Владимир Мухомендриков, директор радио «Олимп», г. Челябинск 

 

Как Вы узнали про курс ТРИЗ Бизнес-ассоциации ТРИЗ?

Я знаю Антона Кожемяко давно, мы познакомились на одном мероприятии в РБИУ.

Какую задачу Вы решали в ходе обучения?

Я пытался решить бизнес-задачу. Речь шла о продаже билетов на спектакль благотворительного фонда «Зеленый театр». Задачей этого фонда является периодическая постановка спектаклей и высадка деревьев в Челябинске на вырученные деньги.  Я столкнулся с тем, что в «Зеленом театре» каким-то очень традиционным и не совсем, на мой взгляд, верным способом продавали билеты. То есть, это была нагрузка на актеров, пришел человек и, одним из условий было то, что он должен был продать билеты на несколько тысяч. Мне показалось это очень замшелым подходом. С учетом того, что это все-таки общественная организация, спектакль делается каждый раз практически новой труппой, такая система распространения билетов, как кассы, тоже не очень хорошо работает, мягко говоря. Хотелось найти какой-то способ, который, с одной стороны привел бы к гарантированному решению задачи, а с другой стороны, чтобы он не накладывал каких-то ограничений на актеров-любителей.

Какие инструменты ТРИЗ использовали в процессе решения задачи?

Все начиналось с административного и технического противоречия. В рамках учебного процесса для этой задачи применялись практически все инструменты, которые мы проходили. Я рассматривал свою задачу через призму потоков, оператор ИКР, РВС. Для бизнес-задач самое важное - правильно сформулировать административное противоречие, т.е. выбрать принципиально точно именно ту сферу решений, то окружение, в котором решается эта задача. Невозможно просто сказать или поставить задачу «Как продать 1000 билетов на спектакль «Зеленого театра» - это постановка задачи ни о чем. А когда начинаешь углубляться с помощью вот этих операторов, чтобы сформулировать, надо все противоречия правильно предложить, а для этого потом надо правильно перейти от всех противоречий к описанию системы в административном противоречии в рамках реальных условий: кто люди, которые продают, кто зрители, какие СМИ принимают в этом участие, кто партнеры и т.д. Собственно операторы позволяют иногда, в том числе при повторной операции, по-другому увидеть задачу, начинаешь видеть ошибку в первоначальной формулировке задачи, потом возвращаешься к ней. Сейчас на своих слайдах я вижу, что с каждым разом я приходил к более точной формулировке задачи. После того, как задача была окончательно сформирована, я применял сокращенный АРИЗ-85В, вепольный анализ, хотя в меньшей степени, но для иллюстративности он пригодился.

Какой результат был получен в результате внедрения?

Мы получили хорошие результаты. Представьте себе, в Ваших руках билет, а на нем написано: «В Ваших руках - сертификат на чистый воздух нашего города. 100 кг кислорода». Вы бы купили? Я пришел к пониманию того, как правильно следовало бы позиционировать этот билет с учетом той целевой аудитории, на которую он рассчитан. Я не знаю, стоит ли нам углубляться в эту тему... Я артист, мне нужно продать билеты, я же не буду стоять на улице с этими билетами и продавать их прохожим. Как люди обычно поступают? Идут к родственникам, друзьям, коллегам и предлагают им, может быть, незаинтересованным и не погруженным в эту тему, купить билет, а им же неудобно мне отказать, потом они сходили и говорят «Как здорово получилось! Мы думали «болтовня» будет, а вы так хорошо сделали». А мне нужна другая аудитория людей, которые хотят решить экологическую проблему в Челябинске, но хотят сделать ее не на митинге, потому что митинги ничего не решают на самом деле. Я хотел добиться, чтобы люди поняли, что надо взять лопату.

Когда ты берешь сам лопату, сам сажаешь дерево, ты вряд ли позволишь его кому-то сломать. Вот этот маленький труд многому учит, что делать надо руками и головой тоже надо делать. Если мы хотим жить в чистой экологии, нам надо много работать для этого, не только ходить и «орать» по улицам или быть недовольными. Кто-нибудь из Ваших знакомых посадил дерево? Как только Вы посадите дерево или заплатите за спектакль 1500 рублей, из которых все деньги, до копейки, пойдут на озеленение, Вы почувствуете у себя моральное право требовать что-то. Эти деревья можно сейчас увидеть, например, на «Площади павших» и на площади перед Оперным театром. Это конкретный вклад человека, который пришел на спектакль. Мы таким образом проголосовали за экологию. Нам  нужна аудитория не друзей и знакомых, а этот сертификат-билет на 100 кг чистого воздуха решил бы эту задачу. Да, мы могли бы просто обратиться к людям в интернете, в рекламе на радио, по телевидению, сказать «Ребята, есть уникальная возможность прийти и, купив этот сертификат, он же будет являться входным билетом, на замечательный спектакль, люди для вас работали 4 месяца по ночам, репетировали спектакль». Это было нетрадиционное решение, благодаря методикам ТРИЗ.

В конечном итоге билеты продавались «по-старинке». Решение задачи, которое я нашел, не был принят нашим сообществом, но так бывает – не все хорошие решения оказываются востребованными, хотя многие из коллег оценили.

