Система мотивации и природа человека

Система мотивации и природа человека.

Так как истина есть дело бестелесное, и так как никакой истины, ни физической, ни метафизической, ни математической, нет в теле, то отсюда вы видите, что вечная человеческая субстанция не находится в индивидах, которые рождаются и умирают.  

Джордано Бруно

Автор показывает, что мотивация — вопрос невероятно сложный, к которому следует подходить системно и комплексно. Проблему следует рассматривать с различных точек зрения.

Давайте порассуждаем на тему мотивации, тему, актуальную во все времена существования человечества. Задача мотивировать кого-то сделать что-то стояла всегда, эта тема не нова. Но сегодня актуальность мотивации велика как никогда, значимость вопроса многократно усилилась. Почему? На этот вопрос ответить несложно. Дело в постоянно растущем ускорении развития общества, усложнении человеческих взаимооотношений. Результатом усложнения вкупе с ускорением явилось построение сложных цепочек взаимодействия, требующих от участников процесса выполнения большого количества непростых операций (в том числе мыслительных) с высокой точностью в течение ограниченного времени. В результате характер взаимодействия в компаниях меняется — появляется необходимость предоставления высокой степени свободы участникам взаимодействия при принятии решений. А для этого нужно уметь находиться «в высоком тонусе», обладать личной смелостью в сочетании с высокой чуткостью, причем в течение длительного времени. То есть это состояние должно стать корпоративным стилем и постоянно поддерживаться культурой организации. А что на деле? А на деле энтузиасты и небольшие группы профессионалов генерируют прорывные решения, а горы корпоративных бюджетов порождают «интеллектуальных мышей». Так как же бороться с тихим саботажем, прикрытым высказываниями о важности выполнения стратегических показателей, «офисным планктоном» и прочими явлениями нашей корпоративной действительности? Откуда такой перекос? Вот и мучаются умные головы в поисках надежной системы мотивации, которая могла бы запустить и надежно контролировать этот процесс.

      Вот и мы поставим русский вопрос — что делать? Любая наука, прежде чем дать какую-либо рекомендацию, ответит на этот вопрос так — сначала изучать. Сперва нам потребуется понять природу человека, а затем начинать разрабатывать технологию. Давайте продолжим наше рассуждение. Начнем с понятия «мотивация». Мотивация — это система мер воздействия на человека, вызывающих положительный мотив (внутренне желание человека работать в требуемом направлении). Соответственно, воздействие на человека, вызывающее отрицательный мотив (внутреннее желание человека работать в ином направлении, например: заниматься «левыми заказами», предаваться ничего не деланию, формально относится к своим обязаностям, в крайнем случае, даже вредить) — называется демотивацией. Здесь ключевое понятие — мотив. Мотив (лат. motive — это двигать, перемещать) — движущая сила, направляющая поведение человека на выполнение одной конкретной модели поведения, которая способна удовлетворить его актуальную потребность. То есть, мотив всегда исходит изнутри человека. Мотив не может быть привнесен извне. Другими словами, мотив — это термин, означающий внутреннюю силу, запускающую определенную модель поведения. Мотив характеризуется как величиной (внутренняя сила может быть как очень мощной, так и совсем незначительной), так и направлением. И нам нужно, чтобы наши действия (их принято называть стимулами) запускали мотив гарантировано в требуемом направлении и желательно, очень мощный по величине.

     Но здесь возникает достаточно серьезная сложность — ведь издавна известно, что один и тот же стимул у различных людей запускает самые разные мотивы. Иными словами, контролировать направление мотива очень сложно! Например, руководитель отдела сказал, что за невыполнение плана отдел лишается годовой премии. С величной мотива все более менее понятно — если премия большая, то и мотив возникнет значительный, если небольшая — мотив будет также соответствующий. То есть, как правило, величина мотива пропорциональна величине стимула — разумеется, в том случае, если этот стимул касается  потребностей людей, на которых он направлен.

