Факты о проблемах образования в СССР.  Сделаны ли выводы в современной России?

Попались на глаза интересные данные из "рабочей книги развития творческой личности", 1990 г. Не удержался - написал.

 

 

Сейчас много говорят о высоком качестве образования в СССР и никчемности сегодняшних подходов. Да, доля правды есть - качество образования, если не брать отдельные школы и ВУЗы, в "среднем по больнице" оставляет желать лучшего.
И все же - вот некоторые любопытные выдержки. К стати, выдержки эти косвенно подтверждают недостаток в первую очередь гуманитарного образования в СССР, техническое образование - это все был наш конёк, с этим не поспоришь.

1. Из беседы с нач. упр. преподавания общественных наук В. Купцовым, 1988 г.: ... я сам в этом году присутствовал на выпускных экзаменах в одном из московских ВУЗов и слышал ответы выпускников: один пребывал в уверенности, что самая большая страна в мире - Монголия, другая сообщила, что в СССР проживает 30 млн. человек.

2. В. Северцев - статья в газете "Правда", август 1988 г. Особенно тревожны изъяны в педагогическом образовании. Большинство выпускников ряда ВУЗов (в статье ВУЗы названы) не справляются с требованиями не только ВУЗовской, но и школьной программы... В 1975 г. с заданиями на проверку общеобразовательных знаний справились 65% первокурсников, в 1986 г. - только 25%.

3. Из доклада секретаря ЦК КПСС Е. К. Лигачева "О ходе перестройки в высшей школе и задачах партии по ее осуществлению", февраль 1988 г.:
В начале учебного года в ряде ВУЗов и техникумов проведена государственная проверка общеобразовательной подготовки первокурсников, поступивших из школ и ПТУ. Охват - 27 тыс. чел. Картина безрадостная - с контрольными заданиями не справились 25% студентов ВУЗов и 45% учащихся техникумов. в отдельных ВУЗах цифра доходит до 70%.

В общем, всегда было не так гладко в образовании. И идея всеобщего образования тоже давала немалый сбой - балбесов всегда хватало. Но в целом, идея жила. Ведь, по-моему, все это несравнимо с сегодняшним масштабом происходящего. То что в конце 80-х воспринималось как "безрадостная картина" для сегодняшнего образования - лишь цветочки. Не просто же так сегодня серьезно ставится вопрос стратификации - с избранными работаем как следует, а большинство пусть телебонькается, как умеет. Не знаю, насколько правильна такая постановка вопроса. У этой медали две стороны. Опасность в том, что так мы получим такое расслоение в обществе, что непонятно, как развиваться дальше с таким отрывом меньшинства от большинства. Но, с другой стороны - если человек не стремится развиваться, то палкой его гнать, что ли? Вопрос сложный.

 

© Антон Кожемяко.


Комментарии

Читайте также

Показать больше записей