Пример комментариев эксперта по Онлайн-курсу “Онлайн-курс ТРИЗ с аттестацией на уровень 1 MATRIZ official

Эксперты Бизнес-ассоциации ТРИЗ дают максимально развернутые комментарии, причем эти комментарии рассматриваются нами как предложение к дискуссии, в которую нередко вступают участники наших курсов. В результате подобных дискуссий и формируется понимание, как максимально эффективно применять инструменты ТРИЗ к практическим задачам.

Примеры комментариев эксперта Бизнес-ассоциации ТРИЗ:

Пример №1

Татьяна, добрый день.
Предлагаю попробовать еще раз.
На что рекомендую обратить внимание:

1. Слои ПСЦ.
Вы выбрали целевой НЭ и записали его причины — это хорошо.
Да, на первый взгляд может показаться, что у вас на слайде цепочка, но если приглядеться, то это всего лишь 1 слой НЭ, который вы записали в столбики из-за недостатка места на слайде.

Отсюда 2 рекомендации:

Разнесите НЭ верхнего слоя на несколько слайдов.
Например, оставьте на первом слайде НЭ 1-4, на втором — 5-8, на третьем — 9-12.
Так у вас останется место на слайде для построения цепочки.
А ведь на следующих слоях она может пойти вширь.
Также можно немного уменьшить шрифт в НЭ, чтобы они были компактнее.

Достройте ПСЦ вглубь.
Построение ПСЦ не заканчивается на выделении первого слоя причин целевого НЭ.
Оно с этого только начинается.
Необходимо достроить ПСЦ до корневых НЭ.
И только потом выбрать ключевые НЭ для работы.

2. Оператор отрицания.
Вы применили ПСА, однако в формулировке ДЗ в п.6 и п.7  вам предлагается применить еще один инструмент — оператор отрицания.
Это вспомогательный инструмент для работы с ПСЦ.
Не увидел у вас его применение в ДЗ.
Примените оператор отрицания к вашей ПСЦ.

Татьяна, вы хорошо начали строить ПСЦ, описав множество причин целевого НЭ.
Теперь необходимо достроить ПСЦ.
А также применить к ПСЦ оператор отрицания.
Успехов в доработке ДЗ!


Пример №2

Татьяна, добрый день.
Предлагаю попробовать еще раз.
На что рекомендую обратить внимание:

1. Объект.
Запишите какой объект вы рассматриваете.

2. Функция.
После описания недостатка объекта необходимо описать функцию, которая будет устранять этот недостаток или не допускать его.
Логика такая: вы описали недостаток, а затем запишите как этот недостаток можно устранить, какая функция должна быть в системе для этого.
А дальше уточняете параметры выполнения этой функции.

3. Дальнейшие шаги.
После этого вы обобщаете эту функцию, ищите лидирующие области и т.д.
Смысл в том, что вы не просто ищете выполнение ГПФ системы, которую когда-то рассматривали. Вы работаете с той функцией, которая позволит вам устранить недостаток.
Татьяна, вижу вы применили ФОП к своей задаче, но где-то в ходе применения отклонились от курса.
Скорректируйте направление решения в сторону устранения недостатка.
И не забывайте, что этот инструмент работает именно с ФУНКЦИЯМИ, а не просто с описанием решения или компонентов.

Успехов в доработке ДЗ!


Пример №3

Скан примера с комментарием эксперта

Пример №4

Сергей, добрый день.
Вы применили ПСА к своей задаче.
На что рекомендую обратить внимание:

1. НЭ.
Несколько моментов:
— В формулировки НЭ не стоит добавлять «потому что».
Достаточно просто описать причину в логике СУБЪЕКТ — НЕГАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ — ОБЪЕКТ.
— Следите, чтобы причины НЭ погружали нас глубже в понимание функционирования системы, и не были просто «отпиской».
«Фильтрующий материал пропускает частицы.»
Причина:
«Размер фильтрующей ячейки и материал фильтра не соответствуют требованиям.»
Т.е. материал пропускает частицы потому, что он не соответствует требованиям.
А если требования изменятся и он им будет соответствовать, то частицы перестанет пропускать?
Вместо причины про требования корректнее продолжить забуриваться в реальные физические причины того, что материал пропускает частицы.
Например:

  • Поры материала пропускают частицы
  • Материал не цепляет задевающие его частицы
  • Материал быстро забивается частицами

и т.д.
Т.е. погружаемся в физику, а не в административные вопросы про требования.

2. Оператор отрицания (ОО).
Применяя этот инструмент важно помнить его логику, иначе в нем нет смысла.
Логика у него такая: мы соглашаемся с формулировкой ниже по ПСЦ (причина), но исключаем следствие.
Это все должно быть отражено в формулировке задачи, поставленной по ОО.
Покажу на одном из ваших примеров как это должно быть:
«Фильтрующий материал пропускает частицы.»
Причина:
«Размер фильтрующей ячейки и материал фильтра не соответствуют требованиям.»
Теперь ставим задачу с помощью ОО:
«Как сделать так, чтобы фильтрующий материал не пропускал частицы, даже если размер фильтрующей ячейки и материал фильтра не соответствуют требованиям?»
Скорректируйте остальные задачи, составленные с помощью ОО в той же логике, что я сделал выше.

3. Результаты.
Результат ПСА:

  • КНЭ
  • Поставленные задачи

У вас довольно много расцветок, но не понятно есть ли среди этих выделенных НЭ те самые КНЭ.
Либо введите обозначения, либо просто подпишите что это КНЭ.
В задачах по КНЭ не нужно ничего изобретать: пишем так, как написано в формулировке НЭ.
Вот ваш НЭ:
«Вакуум в фоторезисте втягивает из воздуха пыль.»
А вот задача по этому НЭ:
«Как сделать так, чтобы в помещении отсутствовала пыль?»
Это конечно возможное направление поиска решений, но далеко не единственное.
А все остальные вы отбросили, неточно сформулировав задачу.
Вот как должно быть:
«Как сделать так, чтобы вакуум в фоторезисте не втягивал из воздуха пыль?»
И здесь гораздо больше путей решения.

Сергей, вы доработали ПСА — отлично!
Осталось скорректировать цепочку с учетом рекомендаций, выделить КНЭ и поставить корректные задачи.
Успехов в доработке ПСА и изучении следующей темы!


Пример №5

Скан примера с комментарием эксперта