Материал из книги «Психологические эффекты в менеджменте и маркетинге. 100+ направлений повышения эффективности в управлении и сбыте».

 

Страх и гнев имеют причины. Есть гнев? Ищите субъект! [1]. Эти эффекты показывают, что усиление «негативных» эмоций может использоваться в качестве своеобразного индикатора, который поможет вам найти причины и, устранив их, улучшить климат в коллективе. В ТРИЗ подобные задачи носят название «задачи на обнаружение» [2]. В бизнесе они не менее важны, чем «задачи на изменения». Плохо, если руководитель глух к подобным «слабым сигналам». Так, команда Титаника получила более двадцати предупреждений от экипажей судов об опасной ледовой обстановке, но у телеграфистов были более важные задачи – передавать сообщения о биржевых новостях и сплетнях. За подобные телеграммы клиенты платили живыми деньгами… За подобную близорукость в коллективе рано или поздно придется расплачиваться снижением продуктивности.

Страх и гнев – древнейшие эмоции, позволяющие организму выжить. Если два «организма» столкнулись на узкой дорожке, то они непременно «просканируют» друг друга на предмет «Это может меня съесть?» - если да, запускается реакция «беги». Это страх. Если нет – то может я могу пополнить запас жизненных сил и съесть «это»? Если ответ да, то запускается реакция «бей», это гнев. А если нужно отстоять свою территорию и драться? Опять гнев. Гнев побуждает к драке, а никакой нормальный организм не будет драться с неодушевленным предметом или явлением. Но, в отличие от гнева, страх возникал не только по отношению к некоему организму. Природные явления – пожары, ураганы, наводнения, также вызывали страх и заставляли спасться бегством или прятаться.

Таким образом, страх направлен прочь от объекта, а гнев, напротив, к нему. Но в отличие от страха, гнев направлен всегда к некоему субъекту, к другому «организму».

Значит, если ваши сотрудники испытывают чувство гнева, то всегда есть кто-то конкретный, по отношению к которому возникает данная эмоция. Причины, порождающие страх, могут быть более разнообразны. Но всегда есть какой-то объект или явление, от которого хочется скрыться. Страх и гнев – это эмоции, порожденные эволюцией, основная цель которой – выживание организма, и эти эмоции никак не могут быть «вещью в себе».

Понимание природы возникновения страха и гнева поможет вам в управлении коллективом. Поэтому, если диагностирован гнев, значит нужно обнаружить конкретного человека (людей), по отношению к которым он возникает. По-другому просто не бывает!  Далее, если ситуация вас не устраивает, на подчиненного или коллегу можно воздействовать. Известно также, что небольшая доля гнева способствует продуктивности в работе – сотрудники более мотивированы. Теперь подумайте, на кого направить этот мотивирующий, легкий гнев? На конкурента, на клиента? А страх? Небольшая доля страха тоже мотивирует. Какой объект, субъект или явление должно быть источником этого легкого мотивирующего страха? Самый опасный конкурент? Возможность быть отвергнутым определенной социальной группой (социальный страх)?

Ситуации бывают разные, но если есть гнев, то всегда есть субъект, а если присутствует страх, то следует искать объект, субъект или явление.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Эмоциональный интеллект. Российская практика / Сергей Шабанов, Алена Алешина. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 429 с.
  2. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач / Генрих Альтшуллер. – 3-е изд. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 402 с. – (Серия «искусство думать»).

 

© Антон Кожемяко.

 

Подробнее ознакомиться с нашими технологиями вы можете, записавшись на онлайн-практикум по построению системы продаж на рынке В2В, по развитию ресурсного мышления через освоение ТРИЗ и онлайн-практикум по развитию коммерческого персонала, работающего на В2В-рынке. Успехов!


Комментарии

Читайте также

Показать больше записей