Курс изучения ТРИЗ
Обучение ТРИЗ
Коротко о курсе и принципах его построения.
Цель курса:
- Обучение участников знаниям по инструментам ТРИЗ, достаточные для решения реальных практических задач управления и производства;
- Практика решения задач в рамках курса осуществляется на базе реальных задач участников, с защитой проекта каждым участником по окончанию обучения;
- Полученные решения задач могут встать в основу инновационных изменений и рационализаторских предложений, реализация которых принесет экономический эффект для предприятия.
Основные задачи курса:
- Дать знания по основным инструментам и подходам ТРИЗ, которые необходимы для формирования навыка самостоятельного практического решения задач;
- Сформировать навык решения практических задач инструментами ТРИЗ исходя из направления деятельности каждого участника;
- Создать условия для развития изобретательского стиля мышления и управляемого воображения. Дать возможность управлять творческим процессом, т.е. не гадать, как лучше сделать, а иметь технологию работы в каждом направлении деятельности;
- Поставить процесс формирования инновационных предложений и изменений на регулярную предсказуемую основу.
Что такое ТРИЗ?
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) — область знаний, исследующая механизмы развития систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач. Цель ТРИЗ: выявление и использование законов, закономерностей и тенденций развития систем и применение этих закономерностей для поиска эффективных решений в самых различных областях деятельности: техника и технологии, наука, политика и др.
Изначально ТРИЗ создавалась как область знаний, исследующая исключительно технические системы, но постепенно стало понятно, что любые системы существуют и развиваются по таким же законам. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) постепенно преобразуется в ОТСМ (общая теория сильного мышления), позволяя решать задачи в любых областях человеческой деятельности.
Автор и создатель ТРИЗ — Генрих Саулович Альтшуллер.
Перечень основных разделов программы:
Основной принцип изложения материала: от простого к сложному и интеграция трёх
групп материалов: ТРИЗ, СМД-методологии и ТОС (теории ограничения систем).
На каждом занятии лекция сочетается с практическими заданиями. Между занятиями участники обучения выполняют домашние задания. Домашние задания направлены на применение инструментов ТРИЗ к практическим задачам участников. Каждое занятие начинается с разбора домашних заданий и ответов на вопросы участников.
Программа обучения составлена исходя из того, что ТРИЗ можно обучиться исключительно на практической деятельности. Поэтому занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 3 часов, между занятиями участники выполняют проект в области своей деятельности, применяя к нему инструменты, полученные на предыдущем занятии. Каждый урок начинается с разбора проектов двух участников, по которым дается развернутая обратная связь с рефлексией интересного опыта и опыта ошибок, в особенности типовых.
Кроме того, на каждом занятии успеваем потренироваться на учебных задачках (в подгруппах) и уделить внимание РТВ (развитию творческого воображения).
Всего в программу входит 12 уроков, 13-е занятие отводится для защиты проектов участников.
Курс проходит в очном формате в Челябинске и Екатеринбурге. Если вы хотите пройти полный курс ТРИЗ, но не имеете возможности обучаться в Челябинске и Екатеринбурге, то можете зарегистрироваться на курс ТРИЗ в формате онлайн. Данный формат предполагает просмотр видеолекций, ответы на вопросы и разбор домашних заданий в формате вебинаров, в конце обучения предусмотрена on-line защита выпускного проекта.
Программа обучения на курсе ТРИЗ:
Занятие 1. Введение в ТРИЗ. Методы интуитивного поиска.
- Задачи современного мира. Возможности, угрозы, вызовы.
- Что такое технологизация мышления управленца и проектировщика?
- Что такое творчество? Что такое творческие задачи откуда они возникают? Нужны ли методы решения творческих задач в менеджменте?
- Классификация методов решения креативных задач.
- Краткая история ТРИЗ.
- Стратегии интуитивного поиска. Примеры.
- Мозговой штурм. Метод контрольных вопросов, SCAMPER.
- Классификация найденных идей и их последующий анализ.
- Метод контрольных вопросов.
- “Цветок лотоса”, метод SIL и другие методы интуитивного ненаправленного поиска.
- Метод фокальных объектов.
- Домашнее задание.
Занятие 2. Методы системного ненаправленного поиска.
- Понятие минимальной функционирующей системы (МФС).
- Схематизация изобретательской ситуации как основа представления организационно-управленческих задач по Г.П. Щедровицкому.