     Гораздо хуже дела обстоят с направлением мотива, вызванного одним и тем же стимулом. Давно известно, что один и тот же стимул совершенно по-разному действует на различных людей. В нашем примере с отделом, простимулированным лишением премии, одни сотрудники начнут работать с удвоенной силой, другие — предпримут тихий саботаж против своего руководителя, третьи будут работать как прежде, немного поворчав в курилке, пара ключевых сотрудников швырнут заявление по собственному желанию на стол руководителю, а один начнет демонстративный конфликт со своим шефом.

     Продолжим наше рассуждение дальше. А если премия в нашем примере окажется смехотворной? Тогда и не будет тех последствий, о которых сказано выше. Все только улыбнутся. И ключевые сотрудники не уйдут. И саботажа с конфликтами не будет. Но и на улучшение работы сотрудников также надеяться не придется. Так что в результате? А в результате мы неизбежно придем к тому, что стимул и вызванный им мотив должны быть мощными — иначе это пустое, просто имитация деятельности. А как с направлением мотива? Понятно, что в нашей системе понадобится некий компас. Именно по этому компасу мы и должны сверять направление стимула. Значит стимул, выверенный по «компасу» гарантировано вызовет требуемый мотив. Как же нам разобраться с этим компасом? Вот здесь нам потребуется понять природу человека.

     В эпоху материализма природу человека было принято отождествлять с природой животного мира. Вне всякого сомнения, материализм признавал за человеком наиболее совершенную биологическую систему на нашей планете и объяснял это превосходство необычайным развитием головного мозга современного человека. Человек — существо биосоциальное, говорилось тогда. Всем также известно высказывание, что «труд сделал из обезьяны человека».  Получалось, что человек — это очень совершенная обезьяна, отличающаяся от нее количеством мыслительных операций в секунду. Тогда мотивация человека и обезьяны должна быть схожей — это метод «кнута и пряника», просто головной мозг человека позволяет воспринять более сложные и более изощренные приемы этой системы мотивации. Но здесь нет главного ответа — нет компаса, по которому нужно сверять вектор воздействия. Отсюда и последствия, разобранные в нашем примере. Что касается великих людей и харизматичных лидеров той эпохи, — а они, несомненно, были — так эти лидеры пользовались иной системой мотивации, объяснить которую с позиций материалистического взгляда на человека не представлялось возможным. Великие лидеры, как вы понимаете, просто делали свое дело, пользуясь своим даром, и особо не вдавались в вопросы существовашей тогда теории.

     Безусловно интересным, и во многом прорывным взглядом на природу человека явилась теория «целого человека» Стивена Кови, описанная им в книге «Восьмой навык: от эффективности к величию». С. Кови пишет: «Существует одна главная, хотя и простая причина, по которой так много людей не получают удовлетворения от своей работы и по которой большинство организаций не в состоянии выявить значительные таланты, изобретательность и творческие способности своих сотрудников и стать по-настоящему великими и долговечными организациями. Она вытекает из несовершенного понимания нас самих — нашего фундаментального представления о природе человека. Все дело в том, что люди — не вещи… в каждом человеке четыре измерения — тело, разум, сердце и дух. Во всех философских и религиозных учениях мы, по существу, обнаруживаем те же четыре измерения. Термины используются разные, однако измерения жизни универсальны. Эти измерения также отражают четыре основные мотива людей: жить (выживание), любить (взаимоотношения), учиться (рост и развитие) и оставить после себя наследие (смысл и вклад)». То есть стремления человека в конечном итоге подчинены его духовному началу. А категории духовного начала — это смысл и вклад. В этой же книге С. Кови много внимания уделяет такому фундаментальному измерению как совесть — вот тот компас, по котрому нужно двигаться! Значит, все действия должны иметь смысл, а конечная цель — оставить после себя вклад. И самое главное, все действия и конечная цель должна согласовываться с совестью, которая направляет каждого человека, задает некий универсальный вектор приложения усилий.

 По С. Кови, природа человека представляется следующей:

 

Рис. 1. Четыре фундаментальные потребности, определяемые природой человека по С. Кови.

 

     Значит, система мотивации должна затрагивать все эти фундаментальные потребности и, соотвтетственно, действовать в следующих четырех направлениях:

 

Рис. 2. Система мотивации, учитывающая четыре фундаментальные потребности, определяемые природой человека по С.Кови.

    В доказательство правильности своей позиции, С. Кови предлагает каждому из нас ответить на пять несложных вопросов:

    Отсюда мы делаем несложный вывод — система мотивации будет гарантированно эффективна, если имеет все четыре точки приложения, то есть целиком опирается на природу человека.

     Теперь уместно немного отвлечься и дать определение второй составляющей понятия «система мотивации» — термину «система». Здесь мы с вами обратимся к источникам по ТРИЗ (теории решения изобретательских задач, разработчик – Альтшуллер Генрих Саулович. Сегодня в мире работают тысячи его последователей, десятки — мастера ТРИЗ), дающей довольно полное объяснение понятию «система». Система ‑ это некоторая совокупность взаимосвязанных элементов, обладающая свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов системы. Элемент системы ‑ относительно целая ее часть, обладающая некоторыми свойствами, не исчезающими при отделении от системы. Однако в системе свойства отдельных элементов не просто суммируются. Чаще всего часть свойств каждого элемента при вхождении его в систему гасится, нейтрализуется, теряет свою индивидуальность. Но зато каждая система в целом обладает каким-то особым качеством, которое не является результатом простого суммирования свойств составляющих ее элементов. В этой связи говорят, что система обладает особым системным качеством (системным свойством). Например, система «легковой автомобиль» состоит из агрегатов и кузова (элементов системы), каждый из которых обладает определенными свойствами. Но лишь собранные вместе (в систему), эти элементы дают новое системное свойство — комфортное перемещение по дороге.

      Поэтому система мотивации — это такая общность компонентов системы (а компонентами системы мотивации являются отдельные стимулы), которые, при использовании их по отдельности, никогда не принесут того эффекта, как при использовании их в единой системе (а может быть, и нанесут непоправимый вред). Таким образом, система мотивации — это общность взаимосвязанных стимулов, нацеленных на создание гарантированно положительных мотивов большой мощности, то есть действующих в направлении созидания, а не разрушения. Такая система учитывает природу человека, а не противоборствует ей, что обеспечивает ей успешное применение.

       Теперь нам с вами понадобится дальнейшее уточнение природы человека для окончательного определения направления приложения стимулов.

       За помощью мы обратимся к интереснейшему труду, оставленному нам Иоанном Кронштадским «Начало и конец нашего земного мира», труд впервые был издан в 1901 г. в Российской империи, затем неоднократно переиздавался. Подобно тому, что мы видим у С. Кови, Иоанн Кронштадский пишет о физическом и духовном естестве человека.

    «Дух и тело душевное — это два мира: невидимый и видимый. Из двух природ единый человек», пишет он. Далее он приводит весьма интересные определения:

    «Что же такое душа? Тончайший жизненный цемент, связующий то, что неминуемо распалось бы без этой опоры, ибо тело из праха земного само по себе жить не может. 

     Следовательно, душа есть жизнь в организме тела. Душа является средней ступенью перехода от физического к духовному или мысленному существу, дыхание жизни, дающее движение крови», — значит, душа есть некий связующий элемент между телом и горним, то есть Божественным естеством человека. Но дальше — интереснее: помимо души, некоего «жизненного цемента», человек обладает духом.

     Иоанн Кронштадский дает такое определение духа: «Что такое дух? Непостижимое и неведомое проявление мысленного существа, имеющее то же отношение к душе, какое имеет душа к телу» — пишет Иоанн. Вот так. Три ступени природы человека — физическая (тело), связующая (видимо, энергетическая природа, о чем свидетельствуют многочисленные опыты последнего времени, в изобилии описанные в прессе) — душа и совершенно непостижимая с точки зрения измерений — дух. По Иоанну, «у человека изощрены высшие духовные способности, насколько необходимо для служения своему Творцу и Богу». Какие же это способности? — спрашивает Иоанн.

     И отвечает: «Разум, воля, чувство. Эти три способности духа ни разделить, ни слить в одно целое нельзя» — здесь опять мы видим отражение системного свойства природы человека.

      Получается, природа человека составляет некую систему, именно систему в полном смысле этого слова, где человек — есть системное свойство следующих основных компонентов:

Рис. 3. Духовная природа человека по Иоанну Кронштадскому и ее связь с физической природой человека в представлении автора.

        Далее мы можем предположить, что проявления физической природы человека могут быть подчинены проявлениям его духовной природы. Так, физические потребности в пище, дыхании, комфорте, стремлении к безопасности и так далее могут быть уровновешены волей и даже подчинены ей (это подтверждает огромное количество исторических и практических примеров — вспомните отшельничество, различные учения восточных школ, многочисленные примеры героизма в годы Великой Отечественной войны); чувства напрямую связаны с проявлением эмоций (что уж совсем понятно), а разум направляет действия человека через мышление, которое в свою очередь определяется особенностями работы мозга различных людей, то есть мышление — это также проявление физической природы.

      Например, всем известно, как при проявлении лучших чувств активируются прекрасные эмоции, повышается работоспособность человека, улучшается его физическое состояние. Жизнь его наполняется смыслом… Идея, порожденная разумом, захватывает, пленит человека, подчиняет себе его устремления. Теперь образы, результат работы правого полушария мозга, всецело подчиняется этой идее — образное мышление выдает калейдоскоп картинок, идеи по вспыхивают одна за другой… Левое, логическое полушарие, ищет рациональное объяснение этим образам, достраивает, очищает их, ищет связь с уже решенными задачами. Разум же не дает свернуть в сторону, заставляет работать мышление в направлении выбранной идеи. Так происходит подчинение мышления более сильному, духовному, естеству. Здесь верно подметил С. Кови — мерило разума — это смыл и вклад. Что же касается жизненных потребностей — тело, как известно, стремится к покою, к размеренности — но дух, захваченный идеей, подчиняет физические потребности человека и заставляет упрямо продвигаться к цели. Вам приходилось когда либо общаться с бойцами спецподразделений или ветеранами войн? Возможно, Вы спрашивали их «А Вам страшно?». «Конечно, страшно», — отвечают они. Да и может ли быть по-другому? Ведь страх является следствием инстинкта самосохранения, поэтому страх — это естественная реакция нормального человека. Тогда спросите: «Как же тогда Вы делаете свою работу?» — в ответ Вы услышите «это моя работа», «я должен», «нам поручено провести эту операцию»… Так воля способна подчинить себе любые физические потребности, вплоть до страха смерти. Как видите, человек — это не совершенная обезьяна, животным такое поведение в принципе недоступно.

       Теперь настало время вернуться к системе мотивации — понятно, что если руководитель (или лидер) желает добиться решения сложных задач в относительно короткое время, ему придется воздействовать не столько на физическую природу человека сколько на духовную, причем осуществить комплексное (системное) воздействие, затрагивающее волю, чувства и разум (что, в общем-то, и делали великие лидеры различных эпох — но делали это подсознательно).

       Не знаю, будет ли построена такая система мотивации в недалеком будущем, но ясно одно (и опыт великих лидеров показывает это на практике) — нужна великая цель, определяющая вклад (она определяет мощность мотивов), должен учитываться «угол зрения» — то есть совесть человека, являющаяся отражением направления его духовных устремлений (это тот самый вектор направления мотива). Должен учитываться вклад человека в достижение этой великой цели, направляемый совестью.

      Получается, что основы системы такой мотивации в следующем:

      Слабость физической природы следует цементировать развитием воли, эмоции контролировать стимулированием и развитием лучших чувств, а мышление поддерживать через логические цепочки, проясняющие последовательность шагов в направлении движения к великой цели. «Компасом» является «угол зрения» к голосу совести каждого человека. И конечно, все это может заработать лишь в одном случае — в случае реализации системного подхода.

      Что ж, коллеги. Я искренне признателен Вам, если Вы дочитали эту статью до конца. Буду рад откликам, советам, конструктивной критике. Но мне кажется — истина где-то рядом. Теперь дело за внедрением, построением понятных и работающих технологий. А они есть,описаны. Надо только при их применении держать в голове основные составляющие природы человека и научиться действовать целостно.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Г.С. Альтшуллер. «Найти идею. Введение в ТРИЗ».

2. С.Кови. «Восьмой навык. От эффективности к величию».

3. Иоанн Кронштадский. «Начало и конец нашего земного мира».

 Статья опубликована в журнале «Управление сбытом«.