном анализе.
Мои рекомендации автору состоят в следующем – сначала стоит рассмотерть структуру компании как материальный объект, являющийся подсистемой физической среды. Тогда мы получим идеалистическую модель взаимодействующих компонентов. Минус этой модели в том, что она оторвана от реальности (в компаниях работают реальные люди), но плюс – модель легко поддается анализу. В этой модели нет людей – здесь есть лишь компоненты как функциональные единицы.
Далее мы рассматриваем стейкхолдеров как живые системы. Здесь уместно вспомнить о подходах С. Кови и др. исследователей. Все, что автор описывает через категории «смысл», «мотивация», «цели» — все здесь, то есть большая часть книги. Все примеры с видением, миссией и т.д. относятся к моделированию поведения живых систем.
Все примеры с продукцией компании Кодак, плеерами Sonyи устройствами корпорации Apple должны принадлежать технической модели системы. Когда автор располагал на S-кривой технические системы «Плеер Walkman» и MP3 iPodкорпорации Apple, не стоило смешивать технические характеристики этих систем с видением лидеров корпораций, это создает путаницу, а не проясняет законы. В случае с техническими системами действовали такие законы, как «переход в надсистему», «переход на микроуровень» и «стремление систем к идеальности», а в случае с «живыми системами» – «удовлетворение потребностей всех стейкхолдеров», «постановка целей, мотивация». Следует обратить внимание, что на графике S-кривой автор не проставляет системы координат. На самом деле, по оси Yдолжен находится ключевой параметр изменения, а на оси Х – время. Тогда кривая приобретает свой аналитический смысл и в случае с техническими системами все встает на свои места – примеры с плеерами Walkman и MP3 iPod поддаются элементарному анализу, чего не скажешь о поведении стейкхолдеров. В случае с «живыми системами» в виду их поведения, носящего мерцающий характер по оси Yключевой параметр определить практически невозможно, но здесь возможно описать ключевые принципы, например, через «теорию целого человека» — что, к стати, и сделал автор, проясняя вопросы мотивации.
Теперь, соединив две модели воедино, можно аккуратно прописать принципы согласования двух моделей, обеспечивающих устойчивое развитие оргганизации и ее несокрушимость во времени. То есть, получается, что законы развития технических систем (это одна группа естественных законов) должны способствовать разработке новых продуктов, а законы, обеспечивающие выживание (это другая группа законов) должны поддерживать максимальную эффективность людей, работающих в организациях. Мне кажется, что такой подход приведет к созданию более четких рекомендаций и способствует дальнейшему развитию идей автора, поможет их сделать более четкими и простыми в применении.
О книге Девида Хэнны «Кодекс выживания. Естественные законы в бизнесе» на сайте издательства.
© Антон Кожемяко.