- Основные понятия систем, важных для схематизации изобретательской ситуации при решении организационно-управленческих задач.
- Постановка частных задач с использованием схематизации.
- Методы системного ненаправленного поиска.
- Морфологический анализ.
- Метод тотального синтеза.
- Домашнее задание.
Занятие 3. Фундаментальные понятия ТРИЗ. Техническое противоречие.
- Функции. Виды функций.
- Главная полезная функция.
- Рабочий орган, трансмиссия, двигатель и орган управления.
- Инструмент и изделие.
- Где искать противоречия? Основные источники их появления.
- Технические противоречия (ТП).
- “Сползание” противоречия.
- Первый способ разрешения ТП: анализ технического противоречия с использованием наработок И. Голдратта (теория ограничений систем).
- Домашнее задание.
Занятие 4. Фундаментальные понятия ТРИЗ. Идеальный конечный результат и ресурсы.
- Понятие эффективности и идеальности.
- Идеальный конечный результат (оператор ИКР).
- Оперативная зона.
- Особенности выделения оперативной зоны в организационно-управленческих задачах.
- Ресурсы — понятие и классификация.
- Формулировка ИКР1, ИКР2 и ИКР3.
- Выбор ресурсов оперативной зоны и за ее пределами.
- Домашнее задание.
Занятие 5. Инструменты первичной обработки задачи: анализ по S-кривой и причинно-следственный анализ.
- Понятие MPV.
- Анализ по S-образной кривой.
- Диалектическое развитие по спирали с позиции концепции S-образной кривой.
- Перенос свойств.
- Причинно-следственный анализ (ПСА).
- Причинно-следственные цепочки (ПСЦ) изнутри-наружу и снаружи-вовнутрь.
- ПСЦ от целевых нежелательных эффектов (НЭ) и ПСЦ по предварительно выявленным НЭ.
- Целевые, промежуточные и ключевые задачи.
- Оператор отрицания и его применение для постановки задач при проведении ПСА.
- Домашнее задание.
Занятие 6. Инструменты первичной обработки задачи: сравнительный анализ (бенч-маркинг) и перенос свойств. Приемы разрешения ТП.
- Возврат к схеме изобретательской ситуации и MPV-анализ.
- Рыночные ограничения параметров MPV/FP.
- Бенч-маркинг в версии ТРИЗ.
- Выделение принципа действия конкурирующей системы и перенос свойств.
- Совместное применение бенч-маркинга и S-образной кривой.
- Информационный фонд ТРИЗ.
- Матрица Альтшуллера.
- Матрица Дарелла Мана.
- Приемы разрешения технических противоречий и ограничения по их применению.
- Домашнее задание.
Занятие 7. Инструменты первичной обработки задачи: анализ потоков и системный оператор.
- Основные виды анализа процессов.
- Описание бизнес-процессов.
- Анализ потоков.
- Типовые дефекты (НЭ) потоков.
- Приемы повышения эффективности полезных потоков и снижения негативного влияния вредных потоков.
- Системный оператор и его применение.
- Изучение систем с помощью системного оператора.
- Пример использования системного оператора для решения организационно-управленческой задачи.
- Домашнее задание.
Занятие 8. Проникновение вглубь конфликта: физические противоречия. И снова о методах интуитивного поиска: синектика.
- Физические противоречия (ФП).
- ФП на микроуровне.
- Методы разрешения физических противоречий — общие правила.
- Определение способа разрешения физических противоречий по Г.И. Иванову и Н.Н. Хоменко.
- Работа с мыслительными образами: синектика.
- Анализ мыслительных образов через 4 вида аналогий.
- Усовершенствование личностной аналогии Г.С. Альтшуллером: метод маленьких человечков (ММЧ).
- Шаг назад от ИКР. Почему иногда срабатывает?
- Домашнее задание.
Занятие 9. Инструменты первичной обработки задачи: функциональный анализ и свертывание систем.
- Виды функций и степень проявления функций.
- Функциональный анализ и его компоненты: компонентный анализ, структурный анализ, ранжирование функций и функциональное моделирование.
- Совместное применение функционального и причинно-следственного анализа.
- Функциональное моделирование.
- Функционально-идеальное свертывание
- Правила свертывания.
- Тримминг.
- Расчет тримминг-фактора.
- Домашнее задание.
Занятие 10. Инструменты первичной обработки задачи: метод пересекающихся тенденций. Самый мощный решательный механизм ТРИЗ: алгоритм решения изобретательских задач.
