Диффузия ответственности

Материал из книги «Психологические эффекты в менеджменте и маркетинге. 100+ направлений повышения эффективности в управлении и сбыте».

Диффузия ответственности [1]. Если более одного человека, находящихся в равной степени ответственности, получают информационное сообщение (например, распоряжение), требующее действий, и они точно знают, что это сообщение получило несколько человек, то вероятность выполнения требуемого действия каждым человеком многократно снижается. Помните поговорку времен СССР: «все кругом колхозное, все кругом мое»? Или стишок про то, как «шумит-ревет родной завод»? Все это «народное творчество» касается эффекта диффузии ответственности. Так вот «общее» означает ничье. Отсюда «золотое правило менеджмента»: коллективного принятия решения не существует. Коллектив может работать над подготовкой решения, но принимать решение должен всегда один человек.

Эффект диффузии ответственности проявляется так: все видели (или слышали), но каждый подумал, что действие выполнит кто-то другой. Пример: попробуйте отправить по электронной почте просьбу, которую должен выполнить кто-то один (не важно кто именно) и поставить в графе «кому» десяток получателей. Вероятность, что никто не поможет, будет весьма высока. Об эффекте диффузии ответственности следует помнить каждому руководителю.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Психология убеждения. 50 доказанных способов быть убедительным / Ноа Гольштейн, Стив Мартин и Роберт Чалдини; пер. с англ. Галины Федотовой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 224 с.

© Антон Кожемяко.

Подробнее ознакомиться с нашими технологиями вы можете, записавшись на онлайн-практикум по построению системы продаж на рынке В2В, по развитию ресурсного мышления через освоение ТРИЗ и онлайн-практикум по развитию коммерческого персонала, работающего на В2В-рынке. Успехов!