В-общем, мы должны продавать не билеты, а Ваше участие в решении экологических проблем.

Что для себя усвоили после прохождения обучения?

Я с ТРИЗ был знаком давно. Как инженер, в свое время я неоднократно использовал метод ТРИЗ для решения каких-то задач, с которыми мне доводилось сталкиваться в жизни, и многие из них я примерно такими методами и решал. Единственное, почему мне было интересно вспомнить все это и посмотреть на новый уровень – я решал технические задачи методами ТРИЗ, а тут мне понравилось, что Антон  Кожемяко предлагает методы ТРИЗ для решения бизнес-задач, и очень важно то, что он не подходит формально к задаче. Многие люди, не являющиеся по образованию инженерами, часто поверхностно смотрят на ситуацию и ожидают, что есть какие-то волшебные алгоритмы, которые позволят решить задачу типа «Нужно увеличить мой доход в 10 раз, или я хочу зарабатывать 1000000 рублей в месяц… Я пошел, и мне дали какой-то алгоритм и я его запомнил и в конечном итоге быстро получил решение». ТРИЗ – это все-таки немного другое.

Самое ценное в ТРИЗ для решения задач – это всесторонний анализ бизнес-задачи и среды, в которой бизнес осуществляется. Уже на этапе анализа методами ТРИЗ, а ТРИЗ предполагает целую систему и такие инструменты, которые позволяют как бы перепроверять исходные данные этой задачи и возвращаться иногда к постановке задачи, потому что ты решаешь задачи, идешь по ТРИЗ, и вдруг понимаешь - какая-то путаница, значит, была сделана ошибка в самом начале – неправильная постановка задачи, не то мы ищем. Вот сам по себе этот процесс, часто в несколько подходов позволяет разобраться и найти решение даже не обязательно проходя все этапы, а просто правильно сформулировав административное противоречие. Когда ты его 20 раз формулируешь и на 21 раз ты четко понимаешь – как тебе нужно решить эту задачу. Этим, наверное, бизнес-задачи отличаются от технических задач.

Что Вам понравилось, что хотели бы отметить в нашей работе?

На занятиях мне очень понравилась атмосфера, туда приходят пытливые люди, из разных сфер, справа сидит инженер, слева сидит стоматолог, спереди сидит бизнес-тренер, парикмахер, IT-специалист, у кого-то детский центр. Это очень важно, когда ты во время работы над домашними заданиями, слушаешь чужие проекты, постановки задач – это обогащает свои собственные знания о предмете, которым ТЫ занимаешься, потому что это дает тебе новый взгляд на старое, привычное, чем я занимаюсь каждый день. Можно увидеть прямые аналогии, иногда косвенные моменты в голове складываются, когда стоматолог что-то рассказывает, например. Он тоже решает бизнес-задачу и похожие задачи могут быть и у меня. Стоматолог со своей точки зрения говорит о своих клиентах, о чувствах человека, у которого болит зуб. Как сделать так, чтобы не упускать клиента, который позвонил по телефону и т.д. Все это плавно может перекочевать в другую сферу, например, там, где люди делают трубы и тоже звонят клиент, у которого зубы сейчас не болят, но решает какую-то другую задачу. Это очень любопытно.

Я сейчас перечитываю книгу Антона «Решение бизнес-задач». Даже когда ты проходишь курс обучения и время от времени пытаешься применять какие-то методики, в жизни, в силу целого ряда обстоятельство, мы не можем всегда применять метод ТРИЗ, хотя Антон правильно говорил, что мышление, если ты уж взялся за ТРИЗ и хочешь, чтобы он на тебя работал, должно быть ТРИЗовским, во всем нужно пытаться видеть или искать административные противоречия, правильно формулировать, возвращаться к ним, на самом деле – это такой процесс, которым нужно постоянно заниматься. Я сейчас читаю эту книгу и на многие вещи по-другому смотрю с учетом того опыта, который был. Просматриваю свою презентацию – мне она очень нравится.

Что посоветуете нам улучшить в нашей работе?

ТРИЗ изобилует техническими терминами и очень часто, для иллюстративности приходится применять технические аналогии: как летит пуля, как устроен танк. Для гуманитариев может быть это не всегда те примеры, которые в их образном мышлении находят правильное отражение. Поэтому я бы сказал, что нужно увеличить содержание примеров из гуманитарной сферы, сферы общественных отношений, бизнеса, т.е. гуманитарные задачи, которые можно было бы иллюстрировать в методике ТРИЗ. Это касается всего ТРИЗ, он так и называется сложно для уха гуманитария «Теория решения изобретательских задач» – под этим понимается что-то железное или электронное.

Хотели бы сотрудничать в дальнейшем?

Я сотрудничаю с большим удовольствием, я абсолютно открыт. Ценю Антона и Евгения как классных специалистов, которые делают большое дело, за что им низкий поклон.

 

© Владимир Мухомендриков, Диана Баркеева, Антон Кожемяко.

 

Зарегистрироваться на онлайн-практикум или очный курс ТРИЗ Бизнес-ассоциации ТРИЗ.


Комментарии

Читайте также

Показать больше записей