Эффект инерционности картины мира

Материал из книги «Психологические эффекты в менеджменте и маркетинге. 100+ направлений повышения эффективности в управлении и сбыте».

 

Эффект инерционности картины мира [1]. Этот эффект является отражением всех остальных эффектов, о которых рассказывается в первой главе и действие которых с течением жизни только усиливается (если только, конечно, вы сознательно не развиваете способность к принятию решений, выходящих за рамки обыденности).

Частный случай этого эффекта – профессиональная деформация [2].

У детей картина мира состоит из многих изолированных, независимых друг от друга кусочков. У взрослых картина мира более целостная, поэтому довольно неповоротливая. Это дает возможность взрослому человеку предвидеть последствия своих действий.

Однако эта целостность и неповоротливость картины мира взрослого человека имеет обратную сторону – на перестройку картины мира нам требуется время. Нам нужно время, чтобы пережить неожиданное, разобраться с ним. Пример: мы настороженно относимся к людям, «фонтанирующим» замечательными идеями и не спешим воплощать их в жизнь. И если первые две идеи мы могли выслушать с интересом, то затем интерес угасает и мы переключаемся на общие рассуждения типа «в нашей компании большинство хороших идей не воплощаются», «этот человек новичок, он еще не понимает, во что ввязался» и т.д. Мы пугаемся этих сильных идей.

Поэтому, если человек будет применять эффект столкновения с неожиданностью без оглядки на эффект инерционности картины мира реципиентов, то фиаско неизбежно – люди потеряют интерес к изменениям. А если в их душах поселится страх, то они могут вообще «закрыться». При этом возможен обратный эффект – потеря мотивации может привести к апатии, в команде начнет процветать капитанизм [3],  динамика развития компании может быть потеряна, а гениальные идеи так и останутся на бумаге.

В ТРИЗ инерционность картины мира принято называть психологической инерцией [4]. Чем шире и целостнее картина мира, тем шире кругозор человека и больше возможность предвидеть последствия своих действий. Однако масштаб картины мира имеет и обратные последствия – инерционность мышления возрастает.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Искусство управленческой борьбы / Владимир Тарасов. – М.: Издательство «Добрая книга», 2009. – 432 с.
  2. Территория заблуждений: какие ошибки совершают умные люди / Рольф Добелли; илл. Эля Боко и Симона Штеле; пер. с нем. Капитолины Кругловой и Екатерины Крыловой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 256 с.: ил.
  3. Психология убеждения. 50 доказанных способов быть убедительным / Ноа Гольштейн, Стив Мартин и Роберт Чалдини; пер. с англ. Галины Федотовой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 224 с.
  4. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач / Генрих Альтшуллер. – 3-е изд. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 402 с. – (Серия «искусство думать»)

 

© Антон Кожемяко.

 

Подробнее ознакомиться с нашими технологиями вы можете, записавшись на онлайн-практикум по построению системы продаж на рынке В2В, по развитию ресурсного мышления через освоение ТРИЗ и онлайн-практикум по развитию коммерческого персонала, работающего на В2В-рынке. Успехов!