- Метод пересекающихся тенденций.
- Переход к ФП в будущем.
- Алгоритмы решения изобретательских задач (АРИЗы).
- Ранние алгоритмы: АРИЗ-56 и АРИЗ-71
- АРИЗ-85В — укороченная схема.
- Пример решения задач с помощью укороченной версии АРИЗ-85В.
- Домашнее задание.
Занятие 11. Стандарты и Вещественно-полевой анализ. Оператор РВС.
- Понятие веполя.
- Виды связей в веполях.
- Построение вепольных моделей.
- Преобразование веполей.
- Поля в технических и социальных системах.
- Применение стандартов решения изобретательских задач.
- Оператор РВС и его применение в современной ТРИЗ.
Занятие 12. Законы и линии развития систем.
- Законы развития систем.
- Применение законов развития систем в проектах.
- Линии развития систем и их примеры.
- Идеальное и фактическое дерево эволюции.
- Деревья эволюции и прогнозирование по линиям развития систем.
- Примеры новых линий развития систем.
- Домашнее задание.
Защита проектов
- Требования к подготовке проекта и выступлению на защите будут оговорены в ходе обучения.
- В ходе защиты участник должен продемонстрировать навыки владения инструментами ТРИЗ и показать расчетную эффективность полученных результатов.
Спросите, какие книги стоит прочесть для ознакомления с ТРИЗ? Нет проблем, мы подготовили список рекомендованной литературы. Для удобства книги классифицированы по программе обучения ТРИЗ, для закрепления материала каждого урока мы рекомендуем ознакомиться с определенными источниками.
Итак, помимо минимально необходимой теории, слушатели «схватывают» инструменты ТРИЗ и на учебных задачах, и в процессе применения их к своим реальным проектам. В конце курса предусмотрена защита итогового проекта участниками.
Посмотрите презентацию о ТРИЗ и наших подходах к обучению ТРИЗ (формат pdf).
Если вы заинтересовались обучением ТРИЗ, но у вас остались вопросы, то посмотрите этот раздел.
Записаться на курс ТРИЗ в очном формате в Челябинске.
Записаться на курс ТРИЗ в очном формате в Екатеринбурге.
Программа двухдневного тренинга:
“ТРИЗ. Развитие навыков решения «нерешаемых” бизнес-задач»
Двухдневный семинар по применению ТРИЗ для задач менеджмента и производства.
ДЕНЬ 1
Часть 1. Введение.
- Что такое креативные задачи и откуда они возникают?
- Область применения ТРИЗ.
- Достоинства и недостатки современной ТРИЗ.
- Кратко об истории создания ТРИЗ.
- Почему ТРИЗ — общепризнанная в мире технология решения креативных задач.
- Определение задач участников для решения.
- Обсуждение исходных задач.
- Административное противоречие — метод постановки задач в современной ТРИЗ.
Часть 2. Инструменты первичной обработки задачи.
- Принципы схематизации.
- Причинно-следственный анализ.
- Выделение ключевых нежелательных эффектов и постановка вторичных задач.
- Технические противоречия.
- Анализ технических противоречий.
- Практическая отработка инструментов на задачах участников.
ДЕНЬ 2
Часть 3. Идеальный конечный результат (ИКР).
- Главная полезная функция.
- Выбор рабочей части противоречия.
- Модель задачи.
- Идеальность.
- Идеальный конечный результат (ИКР)
- Ресурсы. Особенности работы с ресурсами в социальных системах.
- Оперативная зона. Особенность выделения оперативной зоны для социальных систем.
- Формулировка ИКР 1, ИКР 2 и ИКР 3.
- Практическая отработка инструментов на задачах участников.
Часть 4. Алгоритм решения изобретательской (креативной) задачи — АРИЗ.
- АРИЗ-85В.
- Практическая отработка инструментов на задачах участников.Подведение итогов тренинга.
Важно:
- для решения задач по ТРИЗ необходимо иметь достаточные предметные знания в той области, в которой ищется решение задачи;
- до прохождения программы выбрать 3-4 задачи участников, на которых будем упражняться в ходе тренинга. Задачи для решения на тренинге должны содержать проблему, противоречие.
Каждому участнику тренинга предоставляется рабочая тетрадь с материалами тренинга и дополнительные материалы.
Готовы к сотрудничеству и обсуждению деталей проведения тренинга.
Запишитесь на курс или задайте нам вопрос:
© Антон Кожемяко.