ТРИЗ‌ ‌и обучение информационным технологиям

Максим Корякин, Дворец учащейся молодежи “Смена”, педагог дополнительного образования, и.о. руководителя структурного подразделения, руководитель методического объединения по вопросам профориентации

Как Вы узнали про курс ТРИЗ Бизнес-ассоциации ТРИЗ?
Узнал через своего коллегу, преподавателя ЮУрГУ, Бориса Васильевича Шмакова.​

Какую задачу Вы решали в ходе обучения?
Повышение посещаемости и мотивации к обучению студентами Дворца учащейся молодежи​ “Смена” по следующим направлениям: 3d-моделирование, мехатроника, робототехника, реверсивный инжиниринг, управление беспилотными летательными аппаратами, лазерные технологии, а также разные художественные курсы. Сложность составляет то, что некоторые наукоемкие курсы студенты реже посещают, потому что для этого нужно прилагать большие умственные усилия. В нашем техникуме есть дисциплинированные, замечательные студенты, но они переводятся на другие направления, потому что зачастую им сложно обучаться на курсе. В связи с этим необходимо было не только набрать студентов, но и​ замотивировать их к обучению и оставить в рамках вот этих курсов.

Была ли решена задача? Какой экономический эффект был получен в результате внедрения?
Задача была решена сама собой, а по тому варианту, который мы предоставили на курсе ТРИЗ, то мы нашли дополнительное частичное решение этой задачи.
В этом году с нами начали заключать договоры школы, поэтому мы заполнили места студентов школьниками, но студенты все равно у нас занимаются. Сейчас больше дней занято педагогами, которые занимаются наукоемкими направлениями. Поэтому нет необходимости реализовывать нашу задачу в этом учебном году.
Что же касается решения задачи, к которому мы пришли на курсе по ТРИЗ, то так как у нас есть большие технические ресурсы, много компьютерных классов, которые пустуют, когда студенты в них не занимаются, мы предложили создать программы по киберспорту. Человек, который идет обучаться, к примеру, на мехатронику или лазерные технологии, имеет возможность вступить в наш киберспортивный клуб и после пар поиграть в команде с другими членами клуба. Идея развивать киберспортивные компетенции была нами подтверждена после того, как мы возили двух студентов на международный конкурс по киберспорту и робототехнике, и из большого количества компетенций, связанных с IT, были такие как робототехника, знание различных программ, программирование. Там был очень большой спектр именно киберспортивных дисциплин. Отрасль развивающаяся, поэтому мы дали ребятам поиграть в команде. У них есть возможность, если они хотят, посещать наши основные курсы, а потом пользоваться ресурсами «Смены» и развиваться в киберспортивной деятельности. Получается, что они развиваются в техническом направлении, а после занятий получают «награду» в виде развития киберспортивных навыков.

Какие инструменты ТРИЗ использовали в процессе решения задачи?
Не только ТРИЗ. Например, мы применяли мозговой штурм. Из инструментов ТРИЗ были использованы: схематизация, техническое и физическое противоречие, ве-польный анализ.

Что для себя усвоили после прохождения обучения?
Для меня раскрыли ве-польный анализ, который мало применяется при обучении студентов, и я сам его лучше понял, на каких примерах доносить до студентов. Понравились обновленные задачи ТРИЗ. Когда еще был СССР, ТРИЗ развивалась, а потом наступил период стагнации. В интернете сложно найти интересные задачи, а на курсе я увидел больше задач по ТРИЗ, инструментов, не только из техники, но из менеджмента, управленческой и экономической деятельности. Понравились обновленные формулировки ИКР, обновленные примеры на законы развития технических систем. ТРИЗ был переработан, поставлен на современные рельсы.

Что Вам понравилось, что хотели бы отметить в нашей работе?
Удобное время для занятий, грамотное распределение часов, рабочая тетрадь и домашнее задание, которое можно проработать дома.

Что посоветуете нам улучшить в нашей работе?
Люди могли не сразу понимать, что такое синектика и аналогии. Я бы посоветовал по мере возможности и временных ресурсов больше разворачивать тему для таких слушателей, которые до этого не были знакомы с ТРИЗ, использовать для их обучения больше примитивных объяснений и примеров.

Хотели бы сотрудничать в дальнейшем?
Будем обращаться к Вам, как к специалистам, по каким-то методическим вопросам, или чтобы оценить конкурсы технического творчества, или проекты с точки зрения изобретательского зерна и ТРИЗ. Когда будем обращаться, условия обговорим. Пока вопросов не возникало, материал освоил, что-то добавил в программу. В моих планах посетить «Клуб практиков ТРИЗ».

© Максим Корякин, Диана Баркеева, Антон Кожемяко

Зарегистрироваться на онлайн-практикум ТРИЗ Бизнес-ассоциации ТРИЗ Вы можете